Перейти к содержимому


  




Мастера Сёрин

Автор: clover, 02 Август 2013 · 2 176 просмотров

(Перевод Clover)

Мастера Сёрин
Graham Noble, при участии Ian McLaren и проф. N. Karasawa

Введение

Сёрин-рю – традиционный стиль каратэ, один из самых важных в историческом аспекте. Долгое время его развитие, как и всего каратэ, ограничивалось лишь пределами Окинавы. Этот факт осложняет изучение его истории, поскольку большая часть исследуемых материалов доступна только на японском языке.

С годами я собрал достаточное количество этих материалов, но всегда, при этом, была существенная проблема – это их качественный перевод. В прошлом году, проф. N. Karasawa и Ian McLaren, работали над переводами, и теперь я могу обобщить и изложить результаты их титанического труда. Переводы потребовали множество часов напряженной и кропотливой работы, зачастую это были материалы, изложенные в архаичном и терминологически насыщенном характере, все это было чрезвычайно сложно. Во всяком случае, теперь у нас есть, впервые переведенные на английский язык, полные переводы текстов мастеров Matsumura, Itosu и Chibana, в которых содержится масса новой информации, касающейся также других окинавских мастеров каратэ, таких как, например, Chotoku Kyan. Моя функция свелась к тому, чтобы обобщить разрозненные материалы, и добавить свои комментарии, в случае необходимости.

Факт, что часть истории каратэ оказался забытой для последующих поколений учеников. Только в последние несколько десятилетий, был проведен более тщательный анализ истории каратэ на Окинаве и в Японии. В своих исследованиях мы использовали следующие материалы: Shoshin Nagamine ("Okinawa-no Karate-do", 1975. Valuable historical material was omitted from the English edition of this work, "The Essence of Okinawan Karate-Do"); Hoshu Ikeda ("Karate-do Shogui", 1977); Katsumi Murakami, ("Karate-do to Ryukyu-Kobudo", 1973); Tetsuhiro Hokama ("Okinawa Karate-do-no-Ayumi", 1984) и Hiroyasu Tamae (a chapter he contributed to "Karate-do", Sozo Co., 1977). Также были использованы материалы из книги мастера Gichin Funakoshi "Ryukyu Kempo Karate" (1922) и из журналов "Kindai Karate" и "Karate-do Monthly".

ЧАСТЬ 1.

Современное окинавское каратэ имеет три основных стиля: Сёрин-рю, Годзю-рю и Уэти-рю. Из всех трех, Сёрин-рю имеет наиболее долгую историю и, на самом деле, может считаться исконным стилем окинавского каратэ.

Происхождение наименования «Shorin» связано с одним из центров традиционных китайских БИ «Shaolin», хотя, параллели между этими двумя формами БИ являются весьма опосредованными. Впервые термин «Сёрин-стиль» упоминается лишь в 1908 году, в труде Ankoh Itosu «10 наставлений». Мастер Itosu прибегнул к использованию этого термина, чтобы охарактеризовать различие между двумя формами Тодэ (каратэ): «Сёрин-стиль» и «Сёрей-стиль». Мастер Itosu является не единственным, кто использовал этот термин для описаний различий этих двух форм, позднее мастер Гитин Фунакоси использовал этот же термин для классификации ката на две группы, (как мне кажется, без анализа, т.е. – «в общем и среднем», так сказать, «на глазок»).

Т.о. изначально, термин «Сёрин-рю» был использован для классификации ката. Первым человеком, который использовал термин «Сёрин» уже как обозначение целого стиля, был Choshin Chibana, это было около 1933. Постепенно, после войны, другие школы, которые происходили от старых Сюри-тэ и Томари-тэ, также начали использовать имя «Сёрин-рю» для обозначения всего стиля, а не группы ката.

С исторической точки зрения, Сёрин-рю является наиболее важным. В начале прошлого века, большинство направлений окинавского каратэ были в том или ином виде связаны с формами Сёрин, да и позднее, когда каратэ было «экспортировано» в Японию, это сделали, в основном, мастера этого стиля. Оригинальные формы Тэквондо, в конце 1940-х - начале 1950-х, также были, в свою очередь, основаны на этом стиле. Как мне кажется, что-то содержалось в формах Сёрин, что привело к его распространению во всем мире, хотя уже в несколько измененном виде. Концептуально Сёрин-рю основывается на естественности позиций тела и дыхания, а его основные методы, относительно легко осваиваются, и подходят для развития кумитэ (спарринг).

Эта, относительная легкость освоения форм Сёрин-рю, способствовала тому, что такие крупные стили, как Сётокан, Сито-Рю и Вадо-рю включили в свою практику ката Сёрин-рю: Pinan (Heian), Naihanchi (Tekki), Kushanku (Kanku), Passai (Bassai) и т.д. Конечно с годами, возникли некоторые изменения по сравнению с первоначальными формами Сёрин-рю, например, в Сётокан, стойки стали ниже, а ката стали выполняться в намного более активной манере.

Не вся история, но некоторые моменты развития Сёрин-рю, могут быть получены при изучении жизни некоторых очень значимых мастеров этого стиля. Ранняя история окинавского каратэ является неясной и, вероятно, никогда не будет полностью раскрыта, хотя, имеются нескоторые сведения, которые восходят к 18 в. Рассмотрим, например, такую важную фигуру в истории Сёрин-рю, как мастер Sokon "Bushi" Matsumura.

Maстер Sokon Matsumura

Существует масса сторонников идеи, которые возводят историю всех современных стилей, произошедших от Сёрин-рю, обратно, к мастеру Мацумура, но, как мне кажется, это представляется в несколько ином свете. Мастер Мацумура, в начале 19 в., был мастером не только в «te», и лишь немногие из 30 ката, или около того, которые исторически восходят к Сёрин, или к стилям, связанным с Сёрин, можно проследить к нему. Тем не менее, мастер Мацумура был самым известным буси своего времени, и его влияние на развитие каратэ было очень глубоким.

До 19 века, почти не сохранилось документов, касающихся развития каратэ, и это затрудняет поиск фактов биографии Мацумуры. Он родился в Yamagawa, Сюри, в... - дата его рождения не определена. У различных авторов указаны такие даты: 1796, 1798, 1800, 1806 или 1809. Последняя дата, как пишет Shoshin Nagamine в своей книге «Okinawa-no Karate-do», вероятно, является наиболее реальной. Как он объясняет: «в Японии, когда человек достигает возраста 88, проводится специальная церемония, чтобы отметить достижение этого почтенного и уважаемого возраста. Как нам стало известно из еще одного источника, была некая женщина, которую в младенчестве, мастер Мацумура взял на руки по традиции передачи ей «долгой и счастливой жизни», по случаю празднования его 88-летия. Это было в 1896 году, поэтому мы можем сказать, что он родился в 1809 году. Известно также, что он прожил после своей церемонии 88-летия еще несколько лет, поэтому дата его смерти не известна в достаточной степени». Однако, есть мнение, что Мацумура дожил до 92 лет, так что он прожил до начала 20 в.

Аналогичным образом, неопределенность окружает и его учителей, Гитин Фунакоси писал, что Мацумура учился у посланника китайского двора Iwah, но Nagamine пишет, что нет подтверждающей информации об этом. Однако, есть документы, которые говорят о том, что Мацумура по службе был тесно связан с окинавским двором, и вполне возможно, что он мог быть знаком, и, наверно, учиться у кого-то из посланников китайского двора на Окинаве. Должность Мацумуры была высокой, поскольку он неоднократно был официальным посланником окинавского двора, дважды – в Китай, и один раз в Японию, в клан Сацума. Говорят, что он посетил Сацума в 1832 году, где пребывал в течение 2 лет. Если это так, то это могло иметь сильное влияние на его развитие как буси. Некоторые историки писали, что он изучал Дзиген-рю, фехтовальный стиль клана Сацума, у мастера Yashichiro Ijuin. Однако, Hoshu Ikeda не обнаружил никаких доказательств в записях Дзиген-рю о том, что у них обучался Мацумура.

Сокон Мацумура был благородного происхождения (Shizoku). Известно, что он сдал экзамены для того, чтобы стать официальным чиновником рюкюского двора, а также, что он был глубоко образован в классической литературе. Однако, он более известен, как телохранитель трех правителей Рюкю: Shoko, Shoiku и Shotai. Первый из них - Shoko, был 17 правителем из династии Рюкю, и как известно скончался в своем дворце в Minatogawa. Это было в 1827, поэтому Мацумура был слишком молод, чтобы занимать такую высокую должность при дворе.

Мы не имеем также четкого представления о том, как выглядело «Тэ» Мацумура – это искусство значительно изменилось с тех давних времен. Мы не можем даже быть уверенными в том, какие ката он практиковал. Он обучил несколько учеников, однако не известно, что из его каратэ дошло до наших дней.

Мацумура обычно был известен как Буси (воин) Мацумура, и он иногда называл себя Bucho. Однажды, он сделал заметки для одного из своих учеников Ryosei Kuwae. К счастью, семья Kuwae сохранила их, и они были опубликованы в нескольких книгах о каратэ. Поскольку они изложены в архаично стиле, их трудно понять, но Ян МакЛарен и проф. Карасава смогли выполнить их перевод:

Наставления мастера Мацумура

Необходимо иметь твердое намерение, чтобы суметь постичь суть боевого искусства. Эта решимость очень важна.

Боевое искусство является таким же искусством, как и прочие. Любое искусство слагается из трех основных элементов.

Это - Shisho-no-Gaku, Kunko-no-Gaku и Jussha-no-Gaku.

Shisho-no-Gaku - это искусство написания и чтения - одним словом, литература.

Kunko-no-Gaku – это изучение прошлого и обретение представления об этике, касающейся прошлых событий и нашего образа жизни.

Оба, Shisho-no-Gaku и Kunko-no-Gaku, являются неполноценными, если они не дополнены Jussha-no-Gaku (учение Конфуция).

Если сердце спокойно, сможешь покорить целую деревню, область или даже страну. Изучение Jussha-no-Gaku является высшим над Shisho-no-Gaku и Kunko-no-Gaku. Это три элемента, необходимые для изучения искусства.

В Будо также есть три заповеди. Это - Gukushi-no-Bugei, Meimoko-no-Bugei и Budo-no-Bugei.

Gukushi-no-Bugei является не более, чем техническими навыками в Bugei. Они, как женщина, поверхностны и не имеют глубины.

Meimoko-no-Bugei - это физические способности в Bugei. Это человек, способный легко одолевать своей силой других людей. Но если у него нет самоконтроля, то он становитяс опасным, и может причинить вред даже собственной семье.

Budo-no-Bugei – это то, что достойно восхищения. С этим вы можете позволить врагу уничтожить себя самого – нужно просто выждать со спокойным сердцем, и враг одолеет самого себя.

Люди, которые практикуют Budo-no-Bugei преданны своим друзьям, родителям и стране. Они не будут делать ничего из того, что является неестественным или противоречит природе человека.

Есть «семь добродетелей Бу»:

Бу запрещает насилие.
Бу требует воинской дисциплины.
Бу требует самоконтроля в поведении.
Бу требует добродетельности.
Бу дает мирное сердце.
Бу помогает установить мир между людьми.
Бу делает народ и страну процветающей.

Наши предки передали эти семь добродетелей для нас. Так же, как Jussha-no-Gaku является высшим в искусстве, так и Budo-no-Bugei является высшим в боевых искусствах.

"Mon-Bu" (искусства, в т.ч. боевое искусство) имеют одни и те же общие элементы. Мы не нуждаемся в Gukushi-no-Bugei или Meimoko-no-Bugei - это самое главное.

Я посвящаю эти слова мудрости и любви дэси Kuwae,
Bucho Matsumura

Дэси (ученики) мастера Sokon Matsumura

Не смотря на то, что репутация мастера Мацумура привлекала к нему немало молодых людей, которые хотели заниматься БИ, он имел довольно мало учеников - Ishimine, Kiyuna, Kuwae, Tawada, Azato и Itosu. В историческом плане, Itosu был среди них самым значимым. Другие не нашли своих собственных стилей, поэтому мало что известно об их жизни и навыках.

Chosin Chibana исследовал историю жизни Ishimine. Ishimine был на 4-5 лет старше Ankoh Itosu. Он был довольно худощав, весил всего около 120 фунтов, но при этом мог генерировать большую мощь в ударах и обладал очень стремительной техникой ног.

Однажды, человек по имени Tamanaha, который весил более 200 фунтов, пожелал проверить Ishimine. Он попытался нанести мощный удар Ishimine, но тот его блокировал и контратакующим ударом отбросил Tamanaha в сторону. Ishimine привел Tamanahа в чувство, но позднее, через три дня, он все же умер. Эту историю нам поведал Chosin Chibana.

Tawada мастерски владел саем, нам известно его ката «Tawada-no-sai». Kuwae был высок ростом, обладал очень сильным ногами, и был последним учеником мастера Мацумура. Kiyuna был крупным, сильным человеком, обладавший мощной ударной техникой. Он тренировал свою поразительную мощь на деревьях и практиковал ката «Passai» и «Kushanku». Taro Shimabuku, который учился с ним в школе, рассказывал, что «atemi (удар) у Tanme Kiyuna был настолько силен, и производим таким образом, что невероятно было видеть, как вообще человек мог делать такое». Вероятно, об этой же поразительной мощи мастера Kiyuna, писал Гитин Фунакоси ("Karate-do. My Way of Life"),когда рассказывал о том, что тот был способен ударами превращать кору на деревях в лохмотья.

Ankoh Azato был первым учителем Гитин Фунакоси, поэтому мы знаем немного больше о нем. Согласно Фунакоси, Azato был не только мастером в «Тэ», но и в верховой езде, кен-дзюцу, кюдо, а также был блестящее образован. Он был высок, широкоплеч, с выразительными чертами лица. Он был тонким знатоком различных БИ и оставил после себя записи о других мастерах окинавского «Тэ». Именно мастер Azato, сказал Фунакоси, что руки и ноги в каратэ должны разить, как мечи.

Фунакоси также писал, что будучи безоружным, мастер Azato смог одолеть одного из лучших фехтовальщиков на Окинаве тех времен, Yorin Kanna, «крупного, мускулистого человека, с могучими плечами и руками». Согласно Фунакоси, Kanna атаковал безоружного Azato мечом (вероятно катаной), но Azato уклонился от удара, и контратакующим действием вынудил Kanna опуститься на колени. Конечно, все это очень сомнительно, что произошло в точности так, поскольку у любого безоружного мало шансов победить в бою противника, вооруженного острой катаной.

Гитин Фунакоси также рассказывал, что мастер Azato использовал иппон-кен (кулак с выставленным суставом одного пальца). Он это обнаружил, когда как-то раз попросил мастера Azato атаковать его. Мастер Azato заблокировал его удар и контратаковал с иппон-кен с такой скоростью, что Фунакоси был удивлен. К счастью, для Фунакоси, мастер Azato лишь обозначил свой удар.

Вероятность того, что мастер Ankoh Azato использовал иппон-кен, подтверждается еще одной историей. Один из молодых людей в его деревне, пытался совершенствовать свои навыки в драке на прохожих по ночам. Azato узнал об этом, он переоделся в простую одежду, и отправился ночью в деревню. Когда молодой человек напал на него, Azato ударил злоумышленника в голову с иппон-кен. Человек отшатнулся, а затем убежал. Утром Azato собрал всех молодых парней из деревни, но один не пришел. Его нашли дома, и он имел большой синяк на лице. Он был очень удивлен, когда узнал, что человеком, на которого он напал, был Azato - и после этого он больше никогда не пытался повторить ничего подобного снова.

Maстер Ankoh Itosu

Мы должны быть благодарны мастеру Itosu за появление каратэ не только в Японии, но за распространение его по всему миру», писал Katsumi Murakami. Конечно, мастер Itosu, который умер в 1915 году, сам лично не был причастен к этому, но это сделали его ученики. Когда каратэ вышло из тени, он был наиболее важным учителем, а также тем импульсом, способствовавшим распространению каратэ в первые три или четыре десятилетия 20 в. Его ученики - Kentsu Yabu, Chomo Hanashiro, Anbun Tokuda, Chodo Oshiro (Ogusuku) и Shinpan Gusukuma – преподавали по всей Окинаве. Из четырех основных стилей японского каратэ, три восходят к мастеру Itosu: Сётокан и Сито-рю были основаны его учениками - Фунакоси и Мабуни, а Вадо-рю был создан учеником Фунакоси.

Itosu Ankoh (Yasutsune) родился в Yamagawa-muri, Сюри, в 1832 году. Он происходил из семьи довольно высокопоставленных чиновников, был знатоком китайской и японской классической литературы, прекрасным каллиграфом, и занимал пост придворного секретаря.

Многие считают, что учителем Itosu был мастер Сокон Мацумура, однако, Гитин Фунакоси приводит иные сведения в своей первой книге «Ryukyu Kempo Karate». Фунакоси писал, что Itosu был учеником Gusukuma: «это исторический факт, что окинавцы обучались у китайских учителей... Matsumura из Сюри и Miyazato из Киме изучали Сёрин-стиль у мастера Iwah... Gusukuma из Томари, Matsumura, Yamazato, Nakazato и другие обучались у каких-то китайских мастеров, которые потерпели кораблекрушение у берегов Окинавы... Tomigusuku Akata из Сюри является продолжателем линии мастера Sakiyama, Azato – линии мастера Мацумура, а Itosu – линии мастера Gusukuma». «Ryukyu Kempo Karate» была первой книгой о каратэ (в 1922) мастера Фунакоси, и в ней он изложил небольшую главу, посвященную его исследованиям происхождения каратэ и последующей его истории развития. Поскольку мастер Фунакоси, во временном отношении, был ближе к мастерам прошлого, то его исследования заслуживают внимания.

Во всяком случае, вполне вероятно, что Itosu, обладая большим интересом к изучению БИ, мог изучать «Тэ» у разных мастеров, из которых Мацумура и Гусукума, были главными.

Ankoh Itosu был выдающимся мастером в «Тэ» своего времени, даже его учитель Мацумура признал это и сказал ему, что он стал одним из сильнейших мастеров на Окинаве. Itosu был невысок, коренаст и очень силен. «Он был достаточно силен, чтобы убить одним ударом», писал Katsumi Murakami. Мастер Фунакоси говорил, что по крепости, тело мастера Itosu было словно отлито из железа.

У мастера Itosu было лишь несколько личных учеников. Позднее, в начале 20 в., когда открылись новые перспективы в преподании каратэ, оно было включено в учебную программу для окинавских средних школ, и мастер Itosu был приглашен в одну из школ в качестве учителя каратэ. Это было вероятно в 1909 году. Ему было уже 79 лет, поэтому преподавание в школах вели в основном его помощники Kentsu Yabu и Chomo Hanashiro, однако, он и сам иногда преподавал в первые годы эпохи Тайсё (1912-1926). «Мастеру Itosu было более 70 лет и мы называли его «Достопочтенный Itosu»», вспоминал один из его учеников. «Он был небольшого роста, но крепкого сложения, и обладал добродушным и искреннем характером». Мастер Itosu скончался в 1916 году, в возрасте 84 лет.

Возможно, что ката «Pinan», которые являются базовыми ката некоторых современных стилей каратэ, были разработаны мастером Itosu для окинавской школьной учебной программы. Также есть мнение, что некоторые техники («убийственные» и т.д.) каратэ были исключены из этих ката, чтобы сделать их подходящими для обучения школьников. Доказательств этому нет, но вероятность этого весьма высока, поскольку мастер Itosu мог изменить каратэ, чтобы сделать из него средство физического воспитания для школьников. В статье, опубликованной в японском журнале «Karate-do Monthly», мастер каратэ, родом с Окинавы, Hiroshi Kinjo, писал:

«...к 1908 году, мастер Itosu создал модернизированную форму каратэ. Т.е. можно сказать, что мастер Itosu создал современную форму каратэ, переработав ее из старой. Т.о. старое Кэмпо (т.е. на основе китайских стилей), было той основой, на которой возникли три до сих пор существующих стиля. Мастер Itosu преподавал каратэ в школе префектуры Окинава и это было уже современное каратэ, а не старый стиль. За исключением нескольких мастеров, которые понимали, что он преподавал уже модернизированную форму, большинство людей думали, что он учил их старому стилю, и это непонимание существует до сих пор. И это, очень существенное непонимание».

«...Самое главное, что в созданной мастером Itosu современной форме каратэ, уже не было системы обучения по принципу «Рю» (школа определенного мастера). Мастер Itosu выработал методы для массового обучения учеников каратэ, т.о., главное отличие современной формы каратэ от старой это то, что в ней больше не было линий передачи от мастеров к личным ученикам, характерной для традиционных рю».

Все это требует дальнейших исследований. Возможно это правда, что мастер Itosu пытался разработать «коллективный» стиль каратэ, используя для этого как основу Сюри-тэ. Но есть и основания полагать, что «коллективизация» преподавания каратэ была не сиюминутным делом, она началась задолго до 1908 года, в конце концов, мастеру Itosu было 76 лет, и весьма сомнительно, что в столь преклонном возрасте, он решил вдруг начать крупномасштабную реструктуризацию своего стиля. Скорее всего, представляется, что это было результатом процессов по реструктуризации и стандартизация ката, которые происходили на протяжении многих лет, которыми воспользовался мастер Itosu, и для чего он явно имел дар. Он оставил около 25 ката своим последователям, и это удивительно, с учетом того, что многие известные мастера того времени могли знать только 3 ката, и то это считалось, что много. Нам не известно, как он собрал все эти 25 ката. Однако, совершенно очевидно, что он пересмотрел многие из них, и сгруппировал некоторые по методам, практикуемым в них, например, Naihanchi и Rohai (3 варианта), Passai (дай и сё) и Kushanku (дай, сё и shihokushanku). Некоторые ката, такие как Pinan, возможно, и очень вероятно, что были его собственные. Ryusho Sakagami считает, что Jion, Jiin и Jitte возможно переосмысленные по новому Томари ката. Chosin Chibana полагает, что мастер Itosu изучил первоначальную форму ката Naihanchi у китайских поселенцев в Томари «и некоторым доказательством того, что мастер Itosu переделал первоначальную китайскую форму Naihanchi, может содержатся в истории, рассказанной Кэнва Мабуни:

«Один из моих работников, Morihiro Matayoshi, как-то раз показал мне его ката kiba-dachi-no kata и я выучил его. Его форма отличалась от той, которой я учился у мастера Itosu. Я показал мастеру Itosu эту другую форму. Он сказал, что это первоначальная форма, которую он улучшил исходя из собственных соображений».

Нам повезло иметь записи мастер Itosu, обнаруженные после его смерти. Они были первоначально опубликованы в книге Genwa Nakasone «Karate-do Taikan ». В его записях цитата, приведенная во втором абзаце, конечно же, является фразой, приписываемой герцогу Веллингтону, произнесенной им после битвы при Ватерлоо («Эта победа была одержана нами благодаря спортивным полям Итона»), но было удивительно обнаружить эту цитату в записях, сделанных мастером каратэ с отдаленных и маленьких островов Окинавы.

В десяти наставлениях мастер Itosu говорит, что каратэ не является производным от буддизма и конфуцианства. Что, в былые времена, возникли два стиля, называемые Сёрин-стиль и Сёрей-стиль, что оба пришли из Китая. Что каждый из этих стилей имеет свои преимущества, и эти стили не должны быть изменены или скомбинированы - они должны оставаться такими какие они есть.

Он оставил следующие наставления:

Каратэ дает не только крепкое тело. Каратэ взращивает дух, чтобы принести себя в жертву, когда это потребуется для правителя или нации. Никогда не сражайтесь по пустяковым причинам; не растрачивайте свой дух в драках с отребьем. Избегайте таких людей насколько это возможно.

Каратэ сделает мышцы мощными, а тело сильным. Оно разовьет в вас смелый дух. Если тренироваться в каратэ с юных лет, то вы станете полезным членом общества, даже оставаясь простым воином. Например, герцог Веллингтон, после победы над Наполеоном, сказал: «Эта победа была одержана нами благодаря спортивным полям Итона».

Вы не сможете стать мастером каратэ легко, за короткий период времени. Этот процесс, как стадо коров, пересекающих поле. Независимо от того, как стадо медленно передвигается по полю, оно все равно в конечном результате достигнет конца поля. Даже двигаясь медленно, стадо все равно сможет пройти свои 100 миль. Если практиковаться 1-2 часа каждый день, то тело измениться к 3-4 году занятий – и вы получите основу для дальнейшего продвижения в каратэ.

Одним из наиболее важных компонентов каратэ является «Ken-soku» (кулак-стопа), поэтому используйте макивара для отработки ударов. Не поднимайте плечи, расслабьте грудь и учитесь при ударах извлекать силу из тела. Будьте устойчивы, контролируйте равновесие. Делайте по 100-200 ударов каждый день.

При контроле равновесия необходимо стремиться удерживать туловище в вертикальном положении, следить за тем, чтобы плечи не поднимались, ноги не теряли устойчивости, а концентрация внимания была сосредоточена на тандене.

В каратэ есть множество способов перемещений. Вы должны понять цель каждого и совершенствоваться в его применении. Вы должны понять все возможные значения перемещений и соответствующих им техник. Любой шаг может быть основой для применения разнообразных техник.

Практикуясь в каратэ вы должны изучить применение каждого вида шага, чтобы он был соответствущ для соответствующего вида удара или блока.

Перемещаясь вы должны входить в образ, будто вы на поле боя и сражаетесь с врагом. Вы должны следить, чтобы при перемещениях плечи не поднимались, а движение ног не было шатким. Практикуя блоки или сваливания, вы должны воображать, что действуете против реального врага. Так постепенно, вы будете понимать и привыкать к тому, как действовать в реальном сражении.

Ваши занятия каратэ должны соответствовать вашим телесным возможностям. Если нагрузка слишком велика, то это плохо скажется на состоянии. Если ваше лицо покраснеет, как и глаза, то вы будете продолжать заниматься только в ущерб своему здоровью.

Люди, которые занимаются каратэ, проживают, обычно, долгую и осмысленную жизнь. Практика каратэ развивает мышечный тонус, способствует улучшению пищеварения и укрепляет кровеносную систему. Поэтому я считаю, что каратэ может быть включено в учебную программу начальных школ, чтобы мы могли воспитывать поколения, способные побеждать в десять раз больше врагов. Если обучение каратэ включить в программы начальных школ, то через 10 лет, каратэ станет популярным не только на Окинаве, но и в Японии. Каратэ также может способствовать строительству военного общества (Karate would also be able to contribute to military society.).

Ankoh Itosu. 41 год эпохи Мейдзи. (ЧАСТЬ 2.)

История поисков фото Итосу Анко Окина
Анко Итосу: История ката Чаннан\Пинан