Перейти к содержимому


  




Огасавара-рю

Автор: clover, 24 Июль 2013 · 1 872 views

http://www.youtube.com/watch?v=16mQJKWgYn4

(Перевод - clover)

Огасавара-рю (小笠原流, Ogasawara-ryū) является традиционной школой БИ и этикета, которая сформировалась и развилась в клане Огасавара, связанного с родом Минамото.

Школа была создана Ogasawara Nagakiyo, в период Камакура (1185-1333). В ней изучались верховая езда (bajutsu), стрельба из лука (kyujutsu), конная стрельба из лука (yabusame http://en.wikipedia.org/wiki/Yabusame) и этикет (reiho) с акцентом на церемониальные и ритуальные практики. [1] [2] Ogasawara Nagakiyo был первым учителем в этой школе, которая располагалась в его деревне Огасавара. Его отец, Minamoto Tomitsu был большим знатоком классических трактатов того времени, а также большим мастером в БИ. Благодаря своей храбрости, которую он проявил в войне против клана Тайра, он получил высокую почетную должность. Nagakiyo служил у Yoritomo no Minamoto, основателя и первого сёгуна в период сегуната Камакура, был мастером стрельбы из лука и верховой езды, что принесло большую славу школе клана Огасавара. Однако, искусстсво этикета не было особо востребовано в те времена среди самураев, поэтому Nagakiyo не преподавал его.

Во время правления Ashikaga Takauji, первого сегуна Асикага, на потомка Nagakiyo - Ogasawara Sadamune (1292-1347) была возложена ответственность за соблюдением этикета и ритуалов при дворе. Takauji, предоставил, т.о., Огасавара-рю официальные полномочия. А точнее, сегун взял Sadamune себе на службу в связи с его активным участием в свержении сёгуната Камакура, и заверил его, что Огасавара-рю станет главной школой в преподавании искусства самурайского этикета согласно Бусидо. Sadamune был учеником мастера школы Риндзай Seisetsu Shōhō (Ch'ing-cho Ch'eng-cheng). [3] [4] Спустя три поколения после Sadamune, Ogasawara Nagahide, который унаследования должность своего отца, в 1380 году составил первый в истории Японии трактат придворного этикета «Sangi Itto». В «Sangi Itto» кроме этикета, также содержатся учения семьи Огасавара по верховой езде и стрельбе из лука. [5] Этот трактат стал каноническим в школе Огасавара. В период Воюющих провинций, глава клана, Sadayoshi, составил еще 7 трактатов клана Огасавара по этикету для своего наследника Hidemasa. В отличие от более поздних трудов по этикету, довольно поверхностных, эти первые трактаты Огасавара включают в себя объяснение необходимости наличия благородных манер для сословия самураев. Постепенно, к концу периода Муромати (1573), значимость преподавания БИ в школе Огасавара значительно уменьшилось, и в школе осталось лишь преподавание изысканных манер. Однако, в 1724 году, Ogasawara Heibei Tsuneharu [6] возродил преподавание искусства конной стрельбы из лука. В период Эдо, Огасавара было поручено обучать элиту сегуната тонкостям этикета. Постепенность учение Огасавара-рю стало проникать и за пределы двора, в среду менее высокопоставленных самураев. Этикет, преподаваемый в Огасавара-рю, стал считаться эталоном поведения. В школе преподавались не только различные ритуалы для ежегодных мероприятий, но и также, к примеру, умение меблировать комнаты, умение носить и складывать одежду, умение составлять карты, умение вести себя во время еды, умение заворачивать подарки и многое другое.

В 1960 году Tadamune Ogasawara, который является наследным главой Огасавара-рю по формальному этикету, впервые открыто продемонстрировал элементы этого искусства в Японии. [7] Школа Огасавара, до того времени, была очень закрытой, в ней могли учиться только придворные аристократы, и вне круга высокообразованных самураев она была мало известной. По мнению мастера Tadamune, отсутствие вежливости и самодисциплины в обществе приводит к деморализации умов, поэтому он решил открыть доступ к обучению для широкой общественности в своей щколе, которая признана одной из японских культурных ценностей, насчитывающей более 8-вековую историю. Т.о., преподавание искусства этикета в Огасавара-рю вышло на новый уровень. Например, сейчас в нем проходит обучение персонал автокомпании Lexus. (* и Toyta) [8] Но и, члены императорского дома, также продолжают обучаться этикету в школе Огасавара, и в настоящий момент, мастер церемоний обучает ему 52-ую наследницу императорского дома Японии.

Этикет (reiho)

Школа Огасавара заложила основы этикета для сословия самураев. Эти правила и ритуалы включают поклоны (учение школы описывает девять различных способов выполнения поклонов [5] ), умение эстетично есть, [9] эстетику брачных отношений [10] и прочие аспекты повседневной жизни, вплоть до таких мелочей, как правильно раскрывать и закрывать сёдзи. [11] Суть этикета Огасавара – это делать и поступать так, как можно было бы ожидать от любого полноценного члена общества. В этом смысле эти правила вполне естественны, хотя непосвященному могут казаться излишне сложными. Трактат Огасавара раскрывает сущность этикета следующим образом: «Нужно отказаться от своих мыслей и прислушиваться к мнению других. Если отбросить все свои личные домыслы, то истина вскроется сама по себе, интуитивно». Этикет, по сути, является уважением и признанием стороннего права. Искренняя доброта является основой для этикета.

Ссылки

1.^ Shōji Yamada; 山田奨治 (1 May 2009). Shots in the Dark: Japan, Zen, and the West. University of Chicago Press. ISBN 978-0-226-94764-8. Retrieved 27 June 2012.
2.^ Thomas A. Green; Joseph R. Svinth (2003). Martial Arts in the Modern World. Greenwood Publishing Group. ISBN 978-0-275-98153-2. Retrieved 27 June 2012.
3.^ Martin Collcutt (1981). Five Mountains: The Rinzai Zen Monastic Institution in Medieval Japan. Harvard Univ Asia Center p. р. 83. ISBN 978-0-674-30498-7. Retrieved 27 June 2012.
4.^ Kōzō Yamamura (27 April 1990). The Cambridge History of Japan: Medieval Japan. Cambridge University Press. p. р. 602. ISBN 978-0-521-22354-6.
5.^ Dave Lowry (26 September 2006). In the Dojo: The Rituals and Etiquette of the Japanese Martial Arts. Shambhala Publications. р. p. 118–120. ISBN 978-0-8348-0572-9. Retrieved 27 June 2012.
6.^ Thomas A. Green; Joseph R. Svinth (30 June 2010). Martial Arts of the World: An Encyclopedia of History and Innovation. ABC-CLIO. p. р. 154. ISBN 978-1-59884-244-9. Retrieved 27 June 2012.
7.^ "Hereditary Master; Tadamune Ogasawara". Ogasawara-ryu.com. Retrieved June 27, 2012.
8.^ Paul R. Niven (7 July 2008). Balanced Scorecard: Step-By-Step for Government and Nonprofit Agencies. John Wiley & Sons. p. р. 217. ISBN 978-0-470-32798-2. Retrieved 27 June 2012.
9.^ "Chopsticks". Ogasawara-ryu.com. Retrieved June 27, 2012.
10.^ Stephen R. Turnbull (8 December 2000). The Samurai Tradition. Psychology Press. p. р. 146. ISBN 978-1-873410-22-6. Retrieved 27 June 2012.
11.^ "Etiquette for Opening and Closing Fusuma". Ogasawara-ryu.com. Retrieved June 27, 2012.


Фотки Огасавара-рю

Урок школы Огасавара: самурайский этикет (отрывок)

http://www.youtube.com/watch?v=GCvK2CseMq8

Перевод субтитров

(0:04) С древних времен поведение самураев регламентировалось различными правилами. (0:12) Как стоять, как сидеть, как кланяться, как ходить (0:18) как поворачивать, огибая углы улиц, как входить и выходить из ворот и т.п. правила поведения в различных ситуациях. (0:23) Основная концепция в самурайском этикете может быть выражена одной аллегорией - «замеревшее копье». (0:26) В действительности, боевой дух заключается не в способности (0:29) атаковать врагов, а в способности защищать себя, т.е. – в самообороне. (0:34) Умение защищаться требует больших способностей и знаний, чем умение атаковать. (0:39) Путь самурая - всегда на грани между жизнью и смертью, (0:41) поэтому самурай никогда не мог показать свою неготовность или открыть свою уязвимость потенциальному врагу. (048) Отсюда возникли 7 положений с мечом. (0:51) Пять очевидных положений с мечом - Segan, Jodan, Gedan, Hasso и Waki Gamae (1:00) и еще два невидимых - Ki Gamae и Kokoro Gamae. (1:05) Эти два последних - Ki Gamae и Kokoro Gamae – связаны с самурайским этикетом. (1:10) Основанная в период Муромати, Огасавара-рю является элитной школой самурайского этикета. (1:19) В ней преподается этикет, который связан не только с обычным поведением в обществе, но и правила поведения для имеющих право носить меч. (1:21) Суть этикета «для меча» заключается в сохранении уважения и достоинства (1:25) при отражении агрессии, (1:29) а также контроле себя в случае победы над врагом, т.е. не допуская признаков торжества или злорадства. (1:36) Этикет в БИ - это не только хорошие манеры. (1:40) Каждое действие этикета (1:43) учитывает возможность внезапного нападения, поэтому он включает в себя позы для защиты и контратаки. (1:50) Знание этикета и умение следовать ему, повышениют уровень компетентности в БИ. (1:58) Человек, который способен в точности следовать этикету, имеет постоянную высокую боеготовность. (2:06) Этикет — это и метод управления рисками, (2:08) это не только способность быть вежливым с противником во время боя, но и в моменты отдыха, например, распития чая, (2:16) оказаться способным остановить атаку противника, увидеть ее начало, отвести удар и защитить себя. (2:23) Все это учитывают различного рода позы этикета, при этом они также демонстрируют потенциальному противнику вашу готовность к отражению его атак. (2:29) БИ начинаются и заканчиваются вежливостью. (2:34) Далее, Yamato Ryumon покажет суть этикета в БИ, скрытую в этих словах.

(2:50) Samurai Etiquette. Sabaki (3:05) Форма Te no Uchi

(3:11) Кисть, удерживающая Сабаки-бо, никогда не должна его стискивать сильно. (3:16) Для удержания меча, силы требуется ни больше, ни меньше, а ровно достаточно, как мы ровно достаточно удерживаем палочки для еды. (3:22) Тот же принцип Сабаки - для ног, для тела и для меча. (3:28) Сабаки есть в Sageo в Иайдо, Сабаки есть в Fukusaв чайной церемонии и т.д. (3:34) Точно также принцип Сабаки применяется и для защиты при нападениях. (3:42) Наработанный в БИ принцип Сабаки, становится возможным к применению (3:48) по отношению к различным предметам быта, в различных обстоятельствах, ситуациях и даже для мыслей. (3:55) Действия и состояние ума, соответствующие моменту, это и есть Сабаки. (4:01) Не следует сильно стараться, чтобы продемонстрировать Сабаки в работе с Сабаки-бо. (4:06) Человек, который может сделать Сабаки правильно и медленно, также сможет сделать это быстро и резко. (4:13) Самое важное, это правильно учиться, и тогда все будет уместным, быстрым, сильным и достойным. (4:24) Если же сосредотачиваться только на точности, скорости и силе, то это будет не более, чем просто заученная форма. (4:31) При этом, занимаясь практикой, никогда нельзя игнорировать четвертый элемент - достоинство. (4:38) Легко научиться показывать форму грациозно и стильно, но затем нужно научиться это делать с чувством достоинства, (4:45) и при достижении чувства достоинства – форма перестает быть формой, а становится естеством. (4:50) Достоинство - это пожизненный «компас», но и достижение этого уровня не может быть конечной точкой на пути самосовершенствования. (Видео, вид сбоку)