Перейти к содержимому


  




Интервью с мастером Sakae Ibusuki

Автор: clover, 22 Июль 2013 · 1 439 просмотров

Интервью с мастером Sakae Ibusuki

Опубликованное фото

(Перевод - clover)

Интервью с уникальным мастером Sakae Ibusuki, KWF. Мастер Ibusuki относится к тому поколению, которому повезло учиться еще у мастера Фунакоси Гитин. Он, ученик мастера Фунакоси, а позднее мастера Masatoshi Nakayama. В этом эксклюзивном интервью он рассказывает о своей учебе у О-Сенсея, о мастере Nakayama и его дружбе с Mikio Yahara.

(Yuko Kallender-Umezu) Благодарим за то, что вы были настолько любезны, чтобы дать это интервью. Мы очень ценим, и надеемся узнать больше о вас и вашем каратэ. Не могли бы Вы рассказать немного о том, как вы пришли в БИ?

(Sakae Ibusuki) В юности, я хотел изучать БИ, как и многие другие люди, чтобы стать сильнее. Начал я с дзюдо в средней школе, мне оно очень нравилось, но вопреки моим ожиданиям, оно оказалось далеко не простым занятием. Постепенно, примерно когда мне исполнилось 16 или 17 лет, я понял, что хочу чего-то большего от БИ.

(YKU) Вы начали заниматься каратэ в клубе университета Васэда?

(SI) Да, когда я поступил в университет Васэда, то начал заниматься в клубе каратэ. Я поступил в университет в 1948 году и закончил в 1952.

(YKU) Расскажите о своей практике каратэ в клубе Васэда? Кто был вашим учителем или семпаем?

(SI) К тому времи клуб Васэда существовал уже более 10 десяти лет, и в нем преподавал мастер Гитин Фунакоси. Тренировки проходили по понедельникам, средам и пятницам, в течение 3 часов. В основном внимание уделялось базовой подготовке. Кроме того, проводились зимние и летние гасуку, которые длились от 7 до 10 дней, а также мы иногда посещали различные близлежащие храмы. К тому времени JKA* (* ? видимо к началу его обучения - 1948 г.) еще не было, мастер Фунакоси преподавал, в основном, в различных университетских клубах каратэ, а также - в Кодокане. В то время не было единой организации. Университетские клубы имели между собой некоторые связи, проводили иногда совместные тренировки. Но объединяющей их ассоциации не было. Тренировки каратэ во многом были похожи на современные - кихон, кумитэ и ката, однако, кумитэ очень отличалось. В кумитэ того времени не было никаких правил, и уж тем более, сун-до-мэ, так что мы проводили бои в полную силу, как это бывает в реальности, причем били в любые части тела, в т.ч. и «деликатные», потому что без реальных ударов научиться защите практически не возможно. Поэтому в те дни, многие из учеников получили травмы, причем бывало и довольно серьезные. На самом деле, кумитэ тогда было очень опасным. Лично я считаю, что это очень полезно, поэтому я свою методику преподавания каратэ строю с тем учетом, чтобы ученики могли получить практические навыки реального боя.

(YKU) Чтобы вы могли еще рассказать об обучении каратэ в университетских клубах того времени?

(SI) Как и сейчас, мы изучали ои-цуки, гьяку-цуки и прочую базовую технику. Что касается повторов упражнений, то это во многом зависело от семпая. Когда я только пришел в клуб, у нас был один семпай, который настаивал на нескольких сотнях повторов каждой техники. Я считаю, что это непродуктивная трата времени. По моему мнению, лучше меньше, да - качественней, поэтому, когда я сам стал семпаем, я ограничивал учеников примерно 50 повторами. Я думаю, что после сотни ударов, человек начинает просто копировать движения. Еще что было по-другому тогда – это работа на макивара, мы били не только сейкен-цуки и сюто, но хидзи, хайто и т.д., примерно по 30 раз каждый. Стучание по макивара сотни раз ои-цуки, уже без должного внимания, концентрации и состоянием ума - это просто механические повторы, количество которых не способствует совершенствованию качества удара.

(YKU) Какова была атмосфера обучения в университских клубах того времени? Обучение было очень тяжелым?

(SI) В первый год обучения ученик считался «рабом», на второй год – «обычным человеком», на третий год – «императором», а на четвертый год – «богом». Так было в университетском клубе Такусеку. В Васэда и Кэйо была более интеллектуальная атмосфера, не такая жесткая, как в Такусеку. Мы думали о них, как о варварах (We thought of them as barbarians).

(YKU) Вы были учеником мастера Накаяма. Что вы можете рассказать о нем? Когда вы впервые познакомился с ним и как долго учились?

(SI) Ну, я учился у мастера Накаяма, позже в JKA, но на самом деле, я прежде всего - ученик мастера Гитин Фунакоси, у которого учился в клубе Васэда. Преподавание мастера Фунакоси был очень одухотворенным, проникнутым философским смыслом. Самое известное его выражение - «каратэ ни сэн тэ наси» - это то, из чего он всегда исходил. Он был уже в довольно преклонном возрасте в те дни, и не мог быть уже столь активным, как в свои ранние годы. Когда он демонстрировал свое каратэ, его техники были очень похожи на технику айкидо, поскольку при защите от ударов он использовал силу атакующего противника (When he would demonstrate, his techniques resembled or contained strong elements of Aikido, using the opponent's attack power against them to deflect the blow).

(YKU) А что вы изучали у мастера Накаяма?

(SI) Когда я вновь вернулся в каратэ, мне было уже 53 года. Я начал изучать ката лично у мастера Накаяма в JKA. Всего, я изучил у него 26 ката. Ранее, в молодости меня интересовали только кихон и кумитэ. Но мастер Накаяма сказал мне, что для того, чтобы быть инструктором, чрезвычайно важно понять смысл каждого движения во всех 26 ката. Мастер Накаяма отличался очень глубоким и детальным знанием ката. Он был первым инструктором, который начал преподавать ката систематически. Он имел высочайшие навыки в разрушении движений, понимал смысл и объяснял их. Для 3 и 4 данов требовалось правильное выполнение всех ката, а для 5 данов уже требовались навыки преподавания их. Накаяма объяснил мне, что он хотел обучить меня так, чтобы я стал инструктором.

(YKU) Чему еще вы учились в дни своей молодости?

(SI) Мне не терпелось узнать побольше о других БИ и о kakutogi (спортивные виды единоборств), поэтому я посещал спортивные залы кикбоксинга, а также тренировался в додзе кёкусин, потому что меня интересовали их лоу-кики. Я также хотел попробовать и выяснить сильные и слабые стороны каждого из них. Мне было очень важно понять насколь эффективен сётокан в сравнении его с другими видами или стилями БИ. Меня интересовал апперкот в боксе, такой техники не было сётокан. Я ходил и учился в других местах, поскольку это очень важно для жизни, ведь никогда не знаешь, в случае инцидента, каким способом на тебя нападут. Например, если противник имеет опыт бокса, значит может применить хуки или апперкоты, поэтому нужно знать, как от них защищаться. Кроме знания чужой техники и методов ее использования, еще очень важно изучать и отрабатывать стратегию боя. Главным трактатом о стратегии боя, который издревле изучался мастерами японских БИ является Shonshi (Сунь Цзы, «Искусство войны»).Также в этом трактате указаны 4 идеи об уровне боевого мастерства: (1) Если вы «знаете» себя, но «не знаете» врага, то вы можете или победить, или проиграть. (2) Если вы «не знаете» себя, но «знаете» врага, то вы можете или победить, или проиграть. (3) Если вы «знаете» себя и врага, то вы всегда победите. (4) Если вы «не знаете» ни себя, ни врага, то вы всегда проиграете. Я думаю, что отсутствие должной стратегии стало одной из причин, почему Япония проиграла войну на Тихом океане. Мы не могли понять нашего врага вообще.

(YKU) Расскажите что-нибудь еще о мастере Накаяма?

(SI) Я думаю мало кто знает, что мастер Накаяма был частным инструктором старших офицеров в одном посольстве крупной страны в Токио. И однажды, он предложил мне тоже преподавать в этом посольстве вместе с ним. При этом он сказал мне, что это было неофициальное обучение, поэтому это должно быть тайной между ним и мною. Но я считаю, что в том, что я рассказал вам об этом, нет ничего особенного.

(YKU) Каким был мастер Накаяма внутри додзе, и каким за его пределами?

(SI) Мастер Накаяма вел себя одинаково вежливо, по-джентльменски, что внутри додзе, что за его пределами. В его в поведении просматривалась некая многозначительность, и в то же время, целеустремленность и спокойная харизма, которые, вероятно, так привлекали к нему людей и внушали им доверие. Мы почувствовали горечь большой утраты, когда он ушел от нас.

(YKU) А что вам импонировало больше всего в мастере Накаяма?

(SI)Прежде всего, его джентльменское поведение. А также его дух каратэ, он учил нас быть не только сильными, но и добрыми и терпеливыми с другими. Это самое важное, что я увидел в нем.

(YKU) Как бы вы описали философию каратэ мастера Накаяма?

(SI) Важно быть не только сильными людьми, но и сострадательными. Нужно быть сильными, чтобы когда придет время, победить врага. Это основная философия, которую я узнал от мастера Накаяма.

(YKU) У вас был период, когда вы перестали заниматься каратэ, почему?

(SI) Ну, я начал свой бизнес и был очень занят по работе в собственной компании.

(YKU) А почему опять вернулись к занятиям каратэ?

(SI) Я решил вернуться в каратэ, когда вышел в отставку.

(YKU) Вы давний друг мастера Яхара. Как вы впервые познакомиться с ним?

(SI) Я был представлен владельцем кафе в Нагано г-ну Яхара, где я купил виллу у одного из своих друзей. Г-н Яхара был многократным чемпионом JKA, бои и ката которого я видел, и они произвели на меня неизгладимое впечатление. Я помню, мы смотрели по телевизору его ката унсю vs. ката сотин в исполнении г-на Осака.... (как раз в этот момент, супруга мастера Ibusuki, довольно уже в ... возрасте, подавала нам зеленый чай, когда заметила его выступление ... «О, как красиво! Как он захватывающ и очарователен!») [и позднее мастер Ibusuki сказал мне] ... что его супруга хотела бы с ним познакомиться. Так что я подумал, хорошо, позвоню ему. Я позвонил ему и мы пригласили его на свою виллу. В первый раз он пришел со своим другом, как я предполагаю, из-за того, что чувствовал себя немного неловко. (Мастер Яхара позднее рассказывал, что он очень любит путешествовать, и особенно ему нравились поездки в Нагано, там он постоянно посещал одно кафе, потому что оно было стильным и нем была хорошая атмосфера).

(YKU) Можете ли вы рассказать нам еще немного о нем?

(SI) Меня мастер Яхара поразил прежде всего тем, что он очень прямодушен, и без всякой лести. Он очень хорошо понимает, что ему нравится, а что нет. Теперь такие люди встречаются довольно редко, у него есть очень ясное представление того, что он любит и что он делает, и он очень честен в этом. Я равно восхищаюсь чистотой его таланта, как в каратэ, так и человека. Он тоже бизнесмен, и работает уже в своей компании более 30 лет.

(YKU) Почему вы начали преподавать в KWF?

(SI) По разным причинам. Но прежде всего, из-за kenkyo (скромность) г-на Яхара, он в подлинном смысле само воплощение скромности и смирения. Были и другие причины. Г-н Яхара сказал, что желал бы, чтобы я научил учеников KWF тому традиционному каратэ, которое я изучал еще в клубе Васэда, чтобы вдохновить молодое поколение на ту форму каратэ, которая отражает дух Будо. Когда я преподавал в качестве инструктора JKA в Shinagawa, то сенсей требовал, чтобы я обучал очень жестко, но в действительности, мне это никогда не нравилось! В этом отношении г-н Яхара был очень деликатен, и я преподавал так, как мне нравилось, т.е. в свободной и непринужденной обстановке, где есть место даже шуткам. Я люблю иной раз шутить в разговорах со своими учениками. Т.о. личность г-на Яхара, а также его цели, вот то, что убедило меня.

(YKU) Каково ваше мнение о каратэ KWF мастера Яхара?

(SI) Jissenteki («реальное»), вот то слово, которым можно характеризовать каратэ г-на Яхара. Его каратэ основано на полноценных боевых навыках, на реальных боях и на боевом опыте. В JKA есть достаточно техник и методов, применение которых запрещено или ограничено правилами, но в реальном бою, они как раз и являются одними из самых эффективных. По моему мнению, современный кихон-ренсю (упражнения в базовой технике) JKA отличается не только от KWF, но и от кихона прежних лет JKA. Я считаю, в отношении обучения культуре движения тела очень важны методы мастера Исака. Тогда и у вас будут такие же способности, как у мастера Яхара, по скручиванию и сжатию, создавая этим массу энергии. Г-н Яхара в этом отношении настоящий мастер.

(YKU) Некоторые люди считают, что в KWF делают чрезмерные скручивания и сжатия.

(SI) В таком случае, уровень знаний этих людей весьма далек от уровня г-на Яхара. Если вы подверглись нападению, то вам важно обезвредить противника первым же своим ударом. Людей, которые имеют об этом иное мнение, я не понимаю. Если же вы согласны с тем, что врага необходимо обезвредить первым же ударом, то вам становится понятным, что техника и методы г-на Яхара не только разумным, но и необходимы. Если вы посмотрите каратэ мастера Яхара, то заметите, насколько оно мощное и стремительное. Он понимает, что требуется в реальном бою.

(YKU) Многие считают, что практика ката связана с духовным развитием. Что Вы думаете по этому поводу?

(SI) Ката имеют наиважнейшее значение в практике каратэ. Без ката каратэ опустилось бы до уровня навыков уличной драки. Практика ката формирует определенную культуру ведения боя, а также тренирует навыки его ведения. Я считаю, что сётокан с его практикой ката, имеет другую культуру боя, чем стили каратэ, наподобие кёкусин. Ката являются сущностью каратэ. Когда клан Симадзу вторгся на Окинаву, он запретил местному населению иметь оружие и практиковаться в БИ. Т.о., окинавцы были вынуждены тренироваться тайно, и ката выдавались за народные оцинавские танцы. Это весьма вероятно, поскольку окинавские танцы имеют движения вполне сходные с техниками и движениями в каратэ. Члены клана Симадзу не видели в танцах ничего крамольного, и не запрещали их. Я был в свое время поражен, когда увидел по телевизору программу Ryuku, посвященную народным танцам, в одном из которых я увидел форму хангецу. Ката заключают в себе всю мудрость и сущность методов каратэ, которые неразрывно связаны с окинавской культурой. В танцах вы можете увидеть истоки каратэ и культуру народностей Рюкю. Так что да, я твердо верю, что ката являются одним из способов духовного и культурного саморазвития. Если убрать ката из каратэ, то это станет просто кикбоксингом в кимоно. Ката делает каратэ каратэ. Они отражают традиции и культуру окинавского народа в его борьбе против Shimizu-ha. Ката – это один из способов сохранения и передачи различных боевых приемов. Кроме того, ката являются своего рода практикой дзен. Практикуя ката вы изучаете технику, равновесие, дыхание, внимание, концентрацию. Как известно, ката – это DoZen или практика динамичной медитации дзен. Практика медитации в дзен бывает и статичной, и динамичной. Это очень важно понимать. Практикуя ката, нужно стараться достигать ощущения спокойствия и умиротворения, именно они являются основой здорового духа. Духовный аспект всегда очень важен.

(YKU) Практика ката в последние годы, особенно на Западе, приобретает все большую популярность и значимость. Как вы считаете, насколько знание бункая ката важно?

(SI) Факт, что различные сенсеи имеют свои объяснения методов и техник в ката. Тем не менее, я считаю, что знание бункая очень важно. Есть много способов, чтобы понять смысл того, что заложено в ката, и есть много способов и методов, чтобы их преподавать. По моему мнению, это в общем-то неплохо. Ведь нет ни одного мастера, кто мог бы сказать, что он знает истинный бункаи того или иного ката. Ката очень замечательная вещь, в них заложено столько методов и техник, что ни один бункай не может быть единственно верным. Ката - это практика боевых навыков, и, одновременно, практика духовного совершенствования, в этом вся их суть, и задачей учителей и учеников является познание этой сути, чтобы развивать себя. Но все же, в некотором смысле, я считаю, что варианты бункаев не могут быть бесконечны, как по аналогии с приготовлением пищи, когда из одинакового набора ингредиентов можно приготовить лишь несколько блюд. Конечно, найдутся люди, которые могут не согласться с таким моим мнением, и скажут, что у каждого ката есть только один единственный правильный бункай. Но ката «постоят сами за себя». В основном, в отношении вариантов бункая, вы можете быть свободны думать, что хотите.

(YKU) Какое ваше любимое ката и почему?

(SI)Kyuzo Mifune (по мнению многих, самой большой мастер дзюдо всех времен) сказал: «у меня нет любимой техники, я любою любую». Безусловно, Мифунэ был великим мастером. И моя философия примерно такая же, я люблю все ката.

(YKU) Но, все-таки, какое самое любимое?

(SI) Когда я был еще достаточно молод, то мне нравилось ката дзион, его ритм и meriharii (контрасты). Однако, мастер Яхара сказал мне, что я лучше делаю дзитте. Также мне нравится нидзёсихо-сё. А еще мне нравится ката годзюхо-дай в великолепном исполнении Kawasaki-san (Norio Kawasaki, KWF International Shihan).

(YKU) Каково, по вашему мнению, отношение к практике ката у молодежи?

(SI) Сейчас у многих молодых людей отсутствует культура боя. По моему мнению, падение культуры ведения боя в среде молодежи постепенно прогрессирует. Молодые люди должны больше уделять вниманию своему духовному и эстетическому росту.

(YKU) Вы тренируете свои удары на деревьях в местном парке? С чем это связано?

(SI) Я тренирую удары на деревьях в парке Komazawa уже в течение 25 лет. Это связано с тем, что у меня дома нет макивара, поскольку от шума ударов в стенку соседи начинали жаловаться на шум. Поэтому я стал тренироваться в парке. В этом парке растет множество деревьев hinoki (японский кипарис), довольно толстые, примерно диаметром 20-25 см. Hinoki имеет очень мягкую кору, а ствол очень yarawakai (гибкий). Кстати, не тренеруйтесь на них, если вы новичок. Через несколько лет я задумался, а не загублю ли я дерево, поэтому перешел к другому. Так что я меняю деревья каждые несколько лет. Парк большой, и деревьев мне хватит! Как-то раз, тренируя удар сюто, я решил проверить свои навыки, обрубая мелкие ветки на больших ветках. А еще один раз, моя жена обнаружила в нашем саду кучу гортензий с обрубленными шапками цветов. (Я видел, у мастера Ibusuki один из его любимых трюков – отрубание горлышек пивных бутылок, трюк, который был также был популярным у мастера Mas Oyama. Мастер Ibusuki умел аккуратно отрубать горлышко бутылки, но как ни странно, только правой рукой ).

(YKU) Насколько, по вашему мнению, изменилось каратэ JKA за последние десятилетия?

(SI) Мне не кажется, что JKA сильно изменилось с течением времени. Однако, есть некоторые правила в JKA, например, сиай, которые не имеют смысла. В реальном бою, условия для победы намного сложнее. Я не считаю правила sun-do-me правильными, т.е. виды сиай, где запрещено исполнение техник в полную силу. В этом отношении, мне больше нравится KWF, в котором сиай, проводится по правилам дзиу-иппон-кумитэ. Я думаю, что без такого условия, сиай просто превращается в игру. Первоначально в JKA не было никаких ограничивающих правил, и поединки велись на реальных условиях. Но, из-за того, что это было связано с большим количеством травм, JKA установил правила, ограничивающие реальность боев.

(YKU) Сейчас WKF оказывает большое влияние на каратэ во всем мире, постепенно «оспортивливая» его. А каково его влияние на традиционные БИ в Японии?

(SI) Все это вызывает сожаления. Выражаясь резко, можно сказать, что спортивное кендо – это уже не искусство боя на мечах, это просто игра с палками. Если вы рубите мечом, то должны разрубать даже кости. Или бросаете кого-то за плечо, и зарабатываете очко. Дзюдо превратилось просто в игровую борьбу по очкам. Также неизбежно, и каратэ постепенно стало «оспортивливаться». Я считаю, что люди, которые занимаются спортивным каратэ, участвуют в турнирах только для того, чтобы «хорошо выглядеть». Там нет техники (There is no technique). «Очковая система» серьезно искажает и разрушает реальные цели каратэ. Такого рода каратэ – это не БИ, а забава.

(YKU) Как вы думаете, стоит ли возвращать каратэ к своему первоначальному виду?

(SI) Ну, примером этого является Jissen Karate и, конечно же, мастер Nishiyama, а также его поколение мастеров, г-н Канадзава и г-н Яхара. Конечно, каратэ развивается и меняется из поколения в поколение. Но сиай в Jissen Karate проводится, как в оригинальном каратэ, т.е. как его делает г-н Kawasaki.

(YKU) Какова ваша философия каратэ?

(SI) Как-то раз, я имел долгий разговор на философскую тему со своим другом г-ном Ifra (Serge Ifra, KWF Advisor), в котором он сказал, что его философия: «прежде всего джентльмен, а потом - каратэка». И я согласен с этим. И даже, когда вы «страдаете, как в аду», оставайтесь по-прежнему джентельменом! Нужно также развивать в себе чувство прекрасного, чтобы глубже ощущать красоту жизни. И если вы не находите для себя удовольствия идти по жизни путем каратэ, то заниматься им нет никакого смысла!

(YKU) Большое спасибо вам за это интервью, желаем вам всяческих успехов в будущем.