Перейти к содержимому


  




Мастер Харада: Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай

Автор: clover, 19 Июль 2013 · 1 962 views

The beginnings of Shotokai & Shotokan. By Mitsusuke Harada. Shotokan Karate Magazine № 71, 2002


(Перевод - clover)

by Master Mitsusuke HARADA

Опубликованное фото

(NB! Мастер Харада ученикам Сётокай)

Как известно, когда Гитин Фунакоси, или О-Сенсей, как мы стали называть его позднее, впервые приехал в Японию в 1922 году, он начал обучать свою первую группу учеников, которая называлась «KARATE KENKYU KAI», или «Общество по изучению каратэ». Далее распространение каратэ продолжилось, и некоторые из этих первых учеников KARATE KENKYU KAI, такие, как, например, г-н Shimoda Takeshi, начали преподавать каратэ в университетах. Университетские клубы создали системы аттестации на даны, причем каждый клуб создал свою программу для аттестации. В любом случае, я знаю, что 7 из этих первых учеников получили свои 1 даны в 1924 году, но, к сожалению, все мои попытки найти по какой программе аттестации какого университетского клуба эти даны были получены, мне не удалось, поскольку никто из тех, кому я писал (например, г-ну Mizukami, современнику мастера Okuyama, одному из ветеранов, который начал свое обучение еще в KARATE KENKYU KAI), не сохранили никаких записей об этих ранних различиях.

Когда в 1934 году, г-н Симода внезапно умер от воспаления легких, несколько университетских клубов предложили, чтобы сын О-Сенсея, Yoshitaka,принял на себя обязанности главного инструктора KARATE KENKYU KAI, который, однако, поначалу отказывался, ссылаясь на большую загруженность по работе. Но подумав немного, в конце концов, он согласился. Постепенно KARATE KENKYU KAI разросся, и было множество групп учеников, у которых не было своих залов для тренировок, поэтому они арендовали обычные дома, с логическими последствиями: люди из соседних домов часто жаловались на шум, который они создавали. Т.о., отец и сын вскоре согласились с необходимостью построить додзе для карате, а также сформировать новую организацию, которая объединила бы все разрозненные группы учеников. Так, в 1936 году возник «DAI NIHON KARATE-DO SHOTOKAI».И в этой новой организации мастер Фунакоси стал председателем, а Ёситака – его помщником.

DAI NIHON KARATE-DO SHOTOKAI в течение последующих 2 лет собрал в установленном порядке необходимые средства и в конечном итоге, в 1938 году додзе был построен, а его официальная церемония открытия прошла лишь год спустя, в январе 1939 года, на которой было дано имя ноовому додзе: «SHOTOKAN». После этого, в DAI NIHON KARATE-DO SHOTOKAI были установлены различные правила, в том числе система градации мастерства, в которой 5 дан был наивысшим.

Yoshitaka несколько дополнил методы обучения, так, например, появилось тен-но ката (кихон-ката), ката Тайкёку а также бо-ката - Matsukase. Никто в те времена не имел 5 дана, самыми высокими данами были 4-е, а у тех, кто занимался в университетских клубах, 3 даны были максимальными, поскольку период обучения в университетских клубах каратэ был относительно коротким, т.е. только на период обучения в университете. Также были большие сложности с продолжением тренировок каратэ, поскольку когда после окончания университета человек приступал к работе, у него оставалось очень мало свободного времени для практики, и Yoshitaka испытывал большие проблемы, пытаясь найти людей, которые были готовы и способны ему помочь.

Было также и то, что люди, говоря о своих группах каратэ, использовали слово «Сётокай» гораздо реже, чем «SHOTOKAN» (просто, как хонбу-додзе). Но, к сожалению, все это подошло к концу, когда в апреле 1945 года, додзе «Сётокан» сгорел после авиабомбардировки, положив конец всей деятельности. Возможно, вы уже знаете из моих воспоминаний, что произошло тогда, насколько я был обеспокоен, и, как большинство учеников, думал, что все было кончено. Однако, в 1946 году, многие ученики из клуба каратэ «Васэда», вернувшиеся со службы, решили восстановить свой клуб каратэ. Как известно, американцы запретили практику всех видов боевых искусств после войны, но в Васэда, профессор Ohama, который был директором клуба каратэ, сам выходец с Окинавы, будучи очень близким другом О-Сенсея предпринял все возможное, чтобы вновь открыть клуб. Так, г-н Hironishi и г-н Kamata (Watanabe) провели различные совещания с руководством университета Васэда, которому, в конце концов, удалось добиться разрешения на открытие клуба каратэ в рамках Японского Атлетического Союза. Естественно, что в течение примерно 1946-1947 гг., другие университеты - Keio, Chuo и Sen Shiu также последовали примеру Васэда. Следует иметь в виду, что в то время Министерство образования Японии не признавало каратэ, но так как эти университеты были частными, они могли сделать очень многое, что они хотели. Среди университетов, у Takushoku были свои дополнительные сложности, поскольку он имел имя «Такусёку» - «университет по делам колоний», что, само собой разумеется, было не очень-то благозвучно в послевоенные годы, и был презираем многими, как «осколок» довоенной политики колониального экспансионизма. Поэтому университет Takushoku сменил свое название на Koryo. В любом случае, из-за проблем с реформированием и переименованием университета, клуб каратэ Takushoku был восстановлен позже других университетских клубов, но он организовал большую активность, в т.ч. и установил свою собственную систему градации данов. Далее, после восстановления университетских клубов, возникла идея о том, что существует необходимость в той или иной форме объединить университетские клубы, поэтому в 1948 году, университет Васэда взял на себя инициативу и предложил организовать Федерацию студенческого каратэ, которая объединила бы мастеров Сётокан и Вадо-рю* (*мастер Оцука также выпускник Васэда), но эта инициатива не была поддержана остальными. Однако позднее, 27 мая 1949 года, было обсуждено и принято решение о создании NIHON KARATE KYOKAI с приглашением в нее мастеров Вадо-рю. Это была своего рода идея создания открытого союза разных стилей каратэ, смысл которой мы можем легко понять в наши дни на примере идеи Европейского Союза. К сожалению, Вадо-рю отказался присоединиться к этому союзу, поэтому Сётокан оказался в нем единственным, и идея объединения различных стилей этим союзом не была достигнута. Это собственно, и объясняет почему позднее NIHON KARATE KYOKAI стало ассоциироваться только с одним стилем Сётокан.

Во всяком случае, каким бы он ни был, но NIHON KARATE KYOKAI был учрежден, его первым президентом стал бывший маркиз Saigo (как и вся прочая японская знать, он утратил свой титул после войны), мастер Гитин Фунакоси стал высшим техническим наблюдателем (Supreme Technical Adviser), а «старые парни» вошли в состав совета директоров. Было также установлено, что 2 раза в год, весной и осенью, будут проводиться аттестации (т.о., например, мастер Ohshima получил свой 3 дан в NIHON KARATE KYOKAI). Но тем не менее, мастер Фунакоси сохранил DAI NIHON KARATE-DO SHOTOKAI, к которому он относился с большим вниманием, и в котором он постоянно работал. Причиной этому было то, что NIHON KARATE KYOKAI охватывал, в основном, университетские клубы каратэ, но были группы учеников О-Сенсея, которые не входили в NIHON KARATE KYOKAI. Т.о., О-Сенсей по-прежнему сохранял свой пост председателя DAI NIHON KARATE-DO SHOTOKAI, и доказательство этого можно найти на моем дипломе 5 дана, который он подписал под этой должностью в конце 50-х годов.

Одной из крупных неуниверситетских групп каратэ было додзе компании Tokyo Express Railway Company* (* некоторые другие клубы - Tokyo Department Store, Tokyo Railroad Co., Matsuzakaya Department Stores..). Выпускник университета Chuo, г-н Kobayashi в то время работал в этой компании, поэтому он попросил г-н Takagi Jotaro (тоже выпускник Chuo) помочь в создании додзе, которое назвали TOKYU. Мастер Фунакоси стал сиханом (Shihan) в этом додзе, а мастер Эгами - инструктором-помощником (assistant instructor). После скончания О-Сенсея, мастер Эгами стал главным инструктором (chief instructor) в этом додзе, а различные лица – инструкторами-помощниками (assistant instructors). К сожалению, в основном, в связи с большой загруженностью по работе, инструкторы-помощники часто менялись, что, впрочем, было большой проблемой и ранее, и это мешало сохранять преемственность в каратэ. Когда в конце 50-х годов, мастер Эгами, после операции, прекратил преподавать каратэ в этом додзе, одному из инструкторов-помощников г-ну Aoki удалось получить некоторое влияние в группе, и он начал постепенно внедрять свои идеи и ориентировать практику каратэ в сторону стиля, который был известен, как Sogo Budo (а потом, как Shintaido). Однако, вместе с изменениями в каратэ г-на Aoki, из додзе стали уходить ученики, и постепенно членство в этом додзе настолько снизилось, что в 1968 году Компания, в конце концов, решила закрыть додзе TOKYU.

Ремарка о похоронах О-Сенсея. Событие его смерти, как известно, стало «яблоком раздора», когда встал вопрос об организации его похорон. О-Сенсей всегда сохранял DAI NIHON KARATE-DO SHOTOKAI и NIHON KARATE KYOKAI, как два отдельных юридических лица, необходимых для развития его каратэ в Японии, поэтому когда члены NIHON KARATE KYOKAI вдруг заявили, что они хотят быть единоличными организаторами похорон, старший сын О-Сенсея Yoshihide (Giei) (который с момента смерти своего отца стал главным председателем DAI NIHON KARATE-DO SHOTOKAI) возмутился и отказал им, и именно поэтому DAI NIHON KARATE-DO SHOTOKAI провожал О-Сенсея в последний путь, что как следствие спровоцировало недовольство и всем известную ситуацию.

Но опять вернусь к теме Tokyu Dojo. Это додзе к тому времени (т.е. в год смерти мастера Фунакоси - 1957) было очень большим, численность его членов превышала тысячу человек, поэтому это додзе было главным в NIHON KARATE-DO SHOTOKAI (слово «DAI» к тому времени уже было исключено из первоначального имени), а главным инструктором в этом додзе после смерти О-Сенсея был мастер Эгами. Одновременно с этим, «старые парни» из университетского клуба каратэ Chuo, вернувшиеся домой или переехавшие в другие области на работу после окончания учебы в университете, открыли свои додзе NIHON KARATE-DO SHOTOKAI по всей стране, и эти люди, которые с большим уважением относились к мастеру Эгами выразили желание реорганизовать организацию NIHON KARATE-DO SHOTOKAI в ассоциацию школ различных мастеров Сётокай. Т.о., в 1958 году NIHON KARATE-DO SHOTOKAI, из организации, которая до этого представляла одну только школу мастера Фунакоси, была преобразована в ассоциацию школ различных мастеров Сётокай, с Yoshihide в качестве ее председателя. К тому времени уже началось широкое распространение каратэ за пределы Японии, и я в т.ч. принял в этом участие, создав в Бразилии, с одобрения О-Сенсея, организацию BRASIL KARATE-DO SHOTOKAN, где в названии я использовал слово «Shotokan» в том значении, которое мы имели по обыкновению использовать в период существования додзе «Сётокан» (т.е. клуб, аффилированный хонбу-додзе «Сётокан»). Но еще до реорганизации NIHON KARATE-DO SHOTOKAI (1958), годом ранее, т.е. в год похорон О-Сенсея (1957), члены NIHON KARATE KYOKAI провели реорганизацию своей организации, превратив ее в международную ассоциацию – JAPAN KARATE ASSOCIATION, с планами открытия своих филиалов по всему миру (и в тот же год смерти О-Сенсея провели первые спортивные соревнования), и с агрессивной политикой экспансии на внешних рынках обучения каратэ за пределами Японии (Expansion of the JKA Shotokan in the sixties). По моему мнению, ярким примером этого стал известный конфликт между мастерами Ohshima и Nishiyama в США.

В 1961 году скончался Yoshihide (Giei) Funakoshi, и в 1962 году главным председателем NIHON KARATE-DO SHOTOKAI стал мастер Хирониси, а в 1976 году, главным техническим советником стал мастер Эгами. Тогда, в начале 60-х годов я находился в Брюсселе, мастер Эгами написал мне, что мои группы учеников теперь официально относятся к NIHON KARATE-DO SHOTOKAI, что объясняет, почему позднее, в 1966 году, моя новая группа учеников в Великобритании была зарегистрирована, как KARATE-DO SHOTOKAI - UK.

Здесь, я хотел бы немного объяснить своим ученикам, что я считаю, что наше наследие и традиция, к которой мы принадлежим, действительно является продолжением Сётокай.

«Револиция в Сётокан», если можно так выразиться, началась с Yoshitaka. Его изменение этики и философии каратэ, также, как и новые технические подходы, все это в значительной степени изменило каратэ его отца, который видел перспективы каратэ только, как один из способов физического воспитания, а не реального боевого искусства. Главными соавторами Yoshitaka, в его поисках повышения эффективности каратэ, были Эгами и Окуяма, которые экспериментировали и практиковали с ним ежедневно, в течение достаточно долгого времени – в факте этого соавторства я мог убедиться еще раз, в ходе недавнего моего визита в Японию, где у меня была возможность побеседовать и обменяться мнениями со многими другими мастерами. Поскольку я сам лично тренировался у обоих этих мастеров, Эгами и Окуямы, то я думаю, что я теперь могу утверждать, что мое каратэ соответствует каратэ Yoshitaka, с которым я познакомился еще до войны, будучи еще молодым учеником в додзе «Сётокан». О-Сенсей верил и доверял своему сыну (и, как мы знаем, очень сильно переживал его смерть), поэтому изменение каратэ своего отца Ёситакой, безусловно, нельзя рассматривать, как своего рода «предательство» идей его отца. Сохраняя верность О-Сенсею, некоторые его ученики – ветераны приняли решение восстановить додзе «Сётокан», как контролирующий орган NIHON KARATE-DO SHOTOKAI, как это было когда-то, еще до войны. Так, в январе 1976 года, новый додзе, носящий имя «SHOTOKAN» действительно был открыт в Токио, мастер Эгами стал его директором, а г-н Takagi Jotaro стал его заместителем. Г-н Takagi, в 1947 году был капитаном университетского клуба каратэ Chuo и, кстати, он был одним из последних учеников Yoshitaka, так что он хорошо знаком с практикой и качеством каратэ Yoshitaka. И мы, ни в коем случае не можем позволять себе подобное тому, а также приводить аргументы, которые я недавно прочитал в одном из журналов, где сравнивались действующие чемпионы каратэ с этими старыми мастерами – все это просто бессмысленные спекуляции.

Тем не менее, с тех пор, как ушел от нас мастер Эгами, г-н Takagi стал главой «дома» Сётокай, и остается на этом посту до сих пор. Но, к сожалению, хочу отметить, и некоторые причины этого я упоминал ранее, остается реальностью, что NIHON KARATE-DO SHOTOKAI в настоящее время охватывает школы мастеров с несколько различной техникой, что сбивает с толку многих людей. Возможно во влиянии Sogo Budo на некоторые школы Сётокай были свои причины и резоны, но реальность такова, что это уже не то каратэ, которое создал Yoshitaka. То, что со временем превратилось в Shintaido, является неотъемлемым правом их авторов, но это также не имеет ничего общего с каратэ Сётокан. Когда Эгами посетил Европу (1976 год, 5 стран) в качестве главного технического советника NIHON KARATE-DO SHOTOKAI, и сопровождавший его в этой поездке г-н Miyamoto, провел демонстрацию новых идей в технике в стиле Sogo Budo, то большинство людей естественно решили, что автором этих нововведений является мастер Эгами. Но это не так, автором этих идей был другой человек (Rakutenkai Shintaido), который ​​считал, что Сётокай должен эволюционировать в сторону Sogo Budo, за что по этой причине позднее был уволен Сётокай в Японии. То, что он сейчас делает – это нечто совершенно иное, радикально отличающееся от каратэ. Действительно в течение развития истории каратэ, множество люди пытались использовать имя мастера Эгами для повышения своей репутации, и даже дошло до того, что некоторые из них сейчас даже утверждают, что они понимали идеи мастера Эгами и реализовали их в истинный путь Egami Ryu, причем это люди, которые, кстати, никогда даже не тренировались у мастера Эгами, поскольку родились намного позднее такой возможности. Все это сущая ерунда и оскорбление памяти мастера Эгами, который никогда не хотел создавать отдельной от Сётокай школы, и очень гордился своей линией передачи, как я уже упоминал. Для него такое творение означало бы предательство О-Сенсея, поэтому на самом деле, его единственным желанием было оставаться верным своему учителю и партнерам.

К сожалению, таков «Путь мира», и не всегда легко говорить о некоторых вещах, а также о людях, всегда готовых принизить достоинства других мастеров, особенно, которых уже нет с нами вместе, и это касается нас всех. Но, по крайней мере, мы можем попытаться, пока это все еще ​​возможно, обратиться к тем людям, которые знали непосредственно людей, причастных к истории и развитию каратэ, чтобы получить от них, насколько это возможно, как можно ближе к истине сведений. Узнавая истинную историю, мы тем самым укрепляем свою веру в наш путь, и я придерживаюсь мнения, что каратэ – это путь совершенствования себя не в словах, а на практике, поэтому и впредь, мы должны практиковаться с такой же искренностью и верой, на которую мы только способны. Это то, что мой последний, оставшийся в живых, наставник Okuyama, которому сейчас 83, до сих пор делает, и то, что я стараюсь делать тоже: следовать Пути.

И последний вопрос, который бы я хотел прояснить - это путаница, которая связана с различными группами Сётокай и соревнованиями. В самом деле, я недавно прочитал в одной статье, что Сётокай экспериментировал с соревнованиями во времена, когда мастер Цутому Осима тренировался в университетском клубе каратэ Waseda, - все это совершенно неправильно. Прежде всего, как я уже рассказывал, NIHON KARATE-DO SHOTOKAI никогда не был связан с университетскими клубами каратэ, и в частности, с клубом Васэда, поэтому Осима не относился к Сётокай ни тогда, ни сейчас. Тем не менее, это правда, что он был частью того, что можно было бы назвать ранними экспериментами с соревнованиями. Первый случай был в ноябре 1951 г., и произошло это на мероприятии, организованном University Federation, в котором принимали участие в основном группы каратэ Сётокан. Каждый университетский клуб должен был сделать свою собственную демонстрацию, поэтому все конечно искали что-то, что может быть немного по-другому. Осима предложил провести демо-соревнования - дзиу-кумитэ в рамках этого мероприятия, с четырьмя судьями и одним рефери, который принимал решение о присуждении очков. Эта демонстрация имела большой успех, аудитория была реально ею заинтересована. Что характерно, на том же мероприятии, после этой демонстрации, г-н Nakayama подошел ко мне и отчитал меня в недвусмысленных выражениях, выразив сильное неудовольствие тем, что мы сделали (т.е. клуб каратэ Васеда). Некоторое время спустя, когда мы (т.е. клуб каратэ Васеда) собрались провести «совместный кейко» с университетским клубом каратэ Keio, как мы это иногда делали, Осима предложил, чтобы мы могли бы попробовать опять то же самое, только пригласить для судейства трех лиц со стороны, как «нейтральных» судей из числа «старых парней», и при этом среди предложений для на судейство, был выдвинут и Nakayama из университетского клуба Такусёку (другими судьями в конечном итоге согласились стать г-н Nishiyama и г-н Arai). Само собой разумеется, я сообщил Осима, что Nakayama не проявляет особого энтузиазма в плане организации соревнований, но Осима все же выслал ему приглашение, и каково же было мое удивление, когда узнал, что г-н Nakayama ответил, что принимает это предложение с большой охотой. Как же, все-таки, некоторые люди могут быстро отказываться от своих убеждений!

Это реальность, что некоторые люди туманно себе представляют разницу между SHOTOKAI и SHOTOKAN, и я надеюсь, что в этой статье я прояснил некоторые отдельные моменты этой истории, вт.ч. связанной с «ранними экспериментами с соревнованиями», потому что в действительности, это была сугубо индивидуальная инициатива на университетском уровне, и NIHON KARATE-DO SHOTOKAI к этому не причастен. Ни для кого не тайна, что я не являюсь сторонником соревнований, но это, безусловно, вопрос, ответ на который каждый человек имеет право выбрать для себя сам. Но, насколько мне известно, соревнования в каратэ (которые требуют достижения совершенно иных психофизических навыков) идут вразрез с техническим совершенствованием и исследованиями, становясь простым «подшипником для шоу», не имеющего никакого отношения к реальности и истине, которую мы ищем.

Краткая история Karate-Do Shotokai France:

История нашей группы связана с прибытием мастера Харада в Европе и, в частности во Францию в 1963 году. Сначала он преподавал в течение короткого времени в различных додзе, в основном в Париже. После некоторых довольно неприятных событий, довольно типичных для вида ревности, которая изобилует в мире каратэ, и о которых подробно мастер Харада рассказал в своих мемуарах (Reminiscences by Master Mitsusuke Harada…), он был вынужден покинуть Францию ​​менее чем через год после своего прибытия. После некоторого пребывания в Бельгии, он окончательно обосновался в Великобритании и оттуда путешествовал по всей Европе. Тем не менее, некоторые французские каратисты продолжали поддерживать с ним связь и принимали участие в его британских кейко вплоть до конца 60-х годов, когда мастер Харада вновь вернулся во Францию ​​и продолжил преподавание.

В то время каратэ испытывало беспрецедентный бум, отчасти это было связано с его новизной, как это иногда бывает, а отчасти – с его «раскруткой» в кинофильмах, которые, конечно, были и хорошими, и откровенно плохими. Каратэ в то время представляло большой потенциал для финансовых и социальных выгод, которые могли извлекать определенные «официальные круги от каратэ», поэтому алчущие денег люди быстро прибрали рынок преподавания для себя, в то время как другие, занятые упорным трудом, часто оставались на втором плане. Это объясняет, почему в свое время мастер Харада был вынужден уволить определенное количество своих ранних учеников, которые наиболее очевидно использовали его имя и те возможности, которые представляла его организация для извлечения своих социальных и финансовых прибылей. Удивительно, что достижение ими их индивидуальных технических возможностей, а также их понимание целей нашей деятельности, нисколько не повлияло на уменьшение их жадности к деньгам, почетным званиям, высоким данам и различной самопрезентации на официальных мероприятиях. Так что в 1972 году наша группа нашла возможности для продолжения «Пути мира», т.е. была в состоянии начать все заново на более прочной основе, а в дальнейшем развивалась в атмосфере напряженной работы и личного участия каждого, без всякой политики «охоты за клиентами», в целях сохранения свободы нашей практики и методов работы. Этому, конечно, во многом способствовало то обстоятельство, что ни один из наших инструкторов не пытался создать собственный бизнес на обучении учеников. С тех пор и без перерыва, мы регулярно проводим кейко под техническим руководством мастера Харада, анализируем и развиваем наши методы обучения с учетом физических и физиологических способностей организма человека, чтобы не заблудиться в том псевдо-восточном и метафизическом «тумане», который так часто встречается в каратэ, и нередок во многих других видах боевых искусств. Это очевидно для любого серьезного ученика, что как бы ни были совершенны методики обучения у мастера Харада, либо у его инструкторов, за 10 лет каратэ не изучишь, как впрочем, и за 20-30 лет. К сожалению, многие этого не понимают! Наши инструкторы-преподаватели и руководители клубов должны регулярно анализировать свои возможности, проводить оценку своей технической и педагогической состоятельности, одним словом, они должны следить за неизбежной эволюцией методов обучения, и не надеяться на раз и навсегда устоявшуюся методику преподавания. Те, кто претендует на знание всего, либо те, кто не могут сказанное на словах подтвердить на деле, являются просто мошенниками, т.е. людьми, которые прикрывают свою некомпетентность громкими именами школ или репутацией каких-либо авторитетных учителей. Список наших «черных поясов» и инструкторов, которые действительно уполномочены мастером Харада на преподаванием регулярно обновляется на сайте, поэтому чьи-либо фотографии, на которых кто-либо запечатлен вместе с мастером Харада по окочанию какого-либо кейко, не являются доказательством чьих-либо полномочий на преподавание, или подтверждением еще чего-либо. Изучение каратэ, как и всех прочих видов боевых искусств, является долгосрочным процессом, в котором нет места жадности и обману. В боевом искусстве нет коротких путей, нет тайных чудодейственных методов или приемов. Мы посвящаем свою жизнь нелегкому пути боевого искусства, и совершенствуя себя, мы привносим в свою жизнь наслаждение практикой увлекательной деятельности. Такое отношение может делать нас в каком-то смысле «маргинальной» группой, но оно выражает нашу коллективную, а также нашу личную свободу выбора.


Мемуары мастера Фунакоси
Рассказывает мастер Kaсe...
Мицусукэ Харада – мастер Сётокай
Биография мастера Мицкэ Харада (KDS)
Интервью с мастером Мицкэ Харада
Интервью с мастером Мицусукэ Харада-2
The Shotokan Way: Интервью с Мицусукэ Харада
Биография мастера Мицкэ Харада (KDS)
Значение сенсея Уэсиба в жизни мастера Харада
Mицкэ Харада: концепция Киай