Перейти к содержимому


  




Toshihiro Oshiro: взгляд из нового для понимания старого

Автор: clover, 18 Июль 2013 · 1 384 views

American Samurai # 7, 2002

AS: Ваше мнение о современном каратэ?

Toshihiro Oshiro: Я взялся за исследования БИ, чтобы определить состояние, перспективы и возможные проблемы современного каратэ. В некоторых БИ традиции сохраняются и развиваются, а про каратэ говорят, что это, прежде всего, боевые навыки, а как искусство оно вторично. Причем такое мнение разделяют даже некоторые известные мастера. Для лучшего понимания, нужно сначала выяснить, что такое «традиционное каратэ», которое ранее было на Окинаве, и сравнить его с современным.

В 1901 году, каратэ подверглось существенным изменениям в целях преподавания его в обычных школах. В виде эксперимента оно было введено в учебную программу начальной школы города Сюри. В дополнение к этому, к 1905 году, мастер Итосу создал 5 форм ката Пинан, также для изучения их в обычных школах. В начале 1920, мастер Фунакоси «экспортировал» каратэ с Окинавы в Японию. К нему присоединились и другие мастера. Именно с момента появления каратэ в Японии, началась его существенная трансформация.

AS: Что изменилось?

TO: Чтобы иметь более ясное представление, посмотрите газеты того времени. Это было время великих перемен. Япония начала свою модернизацию взяв за примеры финансовые, военные и образовательные системы Великобритании, Германии, Франции и США. Класс самураев был ликвидирован. После 1885 года изменилась политическая система Японии. Начался рост национализма и индустриализация Японии. Все это отразилось и на БИ. Государственные лидеры были заинтересованы в поколении молодых людей, которые морально были бы готовы к войне. В это время были выдвинуты новые идеалы Будо. БИ стали необходимы для подготовки японской молодежи к армии. Начались различные изменения. Дзю-дзюцу мастером Кано было реформировано в дзюдо, кэн-дзюцу - в кэндо. «Переделанное» каратэ казалось превосходным. Затем все эти виды БИ постепенно стали модернизироваться и в спортивные формы. Спорт, конечно, сам по себе вещь неплохая, благодаря ему каратэ получило сейчас столь широкую известность. Но современное каратэ сильно отличается от старого традиционного.

Каратэ, распространенное сейчас в мире, в основном рассчитано на массовое обучение. Как спорт, каратэ существует относительно недолго. Спортивное каратэ имеет множество стилей, в зависимости от того, что изучал сенсей, а также от глубины его знаний традиционного каратэ.

Цели традиционного и спортивного каратэ различны. Традиционного каратэ – это путь поэтапного технического и духовного совершенствование человека, оно изысканно и не предполагает его практики множеством людей. Спортивное каратэ более упрощено, оно предназначенно для обучения множества людей. Современное каратэ теперь настоль выхолощено, что его практики зачастую не понимают для чего вообще нужны ката. Разве может практика ката способствовать отработке эффективных методов боя? Что они значат? Какой у них бункай? Чтобы понять смысл практики ката, люди вынуждены обращаться к исследованиям старых методов обучения в традиционном каратэ, которые существовали еще до возникновения спортивного.

AS. Значит ли, что нужно вернуться к старым методам?

TO. Это сложно, да и необязательно. Если объяснять ученикам значение элементов в ката, то и спортивное каратэ может стать технически богатым. А то сегодня иногда доходит до того, что бункай разучивается только для показательных выступлений, без каких-либо попыток понять применение техник и методов. Или, например, если старые методы с объединить новыми, то это может привести к лучшему пониманию сейтюсен и эмбусен.

AS. Что такое сейтюсен?

TO. Сейтюсен - это безопасная позиция тела. Это абстрактная линия между вашей зоной безопасности и зоной безопасности вашего противника. Т.е. другими словами, это – безопасная дистанция между вами и противником. Ваша задача защищать свою зону или проникать, пересекая сейтюсен, в зону противника. Сейтюсен – это также безопасное положение тела. Если вы стоите в хейсоку или хейко, то тело представляет собою большую «мишень» для атаки противника. Чтобы ее уменьшить, тело поворачивают боком, в положение ханми. Другими словами, вы делаете свой сейтюсен более узким, чтобы его было легче защищать.

AS. Что такое эмбусен?

TO. Многим при слове эмбусен сразу вспоминаются линии схемы выполнения ката, а также необходимость выполнения ката в точном соответствии с эмбусен. Но эмбусен означает не только это. Объединение эмбусен с правильным перемещением тела в пространстве при исполнении ката, фактически – это одна из главных целей в упражнении «Ката». Перемещение в эмбусен требует высочайших навыков. Например, чтобы переместиться вперед, не следует высоко поднимать стопу, нужно «скользить» стопой так, чтобы она практически не отрывалась от земли. При этом следует вообразить абстрактную центральную линию, вдоль которой скользит стопа. Тот же принцип сохраняется и при перемещении назад. Тело должно перемещаться цельно с движениями ног . А не так, что сначала выставляется нога, а потом к ней подтягивается тело. У нас в Японии говорят, что в движении «все тело должно быть всегда цельным».

Неправильная техника перемещения приводит к потере скорости. Например, вас атаковали, и вы отступили. Если вы сначала отведете ногу назад, а потом подтяните к ней тело, то потеряете уйму времени. То же самое будет, если двигаться вперед, если вы сначала выставляете ногу, а потом на нее переносите тело, то этакое перемещение будет замедленным. Поэтому следует учиться перемещаться цельным телом. Такой способ перемещения отрабатывается именно в ката.

Кроме сейтюсен и эмбусен, во всех видах БИ подчеркивается важность контроля и управления центром тяжести (ЦТ), но многие люди не понимают этого, т.к. бытовое понятие равновесия тела и ЦТ в БИ различны. ЦТ в БИ - это перемещения и смещения равновесия тела, а также постоянный контроль начала и конца моментов неустойчивости. Например, нужно переместить тело вперед из положения, при котором равновесие равномерно распределено на ногах. Вспомним, что на нас постоянно воздействует сила гравитации, что тормозит разгон тела. Если начинать движение с выноса ЦТ вперед, то перемещения становятся более быстрыми и ловкими, с минимальным расходом энергии. Кроме того, это уменьшает эффект т.н. «телеграфирования» перемещений. У большинства же новичков в БИ, обычно, ЦТ следует за движением ног, что делает их перемещения медленными и неуклюжими. В ката следует изучать и тренировать в т.ч. и перемещения своего ЦТ, чтобы повысить скорость, и соответственно, эффективность своих движений и техник.

AS. Ваше мнение о спортивном каратэ?

TO. Каратэ стало популярным в мире благодаря именно спорту, чего оно бесспорно никогда бы не достигло оставаясь на уровне БИ.

AS. В чем вы видите будущее каратэ?

TO. В любом БИ прежде всего важны методы. Я думаю, что на сегодняшний день каратэ утратило многое, и возможно пришло время обратиться к некоторым хорошо забытым старым методам. Учеников, видящих каратэ как спорт, гораздо больше, чем людей, которые приходят в додзе, чтобы заниматься только для себя. На сегодняшний день, в спортивном каратэ самая острая проблема - это выявление победителей. Например, почему именно этот человек победил в ката на соревнованиях? А победил он, потому что так решили судьи. Т.о. главными критериями определения победителя в соревнованиях является уровень компетентности судей. Поэтому стало естественным, что спортсмены начинают приспосабливаться к критериям, сформулированным судьями. Отсюда возникает проблема в уровне подготовки судей, чтобы они могли понимать тонкости техник и сути движений. Являясь техническим председателем Комитета кобудо я понимаю, что это моя обязанность, найти способ повышения квалификации судей и других ответственных лиц, потому что именно их критерии, в конечном счете, формируют «качество» ката.

Каратэ происходит с Окинавы, и его невозможно рассматривать вне его исторического контекста. И, если человек совершенно ничего не знает об истории каратэ на Окинаве, то он не способен дать адекватную оценку этому искусству. Например, кобудо находилось под длительным влиянием БИ Китая, в годзю-рю также ощущается сильнейшее китайское влияние. Сюри-тэ, которое в ранней его истории имело также связи с китайскими БИ, позднее обогатилось методами и принципами японского Будо. При этом надо также знать и относительно недавнюю историю каратэ. Когда каратэ появилось в Японии, оно существенно изменилось по сравнению с первоначальным сюри-тэ. Были разработаны новые методики для массового обучения. Поэтому, если кого-то интересует изучение старого сюри-тэ, ему придется обратиться к изучению дополнительных методов, которые имеются в китайских БИ, а также к традиционным видам БИ Будо. Основные методы и принципы* (*маай, кудзуси, каваси, ирими, тайсабаки и т.д. - названия одного и того же могут быть разными) Будо одинаковы и для каратэ, и для дзю-дзюцу, и кэн-дзюцу и всех прочих видов БИ Будо. Например, из моего личного опыта, техника ударов бо в ямани-рю аналогична в искусстве нагината или меча. Рассматривая редкие фотографии старых окинавских мастеров, можно выявить общие элементы с БИ Японии. Так что история сюри-тэ связана и с японским Будо.

AS. Что значит Будо?

TO. Будо часто сравнивают с Бу-дзюцу. Будо связано с внутренним состоянии человека, есть некие абстрактные возвышенные идеалы, к которым нужно стремиться - это путь жизненного самосовершенствования. В Бу-дзюцу нет пути, там все приземленно и прагматично, и связано только со внешними навыками, чисто техническими. Если технику каратэ можно отнести к Бу-дзюцу, то совершенствование духа - к идеалам Будо. Поскольку цели Будо понятны не всем, то люди не имеют должного к нему уважения. Конечно, изучение каратэ только как Бу-дзюцу - уже огромная задача, но дисциплина, упорство и дух – все это относится к Будо. Будо – это нечто, к чему мы должны стремиться при изучении Бу-дзюцу.

AS. Что вы считаете необходимо преобразовать?

TO. Регулярное повышение квалификации судей и инструкторов - это наиважнейшая задача. Необходимость этого нужно постоянно подчеркивать. Нужно больше проводить семинаров, особенно для судей. Например, на последнем семинаре я разъяснял различие в эффективности ударов бо, сделанных только силой рук и сделанных с силой всего тела. Я показывал разницу между широким и узким сейтюсен. Подчеркивая особенности при оценке качества ударов в кобудо, я этим пытаюсь влиять на дальнейшее развитие методик обучения не только в кобудо, но и в каратэ, т.к. принципы кобудо непосредственно связаны с каратэ. Они одни и те же.

AS. Можете привести еще более конкретные примеры?

TO. Например, сейчас из-за непонимания, стал часто встречаться неправильный способ выполнения гедан-барай. Сейчас в гедан-барай рука повернута так, что при защите, удар жестко принимается на «кость», при этом локоть при блокировании очень напряжен. Выполнение таким способом гедан-барай станет весьма проблематичным при достжении возраста примерно 50 лет. Вероятно, в погоне за массовостью обучения, практика каратэ людьми преклонного возраста просто перестала учитываться.

Еще пример, - «используйте бедра» - часто не всеми правильно понимается. Многие считают, что это повороты бедер при движении. А на самом деле, «использование бедер» - это резкое скручивание поясницы с выбрасыванием плеча вперед, со скоростью, которую обеспечивает по возможности полностью расслабленное тело, или, как я называю - «текучее» тело. В каратэ нет остановок, а есть только движения. И все зависит от того, с какой скоростью движетесь вы, и с какой скоростью движется ваш противник. Кто быстрее, тот и победит.

Я считаю, что очень важно не только понимать, но и «чувствовать» технику. В современном спортивном каратэ, для повышения эффективности удара, методы достижения «усиленной» расслабленности преподаются редко. В традиционном каратэ, мастер перед ударом достигает максимального расслабления, и в момент контакта с телом противника выпускает всю силу своего тела. Особенно большие проблемы связаны с бесконтактным кумитэ. Удары фактически приходятся в воздух, и поскольку нет ощутимого удара по телу противника, часть энергии от удара бумерангом возвращается в тело бьющего. Кроме того, человеку приходится затрачивать энергию на торможение удара, чтобы не ударить в полную силу. Это вообще абсурдно, поскольку одна из главных задач в каратэ – научиться максимально эффективно использовать свою внутреннюю энергию. Та же проблема возникает при упражнениях с макивара. Макивара не позволяет прочувствовать удар, т.к. ее жесткость приводит к сопротивлению выпуска полной силы.

Одной из целей практики ката является изучение применения техник с максимальной степенью их эффективности. В кумитэ также отрабатывается ма-ай и тайминг. Ката и кумитэ взаимно дополняют наши способности. Каратэ становится эффективным только при практике обоих этих упражнений.

В современном каратэ нередко можно видеть удар , при котором человек сначала делает шаг, а потом выдвигает руку. В традиционном каратэ шаг и удар совершаются одновременно, в едином порыве, поэтому техника всегда «обеспечивается» необходимой энергией. Если вы делаете сначала шаг, а потом удар, то часть энергии будет перенаправлена в землю, а не в цель. Этот принцип одинаков, как в ката, так в и кумитэ.

Сейчас существует множество стилей, но общие принципы техники одинаковы для всех. Когда перемещаетесь, то сдвигайте все тело целиком, предварительно сместив свой ЦТ. При выполнении движений и техник никогда не останавливайтесь. Один элемент сразу же «перетекает» в другой. Многие чрезмерно увлекаются статикой. Но что такое замершая поза? Замершая поза – это конец боя, это – готовый результат. Это финал серии движений. Рука - подобно кнуту и никаких растрат энергии при перемещениях.

Искусство каратэ обрело потрясающую популярность и распространилось по всему миру. Но это накладывает большую ответственность. Нужно постоянно учиться, мы должны изучать то, что имеем сейчас и возрождать то, что возможно было утеряно. Настоящее каратэ – это тонкое искусство.