Перейти к содержимому


  




The Shotokan Way: Интервью с Мицусукэ Харада

Автор: clover, 21 Май 2013 · 1 817 просмотров

The Shotokan Way: Интервью с Мицусукэ Харада (Karate-Do Shōtōkai)

Shotokan Karate Magazine № 64, 2000

(Сокращенно, перевод clover)

«Изменение и развитие имеют важное значение для правильной практики»

Опубликованное фото

(Мари Келлетт) Я думаю, вы уже множество раз отвечали на этот вопрос, но все же, вы не могли бы рассказать как, почему и когда вы начали заниматься каратэ?

(Мицусукэ Харада; 1929 г.р.) Еще до войны. когда я еще учился в средней школе, мы слышали о каратэ, но ничего конкретного о нем не знали, поэтому это слово ассоциировалось у нас с чем-то таинственным и легендарным. Естественно, что каратэ интересовало многих, в том числе и меня, и мне повезло, так как я имел школьного приятеля, который знал немного больше о каратэ, так как его отец был коллегой сенсея Ёситаки, вместе с которым они работали техниками рентгенографии в больнице. Поэтому, время от времени, мой приятель показывал мне кое-что из каратэ, как, например, складывать кулак и т.д. Но, безусловно, все это было несерьезно, а лишь для того, чтобы покрасоваться перед другими школьниками.

Но интерес к каратэ у меня не проходил. И позднее, еще один мой приятель рассказал мне, что неподалеку от его дома есть додзе «Сётокан», куда я отправился, чтобы стать учеником. Именно там я впервые увидел сенсея Ёситаку.

Как известно, это додзе сгорело во время войны, поэтому некоторое время я занимался каратэ в доме О-сенсея. Еще позднее, после завершения войны, я стал заниматься в клубе университета Васэда (открыт в 1931 году).

(MK) Не могли бы вы рассказать о мастере Эгами? Что он был за человек?

(MХ) Он обладал довольно горячей натурой, и в тоже время был довольно харизматичным человеком, умел легко сходиться с незнакомыми людьми. Однако, бывал и довольно резким, мог сходу и категорично заявить оппоненту, нравится тот ему или нет. (Ёситака и Эгами)

При всем при этом, он не имел склонности к полной откровенности, но обо всем имел свое мнение, т.е. был нонконформистом, и мог свободно критиковать общепринятые мнения и идеи.

В т.ч. он критиковал каратэ того времени, считая его не достаточно эффективным. Он считал, что методы и техники необходимо пересмотреть, поэтому проводил различные исследования, опробуя их результаты в своей практике.

Интересно отметить, что при том что никто из его современников не считал Эгами каким-то особо выдающимся мастером, все же было мнение, что он какой-то «особенный», поскольку мог делать то, что никто другой не мог сделать.

(MK) Известно, что в ходе поисков повышения эффективности каратэ, мастер Эгами обратил внимание на айкидо мастера Уэсиба. Насколько это могло повлиять на каратэ мастера Эгами?

(MХ) Да, действительно, мастер Эгами изучал методы мастера Уесибы, но сам он лично никогда у него не занимался, поэтому невозможно определенно ответить на этот вопрос, поскольку сложно определить какие именно из методов мастер Эгами мог заимствовать из айкидо мастера Уесибы, а какие - нет. Но некоторые из них определенно совпадают.

(MK) Превносили ли в каратэ вы или ваши учителя методы или техники иных видов боевых искусств кроме айкидо?

(MХ) Невозможно просто взять и скопировать те или иные методы либо техники в другом виде боевого искусства и привнести их в каратэ. Использоваться могут лишь отдельные методы, которые имеют некоторые «точки соприкосновения» с каратэ. Так, например сенсей Ёситака дополнял свои практики тренировками с бо и кеном, как затем позднее, это же делал мастер Окуяма, и теперь также делаюя. Но это лишь чисто физический метод, только для тренировки тела, а не для изучения техник с оружием.

(MK) Что вы можете рассказать о каратэ мастера Фунакоси?

(MХ) В общем-то немногое. Напомню, что когда я тренировался у мастера Эгами, О-сенсей был уже в довольно преклонном возрасте, и делал только ката.

Мы же на тренировках, вместе с мастером Эгами, пытались идти по пути более реалистичных и физически активных форм боевой практики.

(MK) В боевых искусствах нередко встречается некоторое обожествление мастеров предыдущих поколений. Но хотелось бы узнать, каков же в действительности был мастер Фунакоси?

(MХ) Безусловно, он не был каким-то «богом», или кем-то еще подобным. Он был очень добрым человеком, абсолютно бескорыстным и искренним.

(MK) Вы также тренировались у Ёситаки Фунакоси. Расскажите о нем?

(MH) Также, как и Эгами, он вел поиски возможностей повышения эффективности каратэ. Но он тренировался не так, как отец, основой его тренировок было кумитэ. Он любил бои и принимал их на любых условиях (при этом несколько человек серьезно пострадали). Именно в ходе поисков эффективности своего каратэ он разработал такие методы тренировки, как «тен-но-ката», «иппон-кумитэ», «санбон-кумитэ» и т.д.

Однако, он никогда не отрицал методов обучения с помощью ката, но пересмотрел их с учетом большей реальности, вследствие чего изменил некоторые элементы в них.

(MK) Ёситака в качестве базовой стойки использовал фудо-дачи, что произошло якобы под влиянием идей сенсея Тайдзи Kaсэ. Что вы думаете по этому поводу?

(MХ) Поскольку я конкретно не знаком с идеями мастера Kaсэ, касающихся фудо-дачи, поэтому не могу с определенностью ответить - имели ли они влияние на выбор базовой стойки Ёситакой. Я знаю только точно, что базовой стойкой у сенсея Ёситаки действительно было фудо-дачи и, что вероятнее всего, это было результатом его практик с Мотонобу Хирониси.

Я встречался несколько раз с сенсеем Касэ при моих поездках в Париж, и он высказывал свой особый интерес к практикам сенсея Ёситаки, а также задавал много вопросов о мастерах Эгами и Окуяма. Кроме того, он ясно выразился, что хочет развивать свое собственное каратэ, отличное от его оригинальной практики в JKA.

(MK) Мастер Тайдзи Касэ подчеркивал важность использования в каратэ принципов и методов «Хара» для усиления мощности. Не могли бы вы прокомментировать это?

(MХ) Это сложный вопрос, концепция «Хара» слишком объемна и не конкретна, поэтому она различными людьми воспринимается по разному.

Кроме того я советовал бы людям остерегаться того, что может казаться очень привлекательным вследствие своего мистического звучания, но смысл и значение которых, им далеко не всегда понятен.

(MK) Что значат для вас понятия «Будо» и «самураи»?

(MХ) Просто вспомним, что самураи были воинами и, следовательно, обучение боевым искусствам было первой необходимостью для них. Солдаты нуждаются в подготовке, вот и все.

(MK) Каковы ваши воспоминания о мастере Накаяма?

(MХ) Было время, это правда, когда мы с ним много общались. Это было после войны, когда мы обучали группы американских летчиков. Он тогда был обычным каратекой с некоторым опытом практики.

Он не привнес в каратэ чего-то принципиально нового, поэтому я действительно не понимаю почему Японская ассоциация каратэ позднее решила его «канонизировать».

(MК) Есть мнение, что каратэ О-сенсея больше походило на гимнастику, чем на боевое искусство. Что вы об этом думаете?

(MH) Да, действительно, каратэ О-сенсея походило больше похоже на гимнастику, и это мнение разделяли тогда многие на Окинаве. Но он сам лично искренне верил в то, что именно такое каратэ и является правильным, и что он должен практиковать его именно так.

На самом деле, реальным инициатором привнесения новых изменений в Сётокан был Ёситака, и делал он это в то время, когда никто другой из нас о необходимост таких изменений даже не задумывался.

(MK) Как вы думаете, каратэ перестало быть «истинным» вследствие изменения методов обучения, которых придерживался мастер Фунакоси?

(MХ) Выражу только мое мнение. Я считаю, что его метод обучения с помощью ката, на который некоторые люди сейчас ссылаются, как на единственно «истинный» - это, своего рода, результат последующего «обожествения» его деятельности.

Действительно, в старину передача каратэ на Окинаве производилась, в основном, посредством ката. Ката представляли собою некое «ассорти» из различных частей кумитэ, их разучивали и ничего более не практиковали. С давних времен, все на Окинаве, включая мастера Фунакоси, полагали, что такой метод обучения нормален и вполне достаточен.

Но архаичными окинавскими методами обучения и эффективностью каратэ О-сенсея многие ученики в Японии были не довольны, поэтому они начали привносить свои изменения в каратэ. Относительно таких изменений - существовало множество мнений, но в основном все сходились в одном - арсенал окинавского каратэ должен быть дополнен некоторыми методами и техниками японского дзю-дзюцу. Еще раз здесь подчеркну, что О-сенсей участия в модернизации каратэ не принимал.

(МК) Мастер Эгами, а также многие из его учеников проводили множество исследований, касающихся значимости методов расслабления в каратэ, и вы – в том числе. Расскажите об этом?

(MХ) Как я уже говорил, мастер Фунакоси преподавал только ката, но многие из его учеников не могли понять их значения и методов, заложенных в них. Постепенно, они начали делать шаги и выполнять техники в ката с подчеркнуто выраженной напряженностью, полагая, что таким образом они натренируют большую мощность.

Когда мастер Эгами начал свое преподавание в школе «Nakano», он выявил, что такой метод исполнения ката в реальности к увеличению силы не приводит. Увеличение мощности можно достичь только за счет мобилизации силовых ресурсов всего тела, что может быть достигнуто только при условии устранения любых зон напряженности в теле.

Лёд довольно тверд, но он разбивается об еще более твердые предметы. Воду, по сравнению со льдом, не возможно разбить, и она может превращаться в пар, поток которого может достигать огромной мощности.

(МК) Используете ли вы какие-то особые методы или упражнения для достижения лучшего расслабления?

(MХ) Каких-то специальных упражнений я не использую. Все это заложено в практику, которая основывается на целом ряде методов. В ходе практики ученики постепенно постигают значение расслабления, которое примерно соответствует понятиям – «пластичность», «'активизация' мышц и сухожилий», «не-пустотность или пассивность».

(МК) Расскажите о технике «Хаккей»?

(MХ) В 1990-ых годах исследования техники «Хаккей»* (*или «Тоатэ» - у мастера Эгами - «Проекция ки») были очень популярны, и велись не только в Японии, но по всему миру.

Изначально, эта техника прибыла к нам из Китая (линкун), но у нас нет эквивалентного слова в японском языке. Однако, в японских боевых искусствах существовал вид силы, которую это подразумевает, даже если это не легко описать словами.

Впервые я увидел ее в 1955 году, у мастера Окуяма перед тем, как уехать из Японии в Бразилию. Мастер Окуяма показал этот вид силы в ои-цуки.

Это выглядело невероятно и казалось очень эксцентричным для того, чтобы это можно было использовать в каратэ. Теперь я знаю, что это была техника «Хаккей».

(МК) В продолжении темы о «Хаккей». Говорят, вы можете чувствовать «движение энергий» противника. Это как?

(MХ) Это почти невозможно описать словами. «Движение энергий» – неточное выражение. Это скорее - чувствительность к цельному действию тела. И я думаю, что дальнейшее описание этого действа лишь еще больше исказит его сущность. Фактически, это вне пределов вербального описания, это можно понять только через практику, когда в определенный момент вы можете «ухватить», уяснить его суть. (демо на моем семпае Теэте Ильвесе)

(МК) Вы описываете тело, как «надутый воздушный шар» (пэн). Что это значит?

(MХ) Это также не легко объяснить, потому что это также уясняется только через практику. Вне практики это состояние не понять.

(МК) Вы можете рассказать, чем различаются Shotokan и Shotokai?

(MХ) Shotokan и Shotokai имеют общую историю. Мы называем нашу группу «Shotokai», и нашей целью является продолжение пути по совершенствованию и развитию каратэ, начатого мастерами Ёситакой и Эгами. Это - все.

(МК) Ваше любимое ката?

(MХ) Конечно, это - абсолютно субъективная оценка, но мое любимое ката – «Empi», по той простой причине, что это ката, которое позволило мне получить свой «shodan». К сожалению, в моем возрасте это ката, которое является довольно физически требовательным и сложным, уже сложно практиковать на должном уровне.

(МК) В книге «Karate-Do Kyohan» представлены иллюстрации сенсея Осима. На них ката выглядят очень отличающимися от тех, как они практикуются сейчас множеством людей. Насколько важно, по вашему мнению, сохранять ката в том виде, как их делал мастер Фунакоси, или же вы считаете, что их развитие и изменение – совершенно необходимая вещь?

(MХ) Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку я не могу помнить всех деталей, форм и положений, которые выполнял О-сенсей в ката.

На иллюстрациях ката в книге, показанных мастером Осимой, отражено его собственное видение возможностей развития тела, которые он приобрел в ходе полученных им знаний и практики. Поэтому все пояснения и комментарии к этим иллюстрациям вы можете узнать только непосредственно у самого мастера Осима.

(МК) Сейчас ведется много обсуждений бункаев ката, и даже того, что в них, якобы, скрыты какие-то тайные техники великих мастеров. Каково ваше мнение?

(МХ) Лично мое мнение – в ката прежде всего заложены различные внутренние методы развития тела, а не просто внешний «набор» техник, поскольку подобным способом разучивание техник – пустая трата времени. Методы в ката нацелены прежде всего на обучение различным способностям тела, чтобы оно было «отзывчивым» и способным к проявлению всех своих возможности в нужный момент времени. Ката – это своего рода форма развития боевой двигательной культуры тела, в не просто «коллекция» приемов.

(МК) Методы и техники современного Shotokai стали отличаться от тех, которые практиковали его первые сенсеи?

(MH) Для меня «Shotokai», это просто - название ассоциации, в которую входят школы различных мастеров, поэтому некоторые различия в методах и техниках имелись уже с самого ее начала. Я не могу ответить за весь Сётокай, поскольку у каждого сенсея есть свое собственное видение того, какова должна быть практика.

(МК) Сенсей Канадзава для демонстрации своего выброса ки выполняет тамесивари, при котором он пробивает доску насквозь, оставляя ее края неповрежденными. Каково значение ки в вашей практике и каково ваше понимание этого?

(MХ) Я никогда не видел выступлений сенсея Канадзавы, поэтому не могу ничего сказать об этом. Однако, вообщем, скажу, что по моему мнению, такая демонстрация способностей мастеров в каратэ с помощью тамесивари является большой ошибкой. Это приводит к возникновению различных мифов о каратэ, искажающих его истинную сущность, как невероятно сложного и хитроумного боевого искусства.

Мое отношение к этому такое же, как об этом написано в книге «Karate-Do Nyumon».

(МК) Что происходит с человеком при воздействии на него?

(MХ) Честно говоря, я не могу объяснить этот процесс в логических терминах. Я просто умею это делать, и – все. А что чувствует при этом противник, это нужно спросить у него. Я сам «чувствую» по каким причинам он теряет равновесие и падает, но не могу описать этого.

Помните, что до открытия Ньютона, множество поколений людей видели, как падают яблоки. В этом случае тоже самое, может, однажды, кто-нибудь сможет дать этому логичное научное объяснение.

(МК) Каково ваше отношение к возникновению спортивного направления в каратэ?

(MХ) У каждого человека, занимающегося каратэ, есть своя собственная цель, что и определяет его выбор - традиционное или спортивное направление. Поэтому мы не можем отрицать необходимость одного или другого. Здесь важно только то, что каждый каратэка, избравший то или иное направление, должен прилагать все свои усилия, чтобы постоянно совершенствоваться для достижения своей цели.

(МК) И в заключении, вы можете рассказать о своих последних исследованиях? Что изменилось в каратэ за последние десятилетия?

(MХ) Изменения и развитие важны для истинной практики. Это напоминает диалектику Гегеля - делай что-то и вопрос возникнет. Реши его и снова возникнут другие вопросы.

Если вы не развиваетесь, не растете бесконечно в своем мастерстве, то это просто означает, что вы застопорились на своем пути.

(МК) Чтобы вы хотели сказать в заключении?

(MХ) Хочу сказать немного о значении Сознания в каратэ, т.е. способности схватывать и постигать суть без логических словестных построений. Это целая проблема при обучении учеников. Как передать им суть того, что невозможно напрямую выразить словами?

Это проблема коммуникации, и связана она с тем, что люди нуждаются в словах, чтобы понять те или иные действия либо методы. Попытки выразить эти действия и методы словами приводит к тому, что они воспринимаются по-разному разными людьми. Мое понимание и ваше понимание значения слов, которые мы использовали для описания понятий, могут в действительности очень отличаться.

Слова являются слишком частой причиной неправильных представлений или непониманий. Поэтому я считаю, что решение проблемы коммуникации при передаче знаний между учителем и учеником может быть решено только через физическую практику тела.

Например, боль – это нечто, что вы можете описать подробно словами, если вы испытали ее, но человек, который никогда не испытывал боли, может вас не понять, поскольку сам не испытал этого.

Поэтому в боевом искусстве так необходим личный физический опыт. И это то, почему я так не люблю объяснять многие понятия и методы словами. Слова – опасны, они могут вводить в заблуждение.

(МК) Большое спасибо вам за ответы на вопросы. Мы желаем вам всего наилучшего в будущем.

(Продолжение интервью с мастером Харада, Shotokan Karate Magazine № 68, 2001)

Опубликованное фото

Harada Sensei, principle of the KDS (Karate do Shotokai) gives an interview for BBC Wales on his karate past and his new honour MBE.

Мицусукэ Харада – мастер Сётокай
Биография мастера Мицкэ Харада (KDS)
Интервью с мастером Мицкэ Харада
Интервью с мастером Мицусукэ Харада-2
Биография мастера Мицкэ Харада (KDS)
Значение сенсея Уэсиба в жизни мастера Харада
Mицкэ Харада: концепция Киай
Краткий обзор истории Сётокан и Сётокай by Master Mitsusuke HARADA

Ёситака Фунакоси
Мастер Генсин Хирониси
Рассказывает мастер Kaсe...