Перейти к содержимому


  




Практика тайцзи-цуань

Автор: clover, 23 Апрель 2013 · 1 448 просмотров

Опубликованное фото


Синхронизация энергетического и физического тела
Энергетическое тело может «отбрасывать», как бампер автомобиля
Прогнутость спины (пережимы)
«Сборка» - важность объединения сил спины
Сила всего тела
Правильная и неправильная ходьба
«Укоренение» (понижение стоек – увеличение площади опоры тела)

Тринадцать методов для туловища

Методика школ Чэнь и Ян базируется на принципах классических теорий тайцзи. Школа же У уделяет также большое внимание так называемому Методу для туловища (шэнъ-фа). Этот метод постепенно дает прочное понимание применения классических теорий, которые сами по себе слишком рафинированны и абстрактны для новичка. Метод для туловища предлагает ученику серию техник, которые легко исполняются и весьма хорошо сваиваются.

У Юйсян (1807-1871), основатель школы У, разработал восемь 8 для туловища; Ли Июй (1833-1892), его племянник и ученик, описал остальные 5. Итак, 13 методов для туловища.

Метод 1. Опустошение грудной клетки, или хань сюн.

Грудная клетка выше сердца должна быть расслаблена, а не выпячена, как у солдата по стойке «смирно». Плечи держите совсем немного выставленными вперед. Правильное выполнение этой позы может позволить вам сознательно вести ци в любую часть тела. Избыточное напряжение имеет тенденцию накапливаться именно в грудной клетке. Вот почему после тяжелого вздоха следует глубокая релаксация. И вот почему так важно опустошать грудную клетку во время медитации и тайцзи-цюаня. Применяя метод для туловища «Опустошение грудной клетки», вы можете удалить напряжение, ослабить внутреннее беспокойство и медитировать дольше.

Метод 2. Поднимание спины, или бо бэй.

Практикуя тайцзи-цюань, следует обращать внимание на три аспекта положения спины:

а) позвоночник между плечами должен как бы стремиться вверх и наружу;

б) плечи должны быть расслаблены, гибки и подвижны;

в) не давайте голове падать вперед, держите ее прямо.

Поскольку эта концепция «поднимания спины» весьма сложна для понимания, имеется практический метод, чтобы помочь в этом.

Встаньте прямо, руки вытяните вперед, ладони смотрят вперед и перекрывают друг друга. Затем опускайте руки, не разъединяя ладоней, и лишь в конце медленно разведите руки по бокам тела. Вы почувствуете, что руки связаны друг с другом через спину, образуя одно целое. Практикуя тайцзи-цюань, всегда осознавайте эту связь между руками.

Метод 3. Объединение ног через пах, или го дан.

Колени должны быть всегда чуть присогнуты. Чтобы иметь возможность защитить пах, держите их в расслабленном тяготении друг к другу, а не врозь. В этом методе вы осознаете связь между двумя ногами, осуществляемую через копчик.

В позе, когда линия тяжести проходит через одну из ног, эта нога считается полной или твердой, в то время как нога, не несущая веса в этот момент, называется пустой. Но даже когда одна нога полная, а другая пустая, вы представляете себе, что они обе взаимосвязаны, образуя как бы одну ногу. Представьте себе, что ноги — это полые сообщающиеся сосуды, а вес тела — жидкость, которая может переливаться из одной ноги в другую). Объединение ног через пах позволяет осознать взаимообмен между пустотой и духом.

Метод 4. Укрытие желудка, или ху чунь.

Чтобы «закрыть» грудную клетку, представляйте себе, что нижние ребра смыкаются, а верхние «втягиваются вовнутрь» . Эта поза дает ощущение расслабленного комфорта.

В противном случае, т. е. когда реберная клетка открыта, удар выше живота будет гораздо более болезненным.

Метод 5. Поднимание головы, или ти тин.

Голову и шею следует держать прямо, как будто бы вы подвешены на нитке. Не держите подбородок слишком высоко. В естественном расслабленном положении позвоночник несет весь вес головы. Жизненный дух, или шэнъ, ощущается как нечто тянущееся вверх через макушку головы.

Метод 6. Округление паха, или дяодан.

Чтобы обеспечить большую устойчивость, представляйте себе, что внутренние стороны ног и промежность образуют правильный круг. Таз держите так, чтобы ягодицы не выпирали назад, а низ живота направляйте чуть-чуть вперед и вверх.

Метод 7. Бросок, или тэн но.

Примите состояние расслабленного внимания, как у кота, ожидающего мышь. Затем в точно выбранное время «бросьтесь» на свой объект охоты. Этот метод характеризуется расслабленной концентрацией.

Метод 8. «Блицкриг», или шань чжань.

Единство в действии характеризует туловище, конечности и поясницу. Ум бдителен и ясен и готов в любой момент высвободить энергию цзинъ словно выпустить стрелу из натянутого лука. Двигайтесь с несгибаемым намерением, как орел падает на свою жертву. Никакой противник не может загородить вам путь.

Метод 9. Расслабление плеч, или сун цзянь.

Расправляя плечи, но не напрягая их, вы позволите ци спуститься вниз. Очень важно искать внутреннюю неподвижность и больше опираться на свое сознание, чем на жесткую позу.

Метод 10. Опускание локтей, или чэнь чжоу.

Чтобы ественно опустить локти, вы должны сначала направить ци в руки. Держите плечи расслабленно, а запястьям придайте гибкость. Так вы сможете развить в себе чувство естественной потребности направлять локти прямо вниз.

Метод 11. Постановка копчика, или вэйлюй чжунчжэн.

Обычно копчик направлен наружу, но в тайцзи-цюане его «подгибают» вовнутрь. Чтобы правильно поставить копчик, поместите на него центр тяжести тела. Выработайте в себе ощущение, что копчик как бы «укачивает» Дань-тянь в колыбели.

Метод 12. Опускание ци в Даньтянь, или ци чэнь даныпянь.

Когда вы освоите методы 11, 1, 4, 9, 6, вы сможете направлять ци в Даньтянь. Сосредоточьтесь на удержании ци в Даньтяне и не давайте ей подниматься к грудной клетке.

Метод 13. Различение пустоты и полноты, или фэньцин сюй ши.

Поскольку немного Ян присутствует в Инь, пустая нога все же содержит определенного рода полноту. Пустая нога связана с землей через подошву стопы. Прижимание подошвы к земле должно быть полностью осознанным. В то же время вы должны сосредоточиться на гибком соединении верхней части ноги с остальным телом. Если вы теряете это чувство связи на обоих концах ноги, это называется «частичное погружение». Полная нога, соответственно, должна нести весь вес тела. Чтобы выявить пустоту в полной ноге, представьте себе, как жизненный дух шэнъ свободно воспаряет из нее к макушке головы.

Неразличение полного и пустого приводит к так называемому «двойному весу». Но если, чтобы избежать двойного веса, вы переносите весь вес на одну ногу, не осознавая наличия Инь в Ян, это свидетельствует о том, что вы так и не поняли, что такое «пустой» и что такое «полный». Поскольку нижеследующие теории касаются фундаментальных принципов тайцзи-цюаня, серьезно настроенному ученику следует постараться глубоко вникнуть в их смысл.

Урок тайцзи (Чжэн Маньцин: «Если ваши руки даже и движутся как часть тела, но без вращения ими, переноса тяжести то на одну, то на другую ногу и спиральных движений пяток, лодыжек, коленей и всех суставов ног это все равно будет «делание упражнений», а не тайцзи-цюань.»)
Урок тайцзи


Ошибки занимающегося тайцзи-цюань


Занимающиеся тайцзи-цюань зачастую считают, что добились результата, запомнив последовательность движений формы или почувствовав уверенность в движениях, уподобившись движениям великих мастеров. На самом деле, далеко не всегда это означает что практикующий не допускает ошибок. Ошибки можно подразделить на ментальные, физические и энергетические. Вот некоторые из них.

Ментальные ошибки

Отсутствие расслабленности живота. Расслабленность живота — это способность удерживать напряжение для углубления дыхания.

Зажатость. Ошибка формируется потому, что тело не приучено быть под контролем и движения тела зависят не от сознательной установки, а от собственных, наработанных предыдущим опытом возможностей. Характерная особенность — отсутствие понимаемой меры в движении. Под зажатостью понимается не только тело, но и сознание.

Отсутствие увязывания. Движения должны быть увязаны, для этого необходимо привести сознание в живот.

Заваливание в сторону. Заваливание в сторону — результат потери контроля сознания над боковыми осями, и это в первую очередь ментальная ошибка, которая приводит к разрыву связи плечо-бедро. В результате этого в теле появляется дополнительная энергия, ведущая к потере контроля над наращиванием силы.

Потеря оси в голове (то же самое, что и натянутость в макушке). Ведет к нарушению центрированности головы и, как следствие, к нарушению питания мозга, что приводит к ослаблению концентрации. Также ведет к ненужным наклонам в спине.

Потеря контроля над низом спины. Ведет к потере связи со спиной, и, соответственно, к потере контроля над силой.

Отсутствие подобранности копчика. Важно понимать ментальную задачу в отношении того, что касается копчика. Пока не будет достигнуто умение возвращать энергию, невозможно добиться естественного состояния подобранности. Следовательно, задача работы с копчиком — это, в первую очередь, контроль, а не подобранность.

Недостаточный контроль промежности. Важнейшая ментальная задача для вырабатывания умения опускать центр тяжести.

Контроль стоп. Стопы надо научить «думать», они не должны болтаться при движении. Стопы должны уметь «слушать», «опустошаться» и «укореняться». В конечном счете это должно привести к пониманию направления стопы.

Отсутствие подобранности подбородка. Данный аспект необходим для поддержания контроля сознания. Потеря подбородка нарушает равновесие между левым и правым полушариями мозга.

Потеря взгляда. Потеря взгляда — это отвлечение своего внимания в первую очередь от себя. Нужно уметь смотреть внутрь. В реальности нужно уметь видеть все тело. Любое выхватывание объекта взглядом ведет к потере контроля и концентрации. Взгляд должен быть сферическим. Неумение контролировать взгляд ведет к рассеянности и потере духа.

Открытый рот. Это потеря контроля над слюной и языком, что также ведет к нарушению циркуляции в переднесрединном меридиане.

«Двойной вес». Неспособность регулировать сознанием внутренние процессы до конца.

Физические ошибки

«Одеревенение». Это состояние тела, которое, как правило, возникает из-за неправильной физической нагрузки. При привнесении или вырабатывании этого состояния на занятиях происходит блокировка каналов, теряется возможность питания мозга.

«Разобранность». Отсутствие единения в движении создает разнонаправленную нагрузку на разные части тела. В результате становится непонятно, что именно развивается и зачем. Важно понимать работу трех уровней тела: ног, живота-спины-головы и рук.

«Обрушение». Ошибка вытекает оттого, что, не познав внутренние связи, мы бросаем тело в инерционные движения. В результате теряется связь верх-низ, правое-левое, перед-зад. Из-за данной ошибки не только не выстраивается геометрия движения, но и разрушается имеющаяся.

Отсутствие вбирания груди. Эта ошибка ведет к нарушению оси, опусканию головы и, как следствие, к нарушению пропорции. Сюда же относится ошибка выпуклости и вогнутости, когда за счет дополнительного складывания реально заменяется пропорциональное усилие. Наличествует желание добавить, а не выразить.

Сгибание спины. Ведет к потере возвратности движения, к нарушению пропорции, и потере связи с землей.

«Заламывание» колен. Типичная ошибка занимающихся из-за неправильного регулирования положения тела, что ведет к потере связи в ногах и неправильному выстраиванию мышечной, сухожильной и костной групп.

Потеря опоры на стопы. Лишает движения направления, приводя действия в инерционное состояние, в котором нет реальной внутренней опоры.

Зажатость диафрагмы. Эта ошибка следует из зажатости живота, не дающего диафрагме опуститься.

«Потеря кисти». Возникает из-за потери связи кисти с запястьем.

Отсутствие цельности. Если отсутствует цельность в теле, то движения становятся несогласованными.

Энергетические ошибки

Отсутствие работы над меридианом поясницы. Считается энергетической ошибкой, поскольку данный аспект полностью зависит от работы поясничного меридиана. Отсутствие работы над развитием меридиана поясницы ведет к невозможности преобразовывать движение. Во время движений важно следить за нагрузкой на поясницу. Сопутствующая ошибка — потеря уровня поясницы.

Непонимание «спирали движений». Пока энергия не начнет реально циркулировать в теле, невозможно достигнуть спиралевидного движения. Опасно имитировать круговые и спиральные движения, пока нет внутренней ясности.

Линейность. Пока тело не наполнено энергией, все движения линейны. Пока линейность сохраняется, движения следует делать как можно медленнее.

Поднятость плеч. Является в первую очередь энергетической ошибкой, поскольку мешает возвращению энергии в живот. Также из-за данной ошибки происходит ненужное натяжение в пояснице.

Выворачивание локтей. Выворачивание локтей ведет к потере связи кистей с плечами. В результате в руке теряется цельность.

Выпячивание груди. Ведет к блокировке заднесрединного меридиана, к невозможности энергии опуститься вниз и к блокировке диафрагмы, в результате чего формируется поверхностное дыхание. Все это ведет к нарушению и блокировке циркуляции энергии.

Зажатость в задней части поясницы. Данная ошибка возникает при отводе таза назад. В результате теряется центрированность в животе, нарушается циркуляция энергии в пояснице, и теряется связь с копчиком. Как следствие, теряется связь с ногами.

Контроль ягодиц. Потеря контроля над ягодицами ведет к искривлению в теле, а также к потере связи живот-ноги. Этот пункт особенно важен для женщин, так как им важно не «пережимать» матку. Работа должна быть направлена на контроль увязывания ног с телом и животом и на удержание промежности.

Напряжение лица. Ведет к потере концентрации и к нарушению циркуляции энергии в голове. В результате, нарушается восприятие звука и внутреннее слышание.

Непрерывность. В тайцзи-цюань должны реализовываться одновременно два закона: «покой в движении» и «движение в покое». Поэтому каждое движение должно переключаться и иметь завершенность. Пытаться делать все непрерывно — это значит потерять внутренний покой. Нужно уметь возвращать и останавливать, а не только направлять и двигать.

Отсутствие опоры на центр тяжести. Отсутствие опоры на центр тяжести — ошибка, которая носит в первую очередь ментальный характер, но она имеет серьезные энергетические последствия. Опора должна осуществляться на живот. Он центр. Центр живота — это уже выявленное условие, которое руководит всем. Оно позволяет сознанию опуститься внутрь. Существование с сознанием, не способным опуститься внутрь, характеризуется как существование с поднятым центром тяжести. Развитие центра тяжести — это долгий и монотонный процесс, где опасно просто информировать себя и придумывать, что он есть. Это изменение физиологии и переход на новый уровень частотных характеристик.


Shotokai College (France)
http://www.youtube.com/watch?v=7y_ktGWBQ-c


Тайцзи: формы «Тигр и Журавль»