Перейти к содержимому


  




10 правил мастера тайцзи Ян Ден Фу

Автор: clover, 02 Апрель 2013 · 966 просмотров

Постоянное «вслушивание» в работу своего тела с тем, чтобы контролировать и грамотно перераспределять перенос веса тела на ногах в любой момент времени так, чтобы в теле не возникало никаких сильных напряжений из-за шаткости баланса, вызывающих «затыки» свободного тока ци.

Ни в один момент времени, у мастера не возникает «дыр» в контроле баланса. Т.е. его перемещение в стойках согласовано с тем, что делают руки, и фактически в любой момент времени, «сила» рук имеет «опору» в виде четко контролируемой, выстраемой под каждое положение в пространстве, струтуры тела.

Глядя на большого мастера, всегда возникает ощущение, что «течение времени замедляется», и мы видим его движения, как в «замедленной съемке».


WUDANG TAICHI Quan 64 Forms by Master Tian Liyang


10 правил мастера тайцзи Ян Ден Фу

1. Дух поднимается вверх. Для того чтобы дух поднялся вверх, следует прямо держать голову. Движение должно осуществляться без видимых усилий; в противном случае кровь и ци не смогут свободно циркулировать и, даже несмотря на волевое усилие, дух не достигнет головы, а вы — свежести ума.

2. Сжимание грудной клетки и выпрямление спины. Сжать грудь означает позволить ци опуститься в дан тьян. Если расправить грудь, то ци устремится в грудную клетку, преобразуясь в «тяжелый, нижний свет», а ваши пятки потеряют точку опоры. Выпрямление спины означает фокусировку ци в области спины. Сжимая грудь, вы естественным образом выпрямляете спину. В этот момент внутренняя сила вашей спины приходит в движение и обеспечивает вам победу в поединке.

3. Расслабление области пояса. Область пояса контролирует все тело, и ее расслабление придает вашим ногам силу, а боевой стойке равновесие. Все приемы по осуществлению взаимодействия «видимого» и «реального» начинаются на уровне пояса. По этому поводу существует выражение: «Воля к жизни заключена в области пояса». Тем, кто в поединке оказался недостаточно силен, следует контролировать область пояса.

4. Различайте «видимое» и «сущностное». Способность отличить «видимое» от «сущностного» является краеугольным камнем мастерства в тайцзи. Если весь вес тела сосредоточен на правой ноге, она является «сущностной», а левая — «видимой». Когда между «видимым» и «сущностным» существует четкое разграничение, движения становятся быстрыми и как бы не требующими усилий. В противном случае техника ног становится тяжеловесной, а стойки — нестабильными и легко уязвимыми для противника.

5. Опустите плечи и не выставляйте локти. Опустить плечи означает держать их в естественном расслабленном положении. Если плечи приподняты, ци поднимается, и тело теряет свою силу. Локтевые сгибы также следует держать в естественном положении. Когда локти растопырены, плечи самопроизвольно приподнимаются, а поток ци выходит из-под контроля. Эта ошибка известна под названием «прерванная сила».

6. Только делайте, без всякого напряжения. Ощущайте, чтобы все тело было расслабленным так, чтобы в мускулах, костях и кровотоке не ощущалось ни малейшего напряжения, которое может перейти в скованность движений. Некоторые люди выражают недоумение: «Как можно увеличить силу, не используя ее?». Ответ на этот вопрос кроется в «системе меридианов», проходящих вдоль нашего тела, подобно меридианам Земли. Если течение реки не перекрыто плотинами, она течет свободно. Аналогичным образом отсутствие препятствий на пути ци по меридианам тела гармонизирует ее поток. Напряженное в усилии тело препятствует току ци и крови, и движения становятся неловкими, теряя свою плавность и непрерывность. Упорная тренировка поможет развить истинную внутреннюю силу.

7. Координация между верхом и низом. «Ци поднимается от ступней к бедрам, контролируется поясницей и материализуется в руках». Процесс совершается «за одну ци», что означает «непрерывное и произвольное на одном дыхании». Движения рук, ног и поясницы, предваряемые «настороженностью глаз», совершаются за один цикл, который и воплощает координацию верха и низа; если хотя бы один из этапов процесса пропущен или выполнение техники прервано, гармоничность движения нарушается.

8. Союз внутреннего и внешнего. «Сознание — начальник, тело — подчиненный». Когда есть сознание, а не ум, движения становятся спонтанными и стремительными. Техника выполнения приемов тайцзи выполняется в строгом соответствии с принципом «видимого» и «сущностного», «открытия» и «закрытия». Под «открытием» подразумеваются не только движения рук и ног в сторону оппонента, но и расширение сознания; «закрытие» состоит не только в возвратном движении конечностей, но и в возврате сознания и воли в первоначальное (сфокусированное) состояние. Если внешнее и внутреннее объединены в «одно ци» (или энергетическое тело), это означает единство и неделимость космоса.

9. Непрерывность. Физическая сила генерируется принудительным путем, следовательно, есть начало и завершение, процесс и его прекращение. Когда момент силы исчерпан, а новый потенциал не задействован, у противника больше всего шансов использовать вашу слабость. В тайцзи используется воля, но не сила; поэтому на протяжении всей схватки энергетический поток течет непрерывно, начиная очередной цикл по завершении предыдущего без каких-либо остановок. Согласно первоисточникам, присутствие волевого начала напоминает волны Длинной Реки (Янцзы Киань, самой длинной реки Китая). Применение силы в тайцзи уподобляется процессу создания шелка (долгому и непрерывному) и выражается в аккумулировании и поддержании одной ци (непрерывный ток внутренней энергии, регулируемый правильным дыханием).

10. Обретение неподвижности в движении. Многие боевые искусства подчеркивают важность активных действий и перемещений, во время которых растрачивается значительное количество энергии, а занимающиеся начинают задыхаться от недостатка кислорода. В тайцзи покой направляет движение. Двигаясь, мастер тайцзи всегда осознанно спокоен, и чем медленнее его движения, тем лучше. Когда движение экономно, дыхание спокойно, ци опускается в дан-тьян и ничто не затрудняет свободную циркуляцию крови и ци. Ученикам следует уделить этому моменту особое внимание; только убедившись на собственном опыте в справедливости сказанного, они добьются успеха.