Перейти к содержимому


  




«Расслабленный» удар в Каратэ-До Сётокай

Автор: clover, 07 Март 2013 · 3 946 views

Опубликованное фото




Bruce Lee: "The more relaxed the muscles are, the more energy can flow through the body. Using muscular tensions to try to 'do' the punch or attempting to use brute force to knock someone over will only work to opposite effect."

«Чем больше расслабленны мышцы, тем больше энергии можно извлечь из тела. Использование мускульного напряжения для удара или, использование грубой силы для опрокидывания, - будет приводить к противоположному эффекту.»


Каратэ-До Сётокай, школа мастера Эгами

(Сокращенно)

Современое каратэ имеет множество видов, что обусловлено его разными целями. Оно продолжает развиваться, принимая такие разнообразные формы, что на сегодняшний день о нем фактически невозможно говорить в общем. Поэтому в этой статье я рассмотрю только две, имеющиеся на сегодняшний день тенденции, касающиеся принципов нанесения удара ои-цуки. Один из этих принципов я условно назову «напряженный», а другой - «расслабленный». Также я хочу подчеркнуть, что не буду приводить здесь их подробный анализ.

Когда в 1922 году мастер Гитин Фунакоси прибыл в Японию, чтобы познакомить японцев с искусством каратэ, оно представляло собою довольно неметодичное и разрозненное боевое искусство, которое развивалось в течение долгих лет на островах Окинавы под влиянием, в основном, китайских боевых искусств (Cattel, 1989). Как видно по иллюстрациям из первой книги мастера Фунакоси и по редким видео тех лет, стойки были относительно высоки, движения - «не выразительны», а внешняя видимость силы практически была не заметной. Технический арсенал включал значительно больше техник рук, чем ног.

С того самого времени эффективность стоек и техник неоднократно анализировалась и изменялась учениками мастера Фунакоси (Egami, 1976). Наиболее существенные изменения произошли в 1930-х годах, когда мастеру Фунакоси уже было более 60 лет. Примерно в эти же годы произошел рост количества университетских клубов каратэ в Японии (Noble, 1985). Многие ученики, которые приступили к занятиям каратэ в этих клубах, думали, что О-сенсей уже слишком стар, чтобы выполнять техники эффективно. Об этом писал мастер Эгами, в своей книге «The Way of Karate, Beyond technique»: им казалось, что техника мастера Фунакоси не могла быть эффективной просто потому, что он не мог уже иметь большую физическую силу по причине своего преклонного возраста. Mастер Харада вспоминает: «его удары были обманчиво «мягкими». Он ежедневно делал 1000 ударов по макиваре каждой рукой, издавая при этом приглушенный звук «хой». При исполнении техник его удары казались не «впечатляющими», но на самом деле это была иллюзия». Мастер Харада вспоминал как мастер Фунакоси ему рассказывал, что «мастер Itosu/Azato [сейчас уже он не помнит точно, кто из них] мог прекратить нападение одним ударом кулака». Мастер Фунакоси показал как: он без особого напряжения ударил Хараду в грудь – оказалось очень болезненно, при этом он использовал «иппон-кен». Его техника удара была мудрой: мягкой, спокойной, без всякого напряжения (Layton, 1997). Его молодые адепты тренировались делать удары только за счет грубой физической силы, причем не потому, что их учили это делать подобным образом, а потому, что в меру своей «молодецкой удали», они думали, что вкладывание всей своей физической «удали» в удар – это единственный способ эффективного удара в каратэ.

Ёситака (Гиго) Фунакоси, сын О-сэнсэя, стал главным инструктором в 1932 году, после того, как скончался от болезни предыдущий главный инструктор - Такеси Симода (Layton, 1997, Egami, 1976). Учитывая, что Ёситака с ранних лет* (*с 7 лет) был неизлечимо болен (туберкулез, в последствии - легочная гангрена), а также то, что в те времена был развит дух милитаризма в Японии, это могло стать причиной формирования его очень бескомпромиссного характера и неистовых тренировок. Милитаристская пропаганда в Японии в конце 30-х - первой половине 40-х годов возможно также могла сыграть свою роль в том, что именно в те времена каратэ приобрело подчеркнуто воинственный характер, что соответствовало духу решимости Японии в своей «святой» миссии по принудительному окультуриванию «отсталых» народов.

В любом случае, исследование эффективности и соответствующее изменение техник было начато сначала главным инструктором Симода, который ввел более низкие стойки, а после него было продолжено Ёситакой Фунакоси вместе с небольшой группой учеников-энтузиастов, среди которых были Сигеру Эгами и Гэнсин Хирониси (Layton, 1997; Cattel, 1989; Egami, 1973; Tokitsu, 199?). В результате исследований, они сделали стойку дзенкуцу более удобной, устранив из нее элемент излишней напряженности. Положение передней ноги стало более естественным, без неудобного скручивания, бедра и туловище – для естественности были развернуты только наполовину (ханми), положение задней ноги - в положении «легкой заряженности». Гиго Фунакоси, со своей эксперементирующей группой учеников, также пересмотрел иные техники и ввел некоторые новые: маваси-гери, ёко-гери-кекоми, усиро-гери, ура-маваси-гери, фудо-дачи и т.д. (Anonynous, 1983, Layton, 1997; Harada, 1983; Cattel, 1989; Noble, 1985).

После смерти Ёситаки Фунакоси, среди учеников разных университетских клубов возникли разногласия во мнениях, касающихся модернизации техник каратэ. Без контроля за ситуацией Гиго, произошел раскол по принципу сторонников новвоведений и их противников. Смерть мастера Гитина Фунакоси усугубила этот раскол, поскольку «сторонники» и «противники» стали различаться не только техниками, но и целями в каратэ (Hironishi, 1994). Группой «противников» был JKA, группой «сторонников» - Сётокай. Удары в JKA выполнялись по старому способу «Напряжения», а Сётокай, перешел к новому способу - «Расслабления».

«Напряженный» и «Расслабленный» принципы ударов различаются по тому, как в них генерируется сила. Мастер Сугимото так характеризует этих два принципа: «в «Напряженном» - сила генерируется посредством мышечного напряжения до удара, а в «Расслабленном» – в момент контакта кулака с телом противника» (Sugimoto, 198?). Как видно из комментария мастера Сугимото, оба типа различаются моментами генерирования силы. Далее он продолжает: «Напряженный» принцип нанесения удара типичен для большинства групп каратэ, здесь сила удара достигается за счет «передачи» мышечного усилия (кимэ). Из-за необходимости придания телу «жесткости» движение резко стопорится, отчего каратэги издают резкие хлопки. Сила такого удара находится в прямой зависимости от степени атлетичности человека. Кроме того, такой принцип удара требует амплитудности, поэтому он практически не эффективен на коротких дистанциях. Из-за напряженных выдохов в момент удара, ритм естественного дыхания нарушается, появляется потливость. «Напряженный» тип удара выглядит впечатляюще, и создается ощущение, что он реально «работает», однако, огромная часть мышечного усилия остается внутри тела «заблокированной», она не «выходит» вся вместе с ударом. «Блокировка» внутри тела усилия, которое не может «выйти» наружу, приводит к сильному «сотрясению» организма, что внешне проявляется в характерном «встряхивании» всего тела, создавая иллюзию, что удар является мощным и эффективным.

«Расслабленный» принцип удара, который используется в Сётокай (исследования еще продолжаются), основывается на принципе максимально возможного расслабления, и последующего концентрирования силы в точке удара (Sugimoto, 198?) (короткий удар; короткий удар мастера Харада МВЕ).

Опубликованное фото

При таком способе, влияние бесполезных и противодействующих мышц минимально, т.е. они практически не влияют на передачу энергии в цель через точку соприкосновения. Мастер Эгами описывал это следующим образом: «две фазы имеют решающее значение [в цуки]: 1) расслабление и 2) концентрация. Если до момента удара тело в какой-либо его части напряжено или жестко, то энергия, находящаяся в локтях, плечах, животе, бедрах и ногах не может быть свободно «перемещена» и полностью «высвобождена» в удар. Фокусировка на «источнике» энергии для удара не может быть распределена по всему телу, она должна быть сосредоточена только на кулаке»* (Egami, 1976). (*Некоторые спортсмены, владеющие очень сильным ударом (в боксе, волейболе, футболе и др.), большой мышечной силой не отличаются. Но они умеют сообщать большую скорость ударяющему сегменту и в момент удара взаимодействовать с ударяемым телом большой ударной массой.)

Мастер Гиго Фунакоси внес коррективы в технику каратэ, но это было не единственным. Изменениям подверглась не только его техническая состовляющая, но и духовная. Общий подход к каратэ стал глубже, а не только ориентированным на самооборону. По словам мастера Эгами: «изменения произошли не только технические, изменения произошли также и в целях. Посредством практики вы можете установить «связь» между телом и разумом, понять соотношение между собственным разумом и разумом других, а также раскрыть новые возможности человека» (Egami 1976). Мастер Исао Обата писал: «каратэ это искусство, оно должно рассматриваться в качестве такового в полном объеме философской мысли и развития ума в гармонии с телом. Если не думать об этом, то оно не имеет ценности... Это все равно, что грызть только кожуру на яблоке, не отведовав его мякоти. Именно это понятие, в настоящее время часто упускается из виду, и если такое «выхолащивание» произойдет окончательно, то можно констатировать смерть каратэ, как искусства» (BB, 1972).

Интересен результат, полученный мастером Эгами, после его исследований эффективности удара. После Второй мировой войны, он сосредоточился на исследованиях эффективности цуки. Вот, как он писал о причинах этого: «если атака противника не имеет истинной эффективности, то и не возникает необходимости в каких-либо существенных контрдействиях, можно даже не использовать никакой техники. Действительно эффективному удару необходимо противопоставить серьезное блокирование или уклонение. С этого начинается истинное обучение (Keiko)» (Egami, 1972; Tokitsu, 199?). Мастер Эгами решил, что единственным способом выявления эффективность цуки будет испытание на себе ударов всевозможных мастеров (каратэ разных стилей, дзюдоистов, кендок, боксеров и т.д.) и даже обычных людей. Он рассказывал: «я понимал, что такой способ проверки был опасен, но я решил попробовать, так как другого выхода не видел, хотя также принимал во внимание, что такой способ может быть не совсем объективным» (Egami, 1976).

Он получил десятки тысяч ударов в живот и голову. Выводы были неутешительными, мастер Эгами рассказывал: «результат проведенных исследований был для меня очень шокирующим, поскольку я понял, что удар в каратэ был чрезвычайно неэффективным. Кроме того я заметил, что чем больше человек занимался каратэ, тем менее эффективным становился его удар. Самые лучшие удары оказались у боксеров. Еще одним очень удивительным фактом стало то, что удары людей, которые никогда ничем не занимались, могли быть такими же эффективными» (Egami, 1972). Проблема, по мнению мастера Эгами, заключалась в том, что длительные занятия боевыми искусствами постепенно приводило к тому, что мастер начинал вкладывать «слишком много» сил в запястье, локоть и плечо, что неизбежно приводило к «рассеиванию» значительной части энергии, не достигая цели.

В начале 50-х годов (1952 или 53) один из его коллег (Egami, 1976), мастер Тадао Окуяма, показал ему иной способ удара, при котором отсутствует какое-либо мышечное напряжение запястий, локтей и плеч. Мастер Эгами: «я был поражен. Оказалось, что эффективность удара может совершенно не зависеть от силы. Принцип такого удара был совершенно иной. Я решил его изучить на практике. В результате этой практики я полностью изменился: у меня не стало больше жестких буратино-ритмических движений. Через много месяцев мне удалось овладеть этим новым способом удара в совершенстве» (Egami, 1972).

Он вспоминал, как его учителями был подсказан путь, который поначалу он совсем не понял. Мастер Эгами писал в «Karate for the Specialist»: «я вспомнил, как били мои учителя: мастер Фунакоси делал удар расслабленно и спокойно, не в угоду «моде»; мастер Симода «бросал» свой цуки легко, но с такой скоростью, что я никогда не был в состоянии его блокировать, при этом он мог не сдвинуться с места ни на сантиметр; страшный фури-цуки («кнут») мастера Ёситаки Фунакоси...». В книге «The Way of Karate»: «когда я тренировался, образы великих мастеров Гитин Фунакоси, Такеси Симода и Гиго Фунакоси вновь возникали из глубин моей памяти, и я снова слышал их слова отчетливо, словно они вновь были в додзё. Мне вспоминалось, как О-сенсей бил естественно и непринужденно, как легко и точно бил Симода, как младший Фунакоси бил быстро и сильно даже из положения, когда его руки были просто свободно опущены вниз. Мне вспоминалось также, как я не мог избежать ударов, и как было больно, когда я пропускал эти удары».

Вполне понятно, что если способ нанесения ударов изменяется, то и все другие методы также должны быть подвергнуты изменениям. Обучение, как и методы, бессмыленно, если на тренировках используется неэффективный удар. Кроме того, если удар не эффективен, то, как говорил мастер Эгами, - вам будет просто нечем побеждать. С целью повышения эффективности, техники следует постоянно подвергать пересмотру, с последующей их корректировкой. При этом каратэ должно оставаться искусством, которое могут практиковать любые люди. Как писал мастер Фунакоси: «каратэ может применяться как молодыми, так и старыми, как мужчинами, так и женщинами». (Funakoshi, 1973)

Техника, которая не основывается на атлетизме, позволяет заниматься каратэ любому человеку до глубокой старости без ущерба для его здоровья. Постоянные большие физические нагрузки могут приводить к перетренированности мышц с последующим развитием различных паталогий, что, в свою очередь, может привести к невозможности заниматься каратэ. Мастер Кендзи Токитсу, который исследовал данную проблему, писал: «...я обратил внимание на то, что у людей, в возрасте старше 30 лет, занимающихся каратэ, встречаются различные проблемы со здоровьем. В своей молодости я имел множество возможностей общаться с старыми мастерами каратэ. Все они страдали от болей в спине и суставах. Проведя исследование, я выявил, что чаще всего спортивные паталогии наблюдаются среди мастеров стиля Сётокан, в частности, проблемы со спиной и суставами» (Tokitsu, 1998).

В заключении я хотел бы вновь процитировать мастера Эгами (Karate for the Specialist): «по моему мнению, искусство каратэ постепенно деградирует. И я понимаю почему. В молодости я также думал только о том, как быть эффективным в реальной ситуации. Поэтому тренировался в основном в дзиу-кумитэ, которое в наше время стало формой спортивного поединка. Чтобы иметь сильный удар, я ежедневно часами тренировался на макиваре. Я пренебрегал иной целью искусства каратэ. Теперь я хорошо понимаю почему каратэ начало развиваться в неправильном направлении. Если бы целью каратэ были бы победы в спортивных соревнованиях, то сомнений у меня не возникало. Но теперь, я считаю что настала пора задуматься, стоит ли изменять цели каратэ, превращая его в обычный вид спорта?». Мастер Эгами говорил о риске выхолащивания каратэ, как боевого искусства, в свое время (70-е), о том же самом предупреждал и мастер Гитин Фунакоси в 50-х годах, и нет никаких сомнений, что они пришли бы в ужас от увиденного сегодня. Миссией всех истинных мастеров боевых искусств является «предотвращение профанации идей и деградации техник до уровня спортивных состязаний», т.е. не допущение развития печальных тенденций превращения боевого искусства в один из видов спорта, как это произошло с некоторыми видами боевых искусств.

Это был краткий и поверхностный обзор удара по принципу «Расслабление», о котором многие возможно даже никогда не слышали, что, вообщем-то удивительно, учитывая сколько существует боевых искусств, основанных на принципах избегания применения грубой силы. Мой небольшой экскурс в историю показывает, что поиски и исследования эффективности удара, проведенные мастером Эгами, также помогли каратэ вернуться к жизни, как истинному искусству Будо .

Апрель 1999

Библиография:

Anonymous. 1983. La Epopeya del Karate. Yoshitaka Funakoshi, Los sucesores de los pioneros. Yudo - Karate. Argentina. Pp. 19-21
Anonymous. 1983. Mitsusuke Harada, Las fuentes del Karate-do. Yudo - Karate. Argentina. Pp. 22-25
Blair, Richard L. 1972. Karate is dying (Master Isao Obata interview). Black Belt Magazine. Pp. 27-33
Cattel, Steve. 1989. JKA Historien. Svenska Fighter. Sweden. Pp. 28-39
Egami, Shigeru. 1976. The Way of Karate ; Beyond Technique. Kodansha International Ltd. Рp. 127
Egami, Shigeru. 1972. Karate for the Specialist
Funakoshi, Gichin, (Trans. by John Teramoto) 1988, Karate-do Nyumon. Kodansha International. Pp. 119
Funakoshi, Gichin, (Trans. by Tsutomu Ohshima) 1973, Karate-do Kyohan. Kodansha International. Pp. 256
Hironishi, Genshin (Trad. Atsuo Hiruma). 1994. El Origen del "Egami Karate". Boletin de Shotokai 11. Madrid, Spain
Layton, Clive. 1997. Karate Master, The life and times of Mitsusuke Harada. Bushido Publications, England. Рp. 207
Noble, Graham. 1985. Master Funakoshi and the development of Japanese Karate. Fighting Arts International. Vol. 6 October 1985. Рp. 2-7
Noble, Graham. 1985. Master Funakoshi and the development of Japanese Karate (part II). Fighting Arts International. Vol. 4. Рp. 31-37
Noble, Graham. 1986?. The history and development of the empty hand art... Fighting Arts International. Vol. ? Рp. 4-13
Sugimoto. 198?. What is strength? Shotokai bulletin, Nihon Karate-do Shotokai
Tokitsu, Kenji. 199?. Histoire de Karaté-dô. Editorial SEM, Paris
Tokitsu, Kenji. 1998. Karate and the Art of Combat with Percussion Techniques Goal and Method. http://www.tokitsu.com

http://www.shotokai....nother_way.html


Школа мастера Аоки (линия мастера Эгами). В этой школе наиболее выражена работа на расслабленности. Ката тайкёку и ганкаку с контролем ки. ! Базовая стойка в их ката не дзен-куцу, а фудо.

То же самое ката – ганкаку, где контроль ки заменен на кимэ. Отсутствие контроля ки особенно заметно на 1:35, когда ученик «балансирует» на одной ноге, пытаясь сохранить равновесие (при этом пауза между ударом ногой и разворотом - вообще необъяснима. Для сравнения – удар ногой с разворота - см. 1:44 в «расслабленном» ката). В ката по «расслабленному» типу – «замедление-пауза» необходимо для «возвращения-собирания» ки в тандене для выполнения последующего действия. В ката по «жесткому типу», одни движения в ката делаются быстро, а другие медленно – вещь сложно необъяснимая. Возможно потому, что многие техники делаются чисто силовым способом, тем не менее «остановки» между действиями, которые в бою образуют единую «связку» - просто удивительны.



Цуки-вадза: как было и как стало
«Расслабленный» удар мастера Хино Акира
Mицкэ Харада: концепция Киай
Нагэ-цуки в Каратэ-До Сётокай
Макивара Сюри и макивара Наха
Гамаку в Тито-рю
Фа Цзинь
Удар в движении – этапы прогресса
Гимнастика для гибкости в Каратэ-До Сётокай