Перейти к содержимому


  




Крепость, которую мы штурмуем.

Автор: Итагаки, 16 Октябрь 2016 · 305 views

Когда мы решили, что на День Каратэ сто раз будем делать Бассай-дай, то подсознательно я постоянно возвращался к этой ката, как к технике, так и к её истории. Вдобавок к истории самой ката, у каждого занимающегося есть своя собственная история знакомства с ней, поэтому я решил поделиться своей с теми, кому интересно об этом узнать.
Интересоваться каратэ я начал с 7-го класса, когда мне было 13 лет, а на дворе стоял 1977 год. Мы, с моим товарищем-одногодкой Игорем Врублевским тренировались в самодеятельной секции и впитывали в себя всё, что имело хоть какое-то отношение к каратэ и Японии. Через год Игорь попал в официальную группу каратэ, латвийский филиал Сэн Э, а я перешёл в спортивный класс по специализации дзюдо, но продолжал развивать своё "каратэ" теоретически. В основном это происходило так: я доставал книги или их копии о каратэ, показывал их Игорю, а он объяснял и показывал, что именно там содержится.Вдобавок к этому, он делился попутной информацией, которую черпал у своих новых старших товарищей, в число которых входили ведущие инструктора школы Сэн Э того времени, поэтому, без ложной скромности могу заявить, что я имел доступ к самой передовой информации! Другое дело, что очень многое не задерживалось в моей голове, но кое-что там засело накрепко.
Впервые о ката Бассай я узнал от Игоря, когда принёс ему ксерокопию первого тома М. Накаяма "Лучшее каратэ", где в главе "Ката" были описаны пять Хэйан и первое Тэкки, а также приводились краткие характеристики остальных двух Тэкки, Бассай, Канку, Джиттэ, Хангэцу, Эмпи, Ганкаку и Джион, вместе с фотографиями характерных позиций. На тот момент я уже знал и практиковал (в меру своих возможностей) Хэйан Ёндан , Годан, Тэкки Шодан и Канку-дай. Игорь смог рассказать только про Тэкки и Бассай, про остальные ката он либо не знал ничего, либо слишком мало. Нужно сказать, что в список ката, которые практиковались в Сэн Э, из перечисленного, входили только Хэйан, Тэкки и Эмпи, но про Бассай Игорь вкратце рассказал следующее - название переводится как "Захват зАмка", существует вариант "Дай" (большой) и "Шо" (малый), это ката Шотокан, а на фото изображён "кансэцу-гери" (боковой удар в колено). Засев за словари, мы смогли выловить множество словосочетаний, из которых уяснили, что практика Бассай поможет укрепить силу тела и духа, способную переломить сопротивление врагов в осаждённой крепости. Такие же поэтические эпитеты характеризовали остальные ката, от этого хотелось не только выучить и тренировать, но хотя бы раз увидеть, что же это за методы развития человеческих способностей!

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Словно уловив наши мысли (я уже писал ранее, что моё фанатичное увлечение японскими Будо преданно разделяли мои друзья Александр Зубков и Валерий Калмыков), мы увидели Бассай-дай в исполнении Вячеслава Ерзина (один из ведущих инструкторов Сэн Э) на соревнованиях! Услышав, что Ерзин готовится сделать, мы приготовились не моргать, но в памяти остался лишь стартовый прыжок вперёд и три двойных удара "Яма-цки", которые он делал после взмаха коленом из очень низкой и длинной передней стойки. Естественно, на следующий день я допытывался у Врублевского, почему боец Сэн Э делал ката, не входящую в стилевой список, на что получил ответ о том, что в Сэн Э есть Бассай-дай, но делается он иначе, чем в Шотокан, и что очень скоро Игорь его выучит и даже покажет. Замечу, "покажет" и "научит" - это совсем не синонимы! А Игорь учил меня ката очень неохотно и тому было очень много объективных причин. Зная и принимая это, мы полагались на собственные силы и приближали заветные дни активными поисками.
Уже не припомню когда и откуда, но Валерка по своим каналам достал пачку фотографий какой-то японской каратистской книги. Ещё с тех времён я заметил. что изображения могут передавать мощнейшую энергетику, причём от первоисточника бьёт такой луч, что хочется зажмуриться! Так и в этом случае. от фотобумаги с мутными рисунками исходила осязаемая аура. Казалось бы, что могут разобрать четырнадцатилетние подростки из пасьянса иероглифов и рисованных фигурок, на которых невозможно было даже разглядеть номера страниц? Однако, мы разложили всё по порядку. обнаружив, что в японской книге, помимо базовой техники (кихон) и кумитэ даны ещё пять Хэйан, первое Тэкки и БАССАЙ!!! Мы не знали тогда, что каким-то чудом нам попалась книга Найто Такенобу "Каратэ-до. Входные ворота", Но это случилось очень вовремя - мы уже практиковали пять Хэйан и Тэкки, поэтому из неопознанных фигурок мы вычленили Бассай-дай и логически смогли сложить листы в правильной последовательности, а затем и выучить всё ката! Однако, были и трудности - знакомая техника "учи-уке", "сото-уке", "току-цки". "шуто-уке" и т.п. сомнений не вызывала, но кое-какие картинки ставили в тупик, заставляя авантюристически импровизировать.Когда, неделю спустя. стало очевидно, что наша фантазия никак не может претендовать на нормальное ката, я пошёл за советом к Игорю.

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Игорь жил в коммунальной квартире, ютясь в крохотной комнатушке со своей мамой, поэтому очень часто наше общение переносилось на лестничную клетку. Так случилось и на этот раз - Игорь пришёл домой со своим товарищем Андреем Биричем (который тоже занимался каратэ Сэн Э), услышав про мою просьбу, он спросил Андрея - "Ты Бассай-дай знаешь?", услышав утвердительный ответ, Игорь сказал - "Ну покажи ему!". За 10 минут (!) я выяснил тогда не только все непонятные моменты в Бассай-дай, но и подредактировал Янцзы, то есть выполнил план на 200 %!
Нужно ли говорить, что все полученные советы я воспринимал как истину в последней инстанции? На какое-то время Бассай-дай стала моей любимой ката, которую я самозабвенно делал везде. где она могла вписаться, а несоответствия между книжными рисунками и показанной техникой я с лёгкостью отнёс на "стилевые различия". Как возник вариант Бассай-дай, которому меня тогда обучил Андрей, сейчас я могу только догадываться. Это была гремучая смесь всего, что в своём названии имела иероглифы "Бассай" - Шотокан, Вадо-рю, Тангсудо, Шито-рю и ещё множество различных направлений, которые на тот момент успели выпустить свои версии в журналах и книгах. Некто всё это собрал и унифицировал по своему разумению. Мы считали, что это версия Сэн Э. Мы ошибались, но были искренни в своих заблуждениях.
Периодически мы узнавали, что существуют другие версии Бассай, но даже не удосуживались поинтересоваться, в чём именно их отличия. Понятно, что "слова к делу не пришьёшь", но у нас были даже ксерокопии книг, которые мы использовали как иллюстрации к своим учебным пособиям. Тем не менее. мы продолжали делать эту ката так, как нам когда-то показали те. кого мы считали авторитетами.

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Чем же закончилась эта история для меня? В феврале 1993-го года я приехал на семинар по Шотокан в подмосковный Ногинск и познакомился там с Вадимом Головниным. Официально семинар ещё не начался, но обмен информацией уже пошёл. В ряду других ката я продемонстрировал Вадиму и "Бассай-дай" в том виде, в котором я его выучил 15 лет назад. Вадим был очень дипломатичен, он сказал нечто такое: "Видно, что ты проникся этой техникой, однако в Шотокан это делается не совсем так". Как именно Бассай-дай исполняется в Шотокан он тогда не показал, но за него это сделал Алексей Павлович Амелин. Он продемонстрировал это так, что я понял - пора импровизаций закончилась, информации сейчас достаточно, поэтому необходимо досконально разбираться в том. чему ты хочешь обучить своих учеников.
Теперь, по прошествии более чем 20-ти лет со дня знакомства с Бассай-дай Шотокан и с 35-тилетием знакомства с Бассай-дай вообще я могу подытожить свои впечатления - это знаковая форма для всех стилей каратэ, в число ката которых включён Бассай-дай. Выбрав именно это ката для стократного исполнения в День Каратэ, мы хотим отдать дань уважения всем стилям каратэ, включившим эту форму в список своих официальных ката!




Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031