Перейти к содержимому


  




Иккэн Хисацу - 4.

Автор: Итагаки, 01 Февраль 2015 · 988 views

Вот мы и добрались до каратэ, единоборства, благодаря которому и стал известен этот девиз - Иккэн Хисацу, в переводе означающий "Одним ударом наповал" или "Поднял кулак - убей". Известно, что каратэ многое в своей методике и тактике взяло из фехтования, в частности и это высказывание изначально приписывают кэндо - "Одним ударом меча наповал" или "Поднял меч - убей". Дело в том, что разные иероглифы "меч" и "кулак" по-японски звучат одинаково - "кэн". Гичин Фунакоши писал, что его Учитель, мастер Адзато постоянно напоминал: "Думай о руках и ногах, как о мечах!", одновременно предупреждая о сдерживании собственной агрессии и о потенциальной опасности каждого удара противника. Как тут не вспомнить известные нам с детства афоризмы: "Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!", а также: "Делаешь - не бойся, боишься - не делай!".
Принято считать, что первые соревнования по каратэ состоялись в 1957-м году - первый Всеяпонский Чемпионат, который организовала Японская Ассоциация Каратэ (JKA), разработавшая и первые правила. Первоначально они копировали правила дзюдо - отсутствие весовых категорий, никаких защитных приспособлений, победу приносит "смертельный удар", отвечающий критериям техники, силы и скорости, зафиксированный в дюйме от цели (сун домэ) и оцениваемый в "Иппон". Атака, не "добравшая" 1 процента до этих критериев оценивалась в "Вадза-ари", два таких удара складывались в "Иппон" и приносили чистую победу.Проводя аналогию с фехтованием, можно было сказать, что удар, поражающий противника насмерть, оценивался в "Иппон", а повлекший ранение - "Вадза-ари". Следует напомнить, что удары в полный контакт наносить запрещалось, следовательно и эффект от таких атак тоже был лишь прогнозируемым, хотя тяжёлые травмы на подобных состязаниях были всегда. Никто из спортсменов, судей или тренеров никогда не питал иллюзий относительно результатов схватки, если бы был разрешён полный контакт, то результат любого боя мог стать иным.



Приведённый отрывок можно рассматривать как расшифровку спортивного боя - если бы засчитанный удар был доведён до цели, ни у кого из зрителей не было бы сомнений относительно победителя. Однако, соревнования - это только "игра в каратэ" об этом тоже всегда говорилось. Правила соревнований "Шобу-иппон" (Победа или смерть до одного очка) требовали от оцениваемых ударов филигранной техники, нужного выбора момента, точной фиксации в жизненно важной точке. Особенно высоко ценились удары, застающие противника врасплох, которые он даже не пытался заблокировать. считалось, что именно такие атаки таят в себе наибольшую опасность - удары в спину, затылок, мгновенные добивания сбитого на землю и т.п. Поскольку удары обозначались только в голову и позвоночник, то атаки передней части корпуса проводились в полный контакт, что часто приводило к нокдаунам и нокаутам, которые, в большинстве своём, оценивались в "Иппон". Когда в поединке по таким критериям встречаются люди с хорошо поставленным ударом, то это приводит к весьма плачевным результатам. К сожалению известны смертельные случаи, которые происходили и на первых соревнованиях в СССР.
Приобретённый опыт заставил изменять правила - стали вводить ограничения на атакуемые зоны, дозировать степень контакта, вводить защитную экипировку. Вместе с этим назрела необходимость изменить регламент поединка - вместе с введением весовых категорий решили увеличить и количество баллов, необходимых для чистой победы. С одной стороны давался шанс на "реабилитацию" зазевавшемуся спортсмены, с другой - повышалась зрелищность. Очень часто бои заканчивались на первых секундах, тогда появились правила "Шобу-санбон" (Победа или смерть до трёх очков), когда победитель должен был заработать три "Иппон" или шесть "Вадза-ари". Эти новшества сразу же воспринялись "в штыки" приверженцами традиционного каратэ, которые задавали резонный вопрос: "Сколько раз можно убить одного человека?", но этот вопрос так и остался риторическим. Да и как могло быть иначе, ведь и в правилах "Шобу-иппон" удары не доводились до цели, то есть игра по правилам "Шобу-санбон" была лишь ещё одной версией "игры в каратэ".
Вскоре у спортивного каратэ появился сильный конкурент - корейское таеквондо, которое к тому же получило олимпийский статус.Позаимствовав начальные идеи из каратэ, таеквондо "качнулось" в сторону запада, взяв из бокса полный контакт, раунды, а также "расцветку" на "красный" и "синий". В противовес западу, в Японии для команд и спортсменов традиционно использовался красный (Ака) и белый цвета (Широ), которые брали своё начало из противостояния кланов Тайра и Минамото. Приверженцы "Шобы-иппон" остались на прежних позициях, а вот WKF решили трансформироваться дальше. Вместо белого был введён синий (Ао) пояс, а чистую победу было решено давать за отрыв в 8 очков. Если в "Шобу-иппон" высшую оценку можно заработать как за удар рукой, так и ногой, то в "Шобу" (так стали называть новый формат боя) высший балл (Санбон - три очка) стали присуждать только за удар ногой в голову или за добивающий удар после броска, средний (Нихон - два очка) за удар ногой по корпусу, а низший (Иппон - одно очко) за удар рукой в любую зачётную зону. Позже изменили названия оценок, вернув традиционные "Иппон" и "Вадза-ари" (3 и 2 очка соответственно), а также ввели новый термин "Юко", который приносит 1 очко. То, что "иппон" означает одно очко, а не три, похоже уже никого не смущает. Стали поощрять применение бросковой техники, оценивая высшим баллом добивания после сваливания на землю, в противовес "Шобу-иппон", где попытки борьбы не приветствуются. Другими словами, формат "Шобу" превратился в спортивное состязание, в котором больше поощряется зрелищность, а не практичность.
Параллельно с этими форматами соревнований, в каратэ существует целый спектр различных полноконтактных состязаний, уследить за нюансами правил которых я уже не имею никакой возможности. Каждое из этих направлений имеет свои преимущества, а также и некоторые недостатки - как и любое спортивное единоборство, претендующее на звание "самого смертельного". Могу сказать только одно - если вы практикуете какую-либо из самых эффективных систем и считаете себя хорошим специалистом, пройдите тест на соревнованиях, проводимых по правилам, которые вам покажутся наиболее привлекательными. Находиться в плену своих иллюзий подчас опасней, чем подставлять голову под удары врагов.




Забыл написать про существенную разницу в подходе к результативным ударам в JKA и WKF. В JKA оставили традицию "Иккэн Хисацу", то есть "Иппон" (высшую оценку и чистую победу) можно заработать как за удар рукой, так и за удар ногой в любую зачётную (жизненно важную) зону. В WKF удар рукой куда бы то ни было оценивается только в 1 балл (Юко), исключая "добивающие" удары по упавшему противнику, удары ногами по корпусу только в 2 балла (Вадза-ари), удары ногами в голову - 3 балла (Иппон).

Ситуация достаточно нелепая, ведь любой из этих ударов в реальности может стать фатальным, то есть - нокаутирующим. Это приблизительно то же самое, если бы в дзюдо все броски с падением оценивались в Юко, броски ногами - в Вадза-ари, а корпусные в Иппон. То есть WKF чем-то перекликается с баскетболом, где за результативный бросок со штрафного присуждают балл, в близости от кольца - 2 балла, а из-за "трёхочковой линии" - 3 балла. Логика в этом есть, конечно же, но логика чисто спортивная, а не боевая. Ведь даже в спортивном фехтовании за поражение любой зачётной зоны дают только одно очко, не разделяя их "по престижу".

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   123 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031