Перейти к содержимому


  




С песней по жизни. Заключение.

Автор: Итагаки, 30 Март 2014 · 902 views

Ещё одной «знаковой» группой для меня стал «Queen», но случилось это не сразу. Про «Королеву» я был наслышан и видел несколько красочных плакатов с изображением альбомов группы и самих музыкантов, но услышал их впервые, зайдя в гости к другу детства Марку. Мы тогда ещё учились в школе, Марк решил поставить мне «обалденный» альбом, который назывался «Джаз». Зарядив бобину и щёлкнув клавишами, Марк оцепенел в ожидании встречи с прекрасным. Внезапно раздался протяжный крик, напоминающий призыв муэдзина: «И-и-ибраги-и-им!», после чего вступили гитары и ударные. Это было совсем не то, что я ожидал услышать, и несколько секунд спустя я попросил Марка выключить магнитофон, несмотря на его отчаянные протесты и уговоры послушать альбом дальше. Следующая встреча с «Queen» случилась спустя лет пять, когда я, отслужив в армии, зашёл в магазин «Мелодии», за новыми музыкальными приобретениями. К тому времени пластинки перестали быть дефицитом – их выпускали в таком количестве, что спекулянты были вынуждены торговать только «фирменными» дисками. О зарубежных музыкантах стали писать статьи в газетах, показывать их выступления по телевизору, словом, наступила «перестройка» не только в сознании, но и во внутренней политике. Я уже работал и обзавёлся семьёй, ударный труд обеспечивал меня достойным заработком, некоторую часть которого я мог потратить на создание фонотеки. В тот раз ничего нового на прилавке я не увидел, но продавец посоветовала мне болгарский лицензированный диск лучших хитов «Queen». Немного поколебавшись (в памяти живо всплыли вопли «муэдзина»), я подумал, что стоит дать «Королеве» ещё один шанс, и приобрёл «Greatest Hits». Придя домой и поставив пластинку, я был поражён этими песнями, задав себе единственный вопрос – «Как могло случиться, что я до сих пор их не слышал?». Вне всякого сомнения, «Queen» была группой, играющей для меня! Захотев узнать их лучше, я стал планомерно скупать кассеты с записями их альбомов. На первом приобретении были записаны «Ночь в опере» и «Острая сердечная недостаточность». После дебютного прослушивания меня «зацепила» только песня «39», но, помня месячную адаптацию с «ELO», я продолжал гонять эти альбомы до тех пор, пока не «врубился» в каждую композицию. Нужно сказать, что параллельно с «Queen» я открыл для себя множество достойных групп и исполнителей, многие из которых, будучи супер известными и популярными, являлись для меня «белым пятном» - «Creedence Clearwater Revival». «Rolling Stones», «Doors», «Jethro Tull», «Dire Straits», Элвис Пресли, Чак Берри, Джо Кокер, Рэй Чарльз, Рой Орбисон, Гарри Мур. Хорошим советчиком для меня стала книга «Рок-энциклопедия», в которой перечислялись все достойные коллективы, история их возникновения и дискография. Используя эту книгу, как путеводитель, я прочёсывал музыкальные магазины и студии грамзаписи, скупая альбомы тех, кто меня более всего заинтриговал. Я стремительно погружался в эту музыкальную пучину рок-н-ролла, блюза, джаза, с каждым метром проникаясь волшебством звуков и талантом музыкантов и певцов. В который раз я получил подтверждение правила – старое не значит «плохое», модное не значит «превосходное». Для меня было совершенно естественным собирать информацию о том, что мне нравилось. Читая о истории рока, я всякий раз натыкался на упоминание о «Beatles», как о самом ярком феномене, поэтому моя встреча с «ливерпульской четвёркой» была неизбежна.
Песни «Beatles» я слышал в разное время, они мне нравились, но я их никак не выделял. Перед армией Зубков записал себе их сборник, группа «Stars on 45» в режиме нон-стоп исполнила поппури из их наиболее известных песен. И всё же, это было ещё не то. Неожиданно, указание на «Beatles» я услышал от нашего командира батареи, капитана Ибраева. Случилось это в первый месяц службы, когда офицеры и сержанты всеми силами ломали наши прежние стереотипы и приучали нас к принципам единоначалия. Комбат Ибраев был высшей инстанцией, любая инициатива снизу подвергалась тщательному анализу и либо запрещалась, либо дополнялась, изменяясь до неузнаваемости. Ибраев терпеть не мог солдатские песни, в которых был хотя бы намёк на лирику и запрещал петь в строю «Не плачь, девчонка!», «У солдата выходной» и т.п. Однажды на построении он дал указание сержантам: «Завтра я проверяю у первого попавшегося курсанта нашей батареи наличие в записной книжке трёх строевых песен – «Безусые комбаты», «Россия» и «Быть солдату начеку»! Слова этих песен были мужественно-суровыми – «Безусые комбаты ведут своих орлят, когда поют солдаты, спокойно дети спят!», « Россия – берёзки, тополя. Россия – любимая моя! Как дорога ты для солдата, родная русская земля!», «Стелет ночь густые тени, но не спит горнист в полку – завещал товарищ Ленин быть солдату начеку!». И вот, на общем собрании батареи, Ибраев подводил итог анкетирования, среди вопросов которого был и такой «Любимые эстрадные исполнители» - «Почитал я, что вы там понаписали. Такие имена, такие группы! Я про большинство из них даже никогда не слышал. Но ни один из вас не упомянул про «Beatles»! Вы что же, их песен совсем не знаете?». Меня это сильно задело – действительно, как я мог про них забыть? Ведь к тому времени я хорошо знал десятка два их ранних песен и они мне нравились всё больше, не смотря на скромные (по современным меркам) аранжировки. Эта мысль засела в моих мозгах на два года, спустя которые, вернувшись домой, я целеустремлённо начал собирать их музыкальное наследие.
Случилось так, что я в течении короткого времени приобрёл двойной сборный альбом «Песни о любви», лицензированный «Вечер трудного дня», и «Вкус мёда», собранный из первых трёх оригинальных альбомов группы. По сравнению с «ELO» или с «Queen», ранние песни «Beatles» были очень просто «сделаны», но в них присутствовала такая чистота и пронзительность, что мне стало очевидно – их по праву считают гениальными. Я собрал записи всех их альбомов, благо это уже не было проблемой, записал их фильмы «Вечер трудного дня», «На помощь!», «Волшебное таинственное путешествие», «Жёлтая подводная лодка». Мне было очень интересно больше узнавать о них – я перечитал множество книг и журнальных статей, посвящённых жизни и творчеству легендарного ливерпульского квартета. Проследил сольное творчество каждого, попутно узнавая новые имена талантливых музыкантов, приятно удивляясь их совместным творчеством с другими звёздами первой величины. Одним из таких открытий стала группа «Traveling Wilburys» в состав которой вошли «битл» Джордж Харрисон, «электрик» Джефф Линн, Рой Орбисон, а также Боб Дилан и Том Петти. Их дебютный альбом, на запись которого ушло 10 дней, занял 70-е место в списке сотни лучших альбомов десятилетия, по версии авторитетного журнала «Rolling Stone».
Помня свои детские увлечения, я занялся музыкальным воспитанием своих детей с первых дней их появления на свет. Грудная Сашуля прекрасно засыпала под баллады Пресли и Орбисона, а едва научилась стоять на ногах, изображала танцы, слушая «Killer Queen». Димка подпевал, на ходу изобретая слова, когда звучала «Mamma mia» и «Help!». Теперь, когда они стали взрослыми людьми, у каждого из них есть свои музыкальные предпочтения, но я рад, что они сформировались под правильным воздействием. То, что я годами собирал по крупицам, я предоставил им в виде «полного собрания сочинений». Хоть Димку и не увлекло каратэ, зато он прекрасно играет на гитаре и отлично поёт. Я же могу гордиться тем, что дал ему один из первых уроков, показав аккорды «House of the rising sun» группы «Animals» - единственной песни, аккорды которой я тогда ещё не забыл. Играть на гитаре я начал в армии, за три месяца до возвращения домой. Когда за последним февральским днём пришёл март, а с ним – весна и скорый приказ об увольнении в запас, эйфория переполнила нас настолько, что мы ночи напролёт пели все песни, которые только могли вспомнить, аккомпанируя себе на двух гитарах. На этой волне к нам стихийно пришло решение устроить концерт 8-го марта для офицерских жён. Мы сообща утвердили репертуар, в который вошла песня из фильма «Кавказская пленница» - «Если б я был султан», которую мы должны были исполнять, как в фильме, втроём. Для антуража я тоже решил взять в руки гитару и меня научили трём аккордам, которые я усердно тренировал. Я так быстро прогрессировал, что меня включили и в «трио» для исполнения пародии на узбекскую «Яллу» с песней «Учкудук». Мы произвели настоящий фурор, моментально обретя популярность и преданных «фанатов». А я внезапно открыл для себя новое увлечение – гитару я не выпускал из рук, импровизируя и подбирая аккорды к различным песням. Начал я с репертуара Игоря Кочешкова и доводил сослуживцев до истерики наивными дворовыми песнями. Один из моих «учителей», Витаутас Вайтулёнис, поражался – «За это время нормальные люди ещё только три аккорда знают, а ты уже музыку сам подбираешь!». Но и доставалось от него тоже. Как-то , зайдя ко мне в кабину перед утренним разводом, он провёл пальцем по струнам: «У тебя же гитара расстроена! – удивился он – Или тебе всё равно?», закончил он саркастически улыбаясь. От него я и услышал «Дом восходящего солнца» с русским текстом, а заодно и историю этой песни, про группу «Animals», выучил аккорды.
Внезапно мне стали интересны песни моего детства – «Там, где клён шумит», «Гуси-лебеди». «Есть только миг». Ко мне в кабину частенько захаживал старший лейтенант Румянцев и пел множество песен, начиная от «Пора-пора-порадуемся» до «Мурки» и «Шалавы». Наиболее интересные экземпляры я конспектировал вместе с аккордами и тут же репетировал. Гитара скрасила мне последние месяцы службы, а особенно – последние недели, когда каждый день после 4-го мая был для меня сущим наказанием, ведь два года истекли и я «переслуживал». В итоге я «подарил» Родине 24 дня! Домой я увозил и раздолбанную гитару, хозяин которой уволился раньше нас. Дома я ещё год периодически на ней играл, но не умея её настраивать, приходилось просить привести её в порядок тех, кто мог это сделать. А такие люди в моём окружении были редкостью. В итоге, порвав вторую струну, я заменил её первой, которая хоть немного на это место подходила. Звук изменился настолько, что игра перестала приносить удовольствие и я плавно закруглил своё музицирование. За несколько лет простоя гитара рассохлась окончательно и ремонту уже не подлежала. Когда же, лет 15 спустя, к гитаре потянулся Димка, я смог вспомнить только «Дом»…
С удовольствием я слушал и некоторых советских «рокеров», первыми из которых стали музыканты «Машины Времени». В разное время нравились разные песни – «В последнюю осень» Шевчука, «Художник и поэт» Никольского, «Театр теней» Кинчева, «Привет» Леонидова, «Прощай, детка» Науменко, «Время колокольчиков» Башлачёва, «Я невидим» Шклярского. Список этот можно продолжать долго. Какое отношение все эти песни, русские и иностранные, имеют к каратэ? Самое прямое! Под их воздействием формировался, и продолжает формироваться, мой внутренний мир. Они со мной всегда, в печали и в радости. Они укрепляют мой дух, они создают моё настроение. А всё это, вместе взятое, накладывает отпечаток и на МОЁ каратэ.

P.S.Не вся молодёжь "выбирает пепси"! Димка исполняет очередную "нетленку".






"Под их воздействием формировался, и продолжает формироваться, мой внутренний мир. Они со мной всегда, в печали и в радости. Они укрепляют мой дух, они создают моё настроение. А всё это, вместе взятое, накладывает отпечаток и на МОЁ каратэ."

 

как я с Вами согласна!

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5 67891011
12131415161718
19202122232425
262728293031