Перейти к содержимому


  




Глагол, что жжёт сердца людей...

Автор: Итагаки, 19 Ноябрь 2013 · 1 491 просмотров

Недавно коллега по работе протянул мне листок со следующим текстом:

"Цифровые" стихи. Читать с выражением.

Пушкин
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

Есенин
14 126 14
132 17 43...
16 42 511
704 83

Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Грустные:
511 16
5 20 337
712 19
2000047

Весёлыё:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!

7 14 100 0
2 00 13
37 08 5
20 20 20!

В первое мгновение я опешил, но потом прочитал подсказку: "Читать с выражением" и прочитал "Пушкина", "Есенина", "Весёлые" стишки, похожие на детские песенки... Оказывается, коллега спонтанно решил провести тест на "сообразительность" и оказалось, что "прочитать" эти "стихи" смогли единицы. Мне стало грустно оттого, что я уже годами не перечитывал русскую поэзию, в которой когда-то с наслаждением "купался"
Давным-давно задал себе вопрос - "Чем поэзия отличается от стихоплётства?" и для себя ответил так - "Настоящая поэзия не даёт однозначных ответов на вопросы типа "Что такое "хорошо" и что такое "плохо", ибо в жизни "плохое" может обернуться "хорошим" и наоборот. Поэзия всегда даст простор для собственного осмысления "темы". Сейчас мы чаще всего сталкиваемся с "поэзией", слушая попсовые песенки и навязчивую рекламу, которые начисто убивают вкус, как острая приправа. Тогда уж лучше читать "цифровые стихи", ритм которых не грузит смыслом и его можно додумать самому.
У японцев есть сад камней, в котором они предаются медитациям, а у нас есть множество великолепных стихов, над которыми можно размышлять, как над коанами:

Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза.
И мгновенно житейское канет,
Словно в чёрную пропасть без дна.
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина.
И мотив, приглушённый и юный,
В затаённой затронет тиши
Усыплённые жизнию струны
Напряжённой, как арфа, души.

А. Блок.




Показал сестре, лингвисту. Вот, что она ответила:

Здесь вопрос в метрике (ритм поэзии --- количество и распределение ударений на строку; от него зависит ритм музыки, под которую можно эти стихи поставить). Пушкин, как известно, обычно писал четырехстопным ямбом; он даже в начале "Домика в Коломне" пишет:

Четырехстопный ямб мне надоел;
Им пишет всякий; я б хотел
Давным-давно приняться за октаву...

Что такое четырехстопный ямб? Ямб --- это когда чередуется одно слабое ударение, затем одно сильное, затем опять одно слабое, одно сильное... То есть

мой ДЯдя САмых ЧЕСТных ПРАвил
когДА не в ШУТку ЗАнеМОГ.

зиМА! крестьЯнин ТОРжестВУя...

моРОЗ и СОЛНце, ДЕНь чуДЕСный...

Одно чередование слабого и сильного ударения, в случае ямба: стопа. И вот, сосчитайте, сильных ударений в типичных пушкинских строках именно четыре. Если строка кончается на сильном ударении (законченная стопа), это "мужская" рифма; если остается еще один слог со слабым ударением: "женская." Среди строгих правил составления строф "Евгения Онегина" --- чередование мужских и женских рифм в четырнадцати строках: МЖМЖ ЖЖММ ЖММЖ ММ.

Шекспир, кстати, писал типично пятистопным ямбом: to BE or NOT to BE that IS the UEStion... (Помните в "Золотом теленке," персонажа, который в порывах волнения говорил пятистопным ямбом? "Птибурдюков, тебя я ненавижу, Жены моей касаться ты не смей...") Потому что, конечно, он писал для сцены, а постоянный монотонный ритм зрителей усыпит, он время от времени вводил изменения: то закончит строчку слишком рано, то добавит лишнюю стопу... Про это написаны диссертации по литературе.

И "грустные" стихи тоже написаны четырехстопным ямбом: пятьСОТ оДИНнаДЦАТь шестНАдцать...

Взглянем на "веселые" стихи и стихи маяковские --- там наоборот, сильное ударение всегда в начале строфы: Я достаЮ из шиРОких штаНИН... И за сильным следует не одно, а два слабых слога. Это называется дактиль. Ритм как в вальсе: РАЗ-два-три РАЗ-два-три, синенький скромный платочек... девочка плачет что шар улетел...
Да, уж.. не представляю, как переводчики смогли бы перевести такое, и кто бы потом этот перевод понял )))

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние комментарии