Перейти к содержимому


  




Каратэ в СССР - "за" и "против".

Автор: Итагаки, 22 Сентябрь 2013 · 2 948 views

Перебирая старые вырезки статей из советских газет и журналов, посвящённых каратэ, невольно обращал внимание на написанное. Всё это я читал и раньше, но сейчас, по прошествии десятилетий, многое в них видится иначе. Да и интересно вспомнить прожитое в свете некоторых полемических высказываний в различных темах нашего форума.

"Почему каратэ снова в подполье."

"В 1979 году наше отечественное каратэ получило официальный статус нового вида спорта. В масштабах страны закрутилась огромная спортивная машина. Но уже в начале 80-х годов стало очевидно, что направить новое дело – каратэ – лишь по спортивному руслу не удастся. Выпущенный на свободу каратэ-джинн стал всеобщей, всеохватывающей модой, которая объединила тысячи людей.
И в 1984 году, после пяти лет легального существования, каратэ было запрещено. Так что же случилось?
Признав каратэ официальным видом спорта, никто не задумался о концепции его развития. В отличие от других видов спорта, каратэ никогда и нигде не являлось только спортом. Каратэ – это ещё и определённый феномен культуры, и это общепризнанная во всём мире система самозащиты (да и нападения). И забывать об этом нельзя было ни в коем случае.
И как не была выработана модель нашего советского каратэ в общемировоззренческом, личностном плане, так не было своей модели, как это ни странно, даже у нашего спортивного каратэ. в глазах общественности вся ответственность за каратэ в период его легальности несли спортивные организации. Но решение всех проблем, связанных с каратэ, спортивным руководителям было не под силу.
Поскольку чётких ориентиров задано не было, а международный спортивный опыт просто игнорировался, начался разгул стихии. Учить каратэ стали все, кому не лень. Появились доморощенные «каратэ-буддисты», появились секты, которые занимались при свечах, появилось большое количество шарлатанов-сенсеев (учителей) и т.п. И многие молодые люди с идиотским упорством учились ломать доски, кирпичи и т.д. Многие» учителя» учили каратэ главным образом или по популярным зарубежным книжкам, в которых открывались «тайны» различных восточных школ борьбы, или по японским, гонконговским фильмам, то есть по нотам «массовой культуры», которая пропагандирует всё, что угодно – и самурайскую этику, и культ насилия, и суперменство, но только не благородные принципы современного спортивного каратэ.
Разумеется, в этой мутной воде не могли не возникнуть ловкие дельцы, которые стали на каратэ делать деньги: на кино и видиофильмах, на иностранных книжках и учебных пособиях, на восточной атрибутике. Появились и свои мафии – рижские и ташкентские секции каратэ платили, например, дань одной московской школе каратэ. раз мафия, следовательно и культ вождя, следовательно учеников нужно воспитывать в духе слепого послушания, превращая их в марионеток. Появились и секции, которые усердно копировали некоторые феодально-кастовые традиции, пришедшие с Востока. Наконец, стали доходить и слухи о том, что за решётку посадили то одного, то другого человека, связанного с каратэ. стало известно, что некоторые секции каратэ сошлись с уголовным миром. Бывших тренеров по каратэ находили убитыми в Риге, в Донецке… После того, как на скамью подсудимых попал и получил длительный срок наказания один из лидеров нашего каратэ, репутация каратэ была подмочена окончательно.
В то же время, что касается истинно спортивного каратэ, то, не смотря на первые ошибки, Спорткомитет СССР всё-таки сумел наладить работу. Появились новые талантливые кадры тренеров. Несколько десятков наших ведущих спортсменов отвечали уже лучшим международным стандартам. Запрещение каратэ последовало, по сути дела, тогда, когда спортивное каратэ вследствие упорнейших усилий и трудов уже бесповоротно отделилось от старого «подпольного».
Прошло четыре года после запрещения каратэ. о чём же могут сегодня ностальгически вздыхать энтузиасты этого бурного, но столь кратковременного движения? Обидно, что в тех городах страны, где каратэ было на хорошем уровне (Минск, Москва, Таллин, Ленинград, Каунас и др.) сотни спортзалов, в которых по вечерам горел свет и где занимались босоногие парни в белых кимоно, теперь, как правило, затишье.
И не будем себя обманывать: запрещено? Каратэ запрещено? Да нет! Оно снова ушло в подполье. Правда цены возросли. Так что если кто и выиграл от запрета, то прежде всего тот же делец. А что выиграло общество от того, что у нас нет цивилизованных каратэ-клубов, как в других странах? Что выиграли мы от того, что опять изолировали себя от международного сотрудничества в этом виде спорта? Неужели мы до такой степени не верим в себя, в свои собственные силы, в здоровое начало нашего общества, что наши проблемы прячем, и прячем за щиты запретов?"

Э. Тинн
Кандидат филологических наук, бывший председатель федерации каратэ Эстонии.
"Литературная газета! 1988.


"Каратэ на арене и в быту"
"Спорт или убийство?"

Эту статью своего корреспондента в Японии И. Латышева, газета "Правда" опубликовала 5 декабря. она даёт повод для размышления на одну из злободневных тем нашей спортивной жизни. предлагаем вашему вниманию корреспонденцию из Токио с незначительными сокращениями.

Минувшим летом, когда находился в Советском Союзе в отпуске, озадачили меня выступления по телевизору и в печати некоторых из советских спортивных тренеров. Критикуя нашу милицию и спортивное руководство, они запальчиво сетовали на чьё-то нежелание содействовать массовому распространению в Советском Союзе японской разновидности рукопашной борьбы - каратэ. Особенно коробило в их выступлениях та безапелляционность, с которой подчёркивалась культурная и воспитательная польза "философии" и "эстетики" каратэ. Странными показались мне эти высказывания: уж очень не вязались они с моими впечатлениями о каратэ и его японских почитателях.
И вот снова Токио. Центральный спортивный зал "Будокан". Смотрю на поединки босоногих бойцов в белых штанах и куртках. В соответствии с правилами, бойцы обмениваются лишь символическими ударами, которые не должны доходить до объекта атаки. Наибольшую по численности группу участников соревнований составляют офицеры и солдаты "сил самообороны", а так же полицейские.
В помещении правления японской федерации школ каратэ, где находится также и правление Всемирной федерации каратэ, беседую с генеральным секретарём обеих федераций господином Фусадзиро Такаги. В ходе разговора выясняется, что мой собеседник не просто знаток,но и самый большой авторитет в области теории и практики каратэ. Ему одному в Японии присвоен наивысший из рангов ныне здравствующих каратистов - "девятый дан".
_ В американских вестернах - говорит господин Такаги с усмешкой - герои ударяют своих противников в лицо. Те с воплями валятся навзничь, а потом снова лезут в драку. Разве это удары? Это просто толчки. У каратистов толчков не бывает. Наши удары мгновенны, а сила их такова, что парализуются головные нервы. В результате противник падает не на спину, а лицом вниз молча, и уже не встаёт. Затяжных драк здесь не может быть - всё кончается одним коротким ударом.
Как выясняется, в рамках японской федерации действуют десятки различных школ каратэ. В основном они распадаются на два течения: школы, допускающие во время учебных схваток нанесение противнику ударов, и школы, обязывающие ограничиться лишь имитацией ударов. Последних школ большинство. В рамках федерации установлена система "данов" (разрядов), определяющих уровень подготовки бойцов. Каратистов, имеющих шестой дан и выше, сравнительно мало - в общей сложности не более 700 человек. Это главным образом тренеры. Что касается каратистов низших данов и "безразрядных", их, по данным федерации, 200 тысяч человек.
- Ну а что влечёт молодёжь в ваши школы? - спрашиваю г-на Такаги.
Ответ его подкупающе искренен:
- Около 80 процентов поступающих в школы рассчитывают таким путём укрепить себя для драк со своими сверстниками
- Но это же опасно для общества?
- Не очень: ведь большая часть юнцов прекращают затем занятия, так и не овладев приёмами мастеров каратэ. Те же кто продолжает занятия, постепенно сами утрачивают интерес к столкновениям с другими, проникаясь убеждением, что в любой схватке они будут победителями. Настоящие каратисты не помышляют о драках. Их удовлетворяет само ощущение собственной силы.
- А бывают всё-таки случаи применения приёмов каратэ в бытовых конфликтах?
- в Японии это случается крайне редко.
В этой связи наш разговор сбивается на тему о таких отличительных духовных качествах подавляющего большинства японцев, как внутренняя самодисциплина, повиновение старшим и властям, умение при всех обстоятельствах следовать нормам общественного порядка. Объективное подтверждение тому - гораздо меньшее по сравнению с США и Западной Европой масштабы уличного хулиганства и преступлений японцев.
Памятуя похвальные отзывы наших спортивных авторитетов о неких полезных "философских" основах морального кодекса каратэ, пытаюсь выяснить у господина Такаги что собой представляют эти основы. Разъяснения самого авторитетного каратиста Японии оказываются не очень внятными, но из них всё-таки явствует, что основы эти представляют собой тесное переплетение заповедей конфуцианской морали и синтоистской религии. По мнению моего собеседника, вплоть до недавнего времени развитие каратэ шло в русле традиционного мировоззрения военных кругов страны, известного под названием будо или бусидо. В годы второй мировой войны тренеры каратэ учили японцев основам рукопашного боя. Это они насаждали в школах самурайский дух, предполагавший фанатичную преданность императоров и слепое послушание своим наставникам.
Ныне, как следует из разъяснений господина Такаги, руководство японской федерации стремится изменить традиционный милитаристский облик каратэ, придать ему видимость мирного спорта и иную "философскую" окраску, чтобы таким путём приобщить к нему по возможности более широкие слои молодёжи не только Японии, но и зарубежных стран. Добиваясь придания каратэ международного, а далее и олимпийского статуса, федерация публикует на английском языке и распространяет за рубежом массу популярных брошюр и прочих изданий, рекламирующих японскую школу рукопашного боя как некое уникальное и благонамеренное спортивное искусство.
Но знают ли приверженцы этой школы о том, какие круги современного японского общества сделали каратэ средством своего духовного воздействия на молодёжь Японии и зарубежных стран? Уверен, что мои соотечественники, ратующие за втягивание советских спортсменов в орбиту японской и Всемирной федерации каратэ не ведают о том, кто является президентом этих организаций. А знать бы следовало: возглавляются они неким Рёити Сасакавой, снискавшим себе известность в Японии не только своими колоссальными доходами от игорных заведений и спортивного бизнеса, но и закулисными связями с воинствующими ультраправыми антикоммунистическими группировками, Вот кто печётся сегодня о том, чтобы побольше вымуштрованных юнцов с крепкими кулаками находились бы под его влиянием как в Японии, так и за рубежом.
Таково японское каратэ наших дней. По существу оно представляет собой систему массового обучения молодёжи методам избиения и убийства людей без оружия, обучения, которое в зарубежной среде с иными, чем у японцев, традициями, чревато весьма нежелательными социальными последствиями. К тому же, в самой Японии каратэ широко используется как средство вовлечения молодёжи в лоно крайне правых националистических милитаристских кругов. Так что стоит ли сетовать на его уход из нашей спортивной жизни? Думаю, что нет."

"Советский спорт" 07.12. 1988




Есть хорошее художественное произведение Даниила Корецкого "Принцип каратэ", где на мой взгляд проблемы возникновения и развития такого своеобразного феномена как "советское каратэ" описаны очень точно. Угадываются даже прямые параллели с известными каратистами советского времени.

Появились и свои мафии – рижские и ташкентские секции каратэ платили, например, дань одной московской школе каратэ.

Жаль, без конкретики. не уточнил автор что это за секции были.
Работает советский принцип: "Если кто-то кое-где у нас порой". На мой взгляд - всё очевидно и никакой конкретики не требуется. Вопрос только в одном - было ли всё так на самом деле? Ведь газетная публикация это ещё не приговор суда. Что-то я не припомню судебных разбирательств с такими формулировками. Впрочем, тогда подобные вещи широкой гласности не предавались.

Работает советский принцип: "Если кто-то кое-где у нас порой". На мой взгляд - всё очевидно и никакой конкретики не требуется. Вопрос только в одном - было ли всё так на самом деле? Ведь газетная публикация это ещё не приговор суда. Что-то я не припомню судебных разбирательств с такими формулировками. Впрочем, тогда подобные вещи широкой гласности не предавались.


Конкретика нужна всегда, имхо, моё.
Я тоже за конкретику, но раз Эдуард Тимм не захотел называть "школы", то и я не буду озвучивать своё предположение.
    • ilho это нравится
окай)
а почему вы пишете фамилию Э.Тинна как Тимм?Опубликованное фото
Тинн. но не суть важно.. он тоже "хорош".. Тинн у нас в определенных кругах каратэ прослыл, как "промосковский дятел"... т.е. занимался "художественным" стуком.. знаю, что нашу секцию в 1982 (хотя пытались продолжить занятия под видом "йоги") закрыли "со свистом" именно в результате его "художественного свиста"..
какие ваши доказательства?(с) может оговорили его?
Прошу прощения, фамилию Тинна написал с ошибкой из-за слабеющего зрения - не разглядел маленькие буковки, а слово не русское, по смыслу не догадаешься как правильно написать. До недавнего времени на зрение не жаловался, поэтому очками не обзавёлся. А, выходит, следовало бы.
    • ilho это нравится

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   123 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031