Перейти к содержимому


  




Проникновение кобудо в мой Шотокан. Часть вторая.

Автор: Итагаки, 17 Август 2013 · 1 730 views

Одной из первых зарубежных поездок спортсменов нашего Центра «Маршалс Асахи», стало участие в Кубке Мэра города Калининграда (Россия), в рамках которого прошёл чемпионат по кобудо, организованный Павлом Долгачёвым. Собственно говоря, мы и ехали в Калининград для того, чтобы посмотреть, как проходят подобные соревнования. Кобудо – владение традиционным окинавским оружием, привлекало меня так же давно, как и каратэ. Узнал я про их существование практически одновременно, самостоятельно, на уроке труда, изготовил первые нунчаку, узнав у Игоря Врублевского «секрет» из правильного соединения, а заодно и первые техники ударов, вращений и перехватов. Благодаря книгам, журналам, а позже и видеофильмам, мы достаточно хорошо представляли себе весь арсенал традиционного оружия, но мало что умели из его практического применения. Первое место по популярности и практике занимали нунчаку, на втором был шест (рокусякубо), а далее тонфа, кама и сай – по возможности изготовить оружие самостоятельно. Также самостоятельно изучалась и техника, где большая её часть нарабатывалась экспериментальным путём. Я практиковал ката с этими видами оружия, даже демонстрировал их в поездках, в составе шоу-программы Эдмунда Драгуна, но год от года уделял этой практике всё меньше времени. Невозможно было охватить весь объём информации, открывавшийся мне тогда, нужно было выбрать что-то одно и мой выбор выпал на каратэ Шотокан. Но «первая любовь» не забывается, а для меня, кроме каратэ, это были японские виды Будо – дзюдо, джиу-джитсу, кобудо, айкидо. При первой возможности я возвращался к их практике, и полученные навыки неизменно улучшали моё каратэ.
В тот раз мы достигли своей цели – сложили первое представление о практике кобудо, завязали знакомство с Павлом Долгачёвым и Анатолием Митрофановым, практикующим Матаёши Кобудо. Анатолий проявил готовность приехать в Ригу для проведения семинаров по кобудо, чем мы не преминули воспользоваться. Наше сотрудничество продолжалось несколько лет – Анатолий Митрофанов несколько раз приезжал в Ригу для проведения семинаров по кобудо, также привозил сильную команду спортсменов для участия в Чемпионате «Фристайл Каратэ». Благодаря этому сотрудничеству, мы смогли разработать правила и добавить в программу нашего Чемпионата три новые дисциплины – спортивные бои на шестах, нунчаку и формальные упражнения с оружием.
Митрофанов практиковал также окинавский стиль каратэ – Шорин-рю Сэйбукан, поэтому проводил с нами занятия ещё и по базовой технике этого стиля. Казалось бы, что занятия эти должны были бы быть интересными для меня – ведь и Шотокан вышел из Шорин-рю, но я испытал то же чувство, когда пробовал овладеть ушу. Это было «не моё», Шотокан представляется мне более совершенным и понятным. Возможно, я недостаточно упорно практиковался в Шорин-рю, вероятно мало что понял из его принципов. Но зато технику рокусякубо я изучал с удовольствием – в этой методике мне всё было понятно, она представлялась хорошо продуманной и сбалансированной, позволяя чувствовать индивидуальный прогресс. Под руководством Митрофанова мы изучили несколько разделов кихон, парные упражнения кумибо и два ката – Тэнрю-но-кун и Чоун-но-кун.
В 2004-м году команда наших спортсменов впервые приняла участие в Международном турнире «Спортивная Россия» в Санкт-Петербурге, который позже преобразовался в Олимпиаду Боевых Искусств «Восток-Запад». Тогда я участвовал в этом мероприятии как спортсмен, как тренер и как судья. В острой конкуренции я смог занять третье место в разделе « ката кобудо», став пятым в дисциплинах «ката WKF» и «окинавские ката», мои ученики смогли собрать урожай медалей всех достоинств в ката и кумитэ.
Я судил кумитэ в одной бригаде с легендарным Николаем Карповым, очень душевно с ним пообщались, равно как и с другими питерскими коллегами, которых видел впервые. Был также включён в судейскую бригаду соревнований по самозащите, которую проводил ещё один известный питерский мастер Валерий Рожков. На этих состязаниях впервые увидел Сергея Дмитриева, который и стал Чемпионом, продемонстрировав филигранно отточенную технику.
Но самое большое впечатление на меня произвёл Павел Долгачёв. Это была наша третья очная встреча. До этого Павел произвёл впечатление скромного и вежливого человека, занятого судейством и организацией соревнований. Таким он был и сейчас, «за кулисами» спортивной борьбы. Но, выйдя на татами, и объявив название ката, Павел превращался в настоящего тигра! Я судил его выступления в разделе «Ката WKF» и неизменно поднимал флажок цвета его пояса – он был лучшим, в итоге он и стал чемпионом! Он завоевал ещё две золотые медали в «окинавских ката», демонстрируя ката Годзю-рю, и в «ката кобудо». От его выступлений невозможно было оторвать глаз, мои девчонки смотрели на него с открытым ртом, не узнавая привычного «Пашу». Такая стабильность была лучшим доказательством того, что каратэ и кобудо – вещи вполне совместимые. Хотя мы и были соперниками, Павел находил время для того, чтобы исправлять мои ошибки в Найханчи и Тэнрю-но-кун, вплоть до своего вызова на татами. Я искренне аплодировал его победам – потому что он был достоин занять самое высокое место на пьедестале!
И всё-таки практиковать что-то «параллельно» с Шотокан мне доставляло какой-то «духовный дискомфорт», не говоря уже про то, что на это банально не хватало времени. Выход нашёлся сам собой – технику бросков, болевых и удушающих из дзюдо, джиу-джитсу и айкидо я «адаптировал» под бункай и самозащиту, кое-что видоизменив в них и подведя под базовую технику Шотокан. Оказалось, что базовые принципы Шотокан не входят в противоречие с базовыми принципами этих систем. В зависимости от подготовки и опыта, ученики способны овладеть правильными навыками в их применении, главное выстроить цепочку «от простого – к сложному». Оставалось те же методы применить к изучению работы с оружием.
Знание того, что многие известные мастера Шотокан, такие, как Канадзава, Асаи, Шираи, практикуют работу с традиционным окинавским оружием, только усилило это желание. Гичин Фунакоши и сам умел обращаться с рокусякубо и с саями, знал несколько ката, которые «унаследовали» его ученики в Шотокай. Внезапно мне попалась запись 1974-го года, на которой Хироши Шираи уверенно выполняет ката с шестом – Мацукадзэ-но-кон. Из истории мы знали, что над созданием этой формы работал сын Гичина Фунакоши, Ёшитака, следовательно, Мацукадзэ-но-кон является самой, что ни на есть, «шотоканской» ката с бо! Появился смысл изучить это ката, только как? Шираи выполнял её в рабочем темпе, некоторые комбинации трудно было разглядеть, что-то не было видно из-за ракурса съёмки. Помогла старая закалка не пасовать перед трудностями – запись я исследовал кадр за кадром, разложил ката на составляющие комбинации, вычислил алгоритм, определил эмбусен, стойки, передвижения и амплитуду атак и защит. В самый разгар этой работы, на просторах интернета, я нашёл исполнение Мацукадзэ-но-кон по канонам Шинтайдо, основатель которого имел большой опыт занятий в Шотокай. При полнейшем совпадении количества элементов и линии эмбусэн, сам стиль и исполнение ката был иным, зато без труда можно было разобрать мельчайшие детали действий и идентифицировать их с тем, что делал Шираи! Разобраться с техникой очень помогли навыки, заложенные Анатолием Митрофановым Используя его же схему в обратном порядке, я разложил комбинации из ката на одиночный и парный кихон, который мы стали практиковать как на месте, так и в движении. В результате получился компактный комплекс, состоящий из кихон, ката, бункай и кумитэ, выполненный на основе Мацукадзэ-но-кон.
Второй «базовой» формой с бо стала для нас Канадзава-но-бо-дай, авторство которой до конца так и не выяснено. Известно только, что эта форма была создана в 70-е годы прошлого века для упрощения перехода к изучению традиционных форм кобудо от базовой техники Шотокан. Ката имеет сильное влияние Ганкаку, Нидзюшихо и Канку-шо, с принципами, взятыми из Мэйкё, Чинтэ и других. Как и было задумано создателями, старшие ученики вначале осваивают Канадзава-но-бо-дай, а затем приступают к изучению всего комплекса Мацукадзэ-но-кон.
Практикуясь в работе с бо, я понял справедливость утверждения «бо – король оружия» - закладываются очень хорошие биомеханические навыки, нарабатывается необходимая синхронность и своевременность вовлечения в движение всех частей тела, что тяжелее прочувствовать, тренируясь с парным или гибким оружием, либо и вовсе без него. Кроме того, шест позволяет ощутить новую дистанцию, на котором возможно очень эффективно атаковать конечности противника, лишая его возможности вести дальнейший бой. Понимая возможности шеста в атаке, происходит переоценка собственных способов защиты от него, что в итоге развивает ещё большую внимательность к действиям противника, как бы тот не был вооружён.






Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   123 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031