Перейти к содержимому


  




Мысли о разном.

Автор: Итагаки, 01 Февраль 2013 · 1 113 просмотров

Как я уже писал, начав заниматься японскими Будо, стал интересоваться Японией и японцами. Не могу похвастаться большим опытом общения с ними, не довелось ещё там побывать, однако некоторую информацию собрал и кое-какие выводы для себя сделал. Всё написанное здесь - лишь моё субъективное видение. Хочу попросить коллег, знакомых с предметом, сказать насколько, по их мнению, эти выводы верны.Заранее благодарен.

Организационные структуры, созданные японцами, копируют отношения в японском обществе, которые складывались столетними традициями. Для Японии нормально однажды устроившись на работу, отработать там до пенсии, пусть даже на одной должности. Зарплату там набавляют не за способности, а за стаж и опыт, за то, что сейчас называют «лояльностью». Если по каким-либо причинам, человек увольняется с работы до пенсии, то ему очень сложно устроиться куда-нибудь ещё – мало кто захочет взять к себе человека, оказавшегося «ненадёжным». С другой стороны, простой грузчик, имеющий большой стаж, может получать больше, чем молодой квалифицированный рабочий – для Японии это нормальная практика. «Производственные» (и жизненные) отношения у японцев строятся не по горизонтали, а по вертикали. То есть инженер «Сони», вне работы, скорее всего будет общаться с простыми рабочими своей фирмы, чем с инженером «Панасоник». То же происходит и в организациях каратэ – университеты, при которых созданы клубные команды каратэ, негласно поделены на «перворазрядные» (престижные) и «второразрядные» (обыкновенные). Их выпускники, независимо от своих способностей, не могут сделать одинаково удачную «карьеру» в организации как раз из-за того, что закончили «разные по уровню престижа» университеты. Один из выходов для них – уехать преподавать за границу, где для иностранцев нет разницы в том, какой университет они закончили. В частной беседе с вами, японские инструктора могут говорить разные «непопулярные» вещи о политике каратэ, но стоит только «на горизонте» появиться другому японскому мастеру (особенно если он «выше рангом»), вашего собеседника будто подменяют, он тут же «застёгивается на все пуговицы». Любому «гайдзину» стоит помнить – какую бы высокую должность он не занимал, каким бы даном не обладал, какими бы способностями не блистал, для японцев он всё равно останется «круглоглазым», следовательно – ниже уровнем любого японца, состоящего в той же структуре. Разумеется, об этом вам никто в глаза не скажет, возможно вас даже будут уверять в обратном.

«Японское общество не признаёт выдающихся личностей, оно тянет назад всякого, кто стремится опередить остальных. Самые умные и рассудительные японцы постигают это раньше других. Поэтому именно люди, талант которых мог бы сделать их яркими индивидуальностями, превращаются в наибольших приспособленцев и делают свою карьеру именно японским путём, как почти анонимные члены какой-то группы.
В деловом мире человек известен по фирме, в которой он служит, а не по способностям. Без визитной карточки он ничего не представляет как личность, а с визитной карточкой и со значком на лацкане пиджака он разделяет славу своей фирмы независимо от того, как бы ни был мал его пост. Как бы бездарно он ни работал, его не уволят, какими бы яркими способностями он не обладал, он почти не имеет возможности продвигаться быстрее, чем другие люди его возрастной группы.»
Р. Штейнберг «Почему трудно писать о Японии»

Когда начинаешь учитывать все эти тонкости, то картина современного положения в мире каратэ становится несколько иной, а «глубинные» события, которые становятся достоянием общественности, не воспринимаются так однозначно.

«От рождения щедро наделенные эстетическим чутьём, японцы лучше чувствуют, чем анализируют. Именно японцы создали хайку – крайнюю форму сжатости в литературе, которая схватывает и выражает в художественном образе интуицию и эмоцию момента. Даже сейчас в Японии насчитывается несколько десятков миллионов людей, пишущих хайку, - факт, на мой взгляд, чрезвычайно интересный и поразительный.
Такое стихотворение воздействует на читателя и внешним, видимым сочетанием слов, из которых оно составлено, и невидимым эмоциональным подтекстом. Эта примечательная литературная форма, исполненная красоты и утончённости, полностью лишена риторики западного типа, стремления высказать всё до конца, до полной ясности, не оставляя сомнений. Мне кажется, что японской манере выражаться присущи черты хайку и что японский образ мышления следует тем же канонам.»
М. Инукаи «Уподобляясь, чтобы отличаться»

В японских традициях заложено избежание завершённости из-за того, что окружающий нас мир находится в вечной изменчивости. Японцы искренне верят, что смысл учения Будды невозможно объяснить словами, а следовательно – постигнуть разумом, только интуицией, через гармонию с окружающей средой. Они учатся слышать несказанное и любоваться невидимым. Кеннет Фунакоши говорил нам: «Выполнять то, что от тебя требуют, не спрашивая для чего это нужно – неотъемлемая часть тренировки каратэ».
Методика обучения каратэ очень сильно изменилась после того, как его стали изучать европейцы и американцы. Японцы, с их врождённой дисциплиной и исполнительностью, не задавали вопросов, почему гяку-цуки нужно бить именно так, и для чего необходимо повторять этот удар тысячу раз за одну тренировку. Для того, чтобы убедить в этом «круглоглазых», были написаны сотни книг и подведена научная база под всю методику обучения. Для них были введены ученические и мастерские ступени, придуман анализ формальных упражнений (бункай), а техника разбита на разделы и уровни сложности.
Наиболее часто задаваемый новичками вопрос: «Когда я смогу получить чёрный пояс?» Дилетанты, которые принимают решения начать занятия каратэ, верят в то, что наличие чёрного пояса сродни наличию водительских прав. Самое печальное, что в это верят и многие инструктора, для которых базовая техника и ката, всего лишь антураж, необходимый для сдачи экзамена на пояс. Практика каратэ, это возможность «заглянуть в себя», помочь через повторение базовых движений, формальных упражнений, парной работы раскрыть способности, присущие только тебе. Существует поговорка: «Учись, забывай, и снова учись!» - которую можно понимать по-разному. Почему нужно забывать то, что выучил? А если знания нужно забыть, зачем же тогда учиться? Я понимаю это так – знания, ставшие твёрдым навыком, не нуждаются в том, чтобы о них вспоминали, так как становятся руководством к действию, естественной реакцией на происходящее. А поскольку достижение совершенства не возможно в принципе, то совершенствовать себя, то есть, продолжать учиться, следует постоянно.
Каратэ, это явление сугубо практическое, где теория, не подкреплённая практическими навыками, не сможет стать решающим фактором. Другими словами – как бы ни был хорош ваш наставник, какие бы эпитеты он не подбирал для объяснения, какой бы виртуозной техникой он не владел, это ещё не гарантия того, что вы сможете перенять всё, чему он вас хочет обучить. Некоторым вещам, как и учению Будды, вообще невозможно обучить, ЭТО нужно прочувствовать всем своим естеством, но это не означает, что ЭТОМУ не стоит учиться, или что ЭТОМУ бесполезно учить.




А поскольку достижение совершенства не возможно в принципе, то совершенствовать себя, то есть, продолжать учиться, следует постоянно.


Истина. Ведь дело не только в результатах, а скорее в процессе постоянного совершенствования. Если процесс прервется, то и результаты и достижения исчезнут в прошлом.
Из двадцати заповедей Гичина Фунакоши (Нидзюкун):


11. Karate wa yu no gotoku taezu netsu o ataezareba moto no mizu ni kaeru.
Каратэ напоминает горячую воду. Если вы не поддерживаете огонь, она снова станет холодной. (Каратэ подобно кипящей воде – если не поддерживать сильный огонь, она остывает).
Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно заниматься. М.Ояма говорил: “Тренируйтесь больше, чем спите”, Г.Фунакоши предупреждал: “Каждый пропущенный день занятий перечёркивает положительные результаты трёх дней тренировок”.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние комментарии