Перейти к содержимому


  




Хорошо забытое старое.

Автор: Итагаки, 28 Январь 2013 · 963 просмотров

Искать старое -
Значит понимать новое.
Это вопрос времени.
Во всех вещах
Человек должен иметь
Чистый разум [чистое сознание]
Путь,
Кто пройдёт его
Прямо и хорошо?

Гичин Фунакоши

Множество вопросов вызывает у меня термин «традиционное каратэ» ещё и потому, что люди вкладывают в него различный смысл. Традиции – это жизненный уклад, сформированный многими поколениями людей. Таким образом, «традиционное каратэ» - это каратэ, отвечающее старинным принципам, а не современным новшествам. Одним из стилей традиционного каратэ считается Шотокан, давайте рассмотрим основные этапы его становления. Основатель Шотокан, Гичин Фунакоши, родился в 1868-м году, а 11 лет спустя начал изучать каратэ под руководством мастеров Ясуцунэ Адзато и Анко Итосу. В 1917-м году Фунакоши демонстрировал свои навыки каратэ в Японии, а в 1922-м учредил первый японский клуб каратэ. Додзё Шотокан открылось в 1936-м году. По этому поводу Фунакоши писал: «Я никогда не давал названия тому каратэ, которому обучаю сам. Некоторые мои ученики прозвали его Шотокан-рю». Фунакоши был новатором для своего времени – он объединил стили Шорин и Шорэй, поменял названия ката с малопонятных китайских и окинавских на более чёткие японские, а также изменил иероглиф в самом слове «каратэ», превратив «руку Китая» в «пустую руку». То есть Фунакоши начал с того, что во многом «перекроил» традиции первоначального окинавского каратэ для того, чтобы это искусство лучше прижилось в Японии, и произошло это сравнительно недавно. У Фунакоши есть много сторонников и множество критиков и противников, которые обвиняют его в некомпетентности и прочих «грехах», но он вписал своё имя в историю каратэ и занимает в ней подобающее место.
Если вернуться к самому началу, то становится очевидным, что человек создаёт технику, а не наоборот. Занимаясь изнурительным и однообразным трудом, человек начинает замечать, что он легко может обойтись без массы ненужных действий, которые только отнимают его силы. Другими словами – он совершенствует свою технику. Часами махать тяжёлым мечом на поле боя ничуть не легче, чем топором в лесу, цепом в овине, или косой на лугу. Профессиональные воины стали «облегчать себе жизнь», избавляясь от ненужных движений, совершенствуя тактику боя, форму оружия и экономили время своих последователей, передавая им свой опыт и методики. В каждом поколении были свои новаторы, которые совершали маленькие и большие открытия, позволяющие им улучшать то, что досталось в наследство от дедов. В результате этого «естественного отбора» до наших дней дошли стили и школы различных боевых систем, из которых наши современники «вычленили» различные виды спорта и системы подготовки полиции и армии. Не смотря на то, что древних самураев и современных солдат разделяют столетия, основы рукопашного боя не претерпели сильных изменений ни в физическом, ни в ментальном плане.
Одной из самых заметных «традиций» каратэ являются комплексы формальных упражнений – ката. Явление «ката» характерно почти для всех восточных единоборств, японские Будо тоже не являются исключением, но в большинстве случаев (исключая технику фехтования), ката – парные упражнения, только в каратэ ката выполняется индивидуально. Истории возникновения ката на Окинаве весьма туманны и противоречивы. Никаких письменных источников, рассказывающих о конкретных наставниках каратэ, не обнаружено. А первые записи были сделаны Фунакоши и его современниками со слов их учителей. Даже на самых первых этапах изучения каратэ в одних и тех же ката допускались варианты (Шури-тэ, Наха-тэ и Томари-тэ), а в дальнейшем они только ширились. В этом никто не видел большой проблемы, ведь не форма делает человека, а человек форму. Пятый завет Фунакоши гласит: «Gijutsu yori shinjutsu. Искусство разума важнее, чем искусство техники. (Духовное развитие – главное, технические навыки просто ведут к цели ».
Когда-то было предложено рассматривать отдельные действия каратэ как буквы, комбинации - как слова, а кумитэ – как диалог. По этой логике, отдельную ката можно представить как книгу-справочник по практическому применению «механизма», коим является сам, изучающий её, человек. Чем больше он «работает по профессии», тем лучше начинает понимать, как этим «справочником» нужно пользоваться. Меняющаяся жизнь заставляет, порою, вносить в «справочник» нужные коррективы. Кроме того, появление «новых профессий» создаёт необходимость «написания новых справочников». Есть люди, деятельность которых несколько ограничена, им вполне хватает изучения пары книг. Есть наставники, которым необходимо подготовить разносторонних специалистов, поэтому их «библиотека» значительно обширнее. Есть «учёные», которые по роду своей деятельности пытаются охватить как можно большее количество «выпускаемой литературы».
Мне кажется, что именно наличие в каратэ такого явления, как ката и делает его «традиционным», потому что именно ката связывают разные поколения мастеров и учеников воедино. Как я отношусь к изменению старых ката и созданию современных комплексов? Мы можем проследить эволюцию многих классических ката Шотокан, а значит, можем снова вернуться к прежнему исполнению, однако, не спешим этого делать. Я склонен доверять тем, кого считаю авторитетом, кто посвятил всю свою жизнь изучению и обучению каратэ. Если они мне рекомендуют практиковать ката именно так, я прислушиваюсь к их советам, а так же и к собственным ощущениям. Ката – это традиционный способ тренировки духа и тела, а упражнения необходимо разнообразить и усложнять, тогда рост мастерства будет неуклонно расти.
Для этого разнообразия некоторые мастера предлагают импровизировать с классическими формами, перемешивая их элементы или выполняя «в другую сторону», как это делали Касэ и Шираи, либо создают совершенно новые комплексы, как Асаи и Като. Мне по душе оба этих метода – я с удовольствием практикую и первое, и второе, периодически возвращаясь к «классике». Мне кажется, что для «новых идей» больше подходит «новая оболочка», то есть создание новой ката, а не переделывание старой и я не вижу в создании новых форм ничего плохого. Другое дело, что рекомендации к изучению новых ката должны исходить от опытного наставника, который может грамотно выстроить «график тренировок», сочетая изучения классических ката с «новыми».
Сейчас классические ката в разных стилях выполняются по-разному и это никого не смущает, более того – никому не приходит в голову утверждать, что их трактовка «самая правильная», а в других стилях «извращают искусство». Соратник основателя дзюдо Дзигоро Кано Исогаи Хаджимэ, говорил – «Дзюдо – это поединок между людьми, и поэтому оно тоже является природным явлением. Оно не может остановиться в своём развитии. Дзюдо неизбежно должно изменяться с течением лет, с приходом новых людей… За последние 50 лет дзюдо претерпело огромные изменения, которые коснулись и техники, и ката, и дзюдоги. Изменения – это сила природы, противиться ей невозможно. Поэтому, в отношении изменений достаточно прилагать усилия, чтобы видеть максимальную широкую перспективу и не путать прогресс с регрессом». Это справедливо и для каратэ – техника видоизменяется с приходом в каратэ новых людей и новых специалистов – это нормальный процесс. Даже два ортодоксальных ученика одного учителя будут исполнять ката иначе в силу своего индивидуального восприятия. Когда же они станут преподавать сами, они добавят в методику своё видение и опыт, делая акцент на то, что у них получается лучше.
Таким образом, в самых «традиционных стилях» всегда было место для новаторства, которые не «размывали», а лишь «укрепляли» технику. Сейчас многие, практикующие Шотокан, не хотят принимать новые ката, созданные мастерами Асаи, Канадзавой, Нишиямой и другими, мотивируя это тем, что им вполне достаточно 26-ти классических ката Шотокан. Им стоит вспомнить, что сам Фунакоши рекомендовал практиковать лишь 15 ката (при том, что сам знал около сорока). Масатоши Накаяма и его соратники взяли на себя смелость целенаправленно «переработать» ещё 11 ката, адаптировав их под требования канонов Шотокан.
Мне вспоминается эпизод из фильма «Мимино», когда герой Кикабидзе, проснувшись по звонку будильника в кабине грузовика, спрашивает: «Что, опять выселяют?», «Нет - отвечает ему Мкртчан – в этой гостинице я директор!». Было бы странно, если бы в наш информативный век мы не пользовались бы всеми его достижениями для того, чтобы самостоятельно сделать выбор, каких традиций нам придерживаться.




Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние комментарии