Перейти к содержимому


  




Каратэ и организационная политика.

Автор: Итагаки, 26 Январь 2013 · 2 066 просмотров

К сожалению, а может и к счастью, практически все организации каратэ являются «политическими» в силу законов государства и общества людей, в среде которых эти организации создаются. В этом нет ничего плохого до тех пор, пока эти организованные люди терпимо относятся к своим коллегам из «других кланов». Как только кто-то словом или действием, вольно или невольно, «покушается на территорию», которую считает «своей» кто-то другой, моментально происходит конфликт интересов, занимающий спектр от холодной войны, до активных боевых действий. Увы, это и есть – политика. Нужно принять это как данность, либо заниматься в своём замкнутом мире, не впуская в него посторонних и никак не афишируя своей работы. Как только такие люди решаются выйти «на большую землю», они сталкиваются с тем, что всё уже поделено, их знания и способности (даже самые феноменальные) никому не нужны, и им никто не рад. Так было с Брюсом Ли, так было с Масутацу Оямой – они отвоёвывали себе место под солнцем, используя то, чего до них мало кто делал, шли от отрицания догм для того, чтобы затем вновь к ним вернуться, но уже будучи вождями огромной армии своих поклонников.

"Карате - не философская система, а прагматичная и прямая штука. Если есть интерес к системе - милости просим . Но это не значит что вам позволительно шастать по другим. Вы просто с японцами не контактировали. Вам бы быстро объяснили ГДЕ ДВЕРЬ НА ВЫХОД."
Высказывание одного из участников форума.

В этих словах – действительное положение вещей во многих организациях, построенных по принципу единоначалия. Этот принцип очень удобен для «Главнокомандующего» и «рядового и сержантского состава», однако, оспаривается «средним руководящим составом», который чаще всего недоволен как распределяются материальная база организации и поощряются «офицеры». Как результат – «неформальный лидер» тайно объединяет вокруг себя недовольных, обещает им «разделить всё по справедливости» и эта «хунта» берёт власть в свои руки, либо покидает эту организацию, переходя к кому-нибудь другому, или создавая свою.
Давайте, в качестве примера, рассмотрим историю Шотокан, а именно – те её страницы, о которых не принято упоминать в, разного рода, рекламных статьях, книгах и фильмах.
Основатель Шотокан, Гичин Фунакоши, занимался на Окинаве у двух учителей, которые в жизни были хорошими друзьями – Адзато и Итосу. Фунакоши писал, что они всячески поощряли его к тому, чтобы он посещал тренировки других окинавских мастеров для того, чтобы расширить своё представление о каратэ.
В те времена, когда ещё не научились зарабатывать на безбедную жизнь преподаванием каратэ, такие «шастанья по сторонам» не считались предосудительным.
Сам Фунакоши так же не порицал это. Наоборот, он посылал своих учеников к своему хорошему знакомому, основателю стиля Шито-рю, Кэнва Мабуни для того, что бы тот обучил их тем ката, которые сам Фунакоши знал не очень хорошо, или не знал вовсе. Мабуни тоже не делал их этого секрета, а добросовестно показывал то, о чём его просили. Хотя стили каратэ уже получили свои новые названия, их основатели, которые учились у одних и тех же учителей, уважали друг друга и «поддерживали добрососедские отношения».
После смерти Фунакоши его ученики разделились на два лагеря – Шотокан Накаямы и Шотокай Эгами. Отношения между ними стали прохладными – Шотокан стоял на передовых научных позициях и тяготел к спорту, Шотокай придерживался старых позиций и направлял свои усилия на развитие «внутренней силы».
Масатоши Накаяма развил бурную деятельность – организовал первые всеяпонские соревнования, разработав правила, которые легли в основу «бесконтактного каратэ», написал целую серию учебных пособий, организовал курсы инструкторов, которые выпустили в свет таких выдающихся мастеров, как Канадзава, Асаи, Эноэда, Като, Кавадзое, Яхара и др. Организованная Накаямой, ещё при жизни Фунакоши, Японская Ассоциация Каратэ (JKA), поначалу объединяла несколько стилей каратэ, но постепенно там остался один Шотокан. Видимо политика JKA не очень подходила «нешотокановским» лидерам. В те времена Шотокан занял лидирующие позиции в мире, став самым массовым стилем, но внезапно от Накаямы уходит его «любимец» и выдающийся мастер Хирокадзу Канадзава, организовав свою Федерацию. После смерти Накаямы JKA раскалывается надвое (фракция Асаи и фракция Нагахары), а в 2000 году от Асаи уходят Яхара и Абэ, создав свои организации. Именно после этих расколов японцы стали «закручивать гайки, не позволяя общение с теми, кто ещё недавно, стоя плечом к плечу, составляли цвет Шотокан.
Когда японских мастеров напрямую спрашиваешь о причинах, повлекших эти события, они либо уходят от ответа, либо отделываются общими фразами. Однако, общаясь с людьми «проверенными и лояльными», не скупятся на крепкие выражения, характеризуя конкурентов, всячески давая понять, что «истинный Шотокан» преподают только они, а остальные недостойны так называться. Легковерные ученики несут эту неприязнь дальше, круги на воде расходятся, материализуясь в нелицеприятные разборки рядовых каратистов из противоборствующих федераций.
В чём же причина раскола крупных и сильных организаций? Ответ банален – лидеры не могут поделить между собой деньги и власть. Придя в зал каратэ, ученик обожествляет своего учителя и овладевает знаниями, которые тот ему даёт. С годами он прогрессирует, завоёвывает авторитет на спортивных площадках, его привлекают к преподаванию, доверяют вести группы самостоятельно. Его «вес» растёт, он начинает считать себя «правой рукой» своего учителя, ему кажется, что за свою работу и славу, которую он преумножает, он достоин более высокого положения. Словом, всё как в сказке про золотую рыбку. Только в сказке такой лидер остался бы в рваном кимоно у разбитого корыта, а в реальной жизни он может и преуспеть. Чтобы обезопасить себя от таких сюрпризов, наученные горьким опытом старые мастера, а так же «молодые тигры» вводят жёсткую субординацию, расписывая по пунктам что можно, а что нельзя. Но и такие меры не всегда помогают – если не сбалансировать нормальные отношения, недовольные всегда будут и процесс дробления не закончится никогда.
Политическим актом стало также присвоение мастерских степеней – дан. Не торопитесь возмущаться и протестовать, сейчас я всё объясню. Первоначально даны были введены основателем дзюдо Дзигоро Кано для того, чтобы дифференцировать своих лучших учеников. Позднее он же ввёл шесть степеней Кю (уровней учеников) и установил три цвета поясов – белый у начинающих, коричневый у продвинутых и чёрный у мастеров. Когда дзюдо стало распространяться в Европе, профессор Каваиши ввёл цветные пояса для каждого Кю – белый, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий и коричневый. Вслед за Кано степени Кю и Дан переняли и в других видах японского Будо, в том числе и в каратэ. Первоначально в каратэ было 5 данов, но затем, когда даны стали присваивать на Окинаве, оказалось, что в пятизначную шкалу уместить мастеров разного уровня очень сложно. Поэтому количество удвоилось, данов стало десять. Фунакоши до этого времени не дожил, при его жизни он был удостоен высшего, на тот момент, 5-го дана (Дзигоро Кано официально был присвоен 12-й дан – случай безпрецендентный в тогдашней практике). Долгое время считалось, что в каратэ высший технический уровень соответствует 5-му дану, а следующие пять присваивались за выдающиеся заслуги в области распространения и популяризации каратэ. Руководить филиалом мог мастер не ниже 4-го дана, обладатель 3-го мог стать только его помощником. Исходя из этого, японские мастера, облечённые привелегией аттестовывать на даны, не раздавали их абы кому. Но, как показывает жизнь, не всегда во главе национальной федерации стоял человек с безупречной техникой, поэтому таким людям присваивали высокий дан «за должность», закрывая глаза на технические огрехи. Когда же крупные организации стали дробиться, японцы перестали скупиться на регалии, ставя на первое место лояльность своих «подчинённых». Зная, что в Европе и Америке организатор, наделённый высоким даном, может легче обойти своих конкурентов, «планка» была опущена и обладателей данов, выше пятого, стало в разы больше.
В основном, технология «производства чёрных поясов» выглядит так: Какая-либо национальная организация (федерация, ассоциация, центр или клуб) вступает в Международную стилевую Федерацию, обязуясь выплачивать взносы, приглашать для семинаров и аттестаций инструкторов (с полной оплатой их услуг), участвовать в главных мероприятиях этой Федерации (соревнованиях различного уровня, повышения квалификации инструкторов и спортсменов, судейских семинарах и т.п.), словом – активно включиться в работу, оплачивая по установленному тарифу каждый свой шаг.
В обмен на массовость и финансовые вливание «шефы» передают свои методики тренировки, делятся некоторыми своими «секретами» и выдают сертификаты уровня мастерства, которые могут котироваться в других международных организациях. Не нужно думать, что их тоже покупают только за деньги – в подавляющем большинстве случаев всё проходит «по честному» и даны присваивают за очевидные технические успехи. Но если на такой аттестационный семинар приходит человек из «чужой» организации и хочет повысить свой разряд, то ему либо отказывают сразу, либо предлагают начать аттестацию с белого пояса, либо «сливают» на экзамене (придраться всегда есть к чему). То есть ему прозрачно намекают – хочешь получить сертификат, вступай в наши ряды в ранге «рядового». Как вариант, возможно вступить в организацию, сохранив прежнюю аттестацию, можно даже «вступить с повышением», когда руководителя крупного филиала соблазняют присвоением следующего дана. Словом, чем «слабее» новая организация, тем «гибче» её политика.
Откуда у руководителей филиалов берутся деньги на оплату услуг «шефов»? Какую-то часть собирают со своих учеников (участие в семинарах, экзамены , соревнования и т.п. почти всегда платные), часть вносят «приглашённые» из других федераций (иногда они платят значительно больше, чем «члены профсоюза»), но львиную долю расходов берут на себя «спонсоры» (спортивные комитеты, государственные структуры или «деловые люди»). Именно умение найти все эти средства и договориться о финансовой поддержке своих мероприятий выходит сейчас на первое место в работе руководства Федераций. Именно из-за дележа этой территории и возникают конфликты разного уровня. Именно из-за этого (в большинстве случаев) поливают друг друга грязью бывшие друзья и соратники.
Есть руководители, которые могут сохранять «чистые помыслы» и не погрязнуть в этом болоте, но их, увы, меньшинство. Они – исключение, подтверждающее правило: «Политика – грязная вещь». Есть очень хорошие специалисты, которые, устав от всех этих дрязг, распускают свои группы и тренируются в одиночестве, либо с самыми проверенными и преданными учениками, которым тоже важно личное совершенствование, а не массовое признание. Словом, мир не выкрашен в чёрное и белое, в нём достаточно различных оттенков, в гамму которых вы всегда имеете возможность добавить свой.
Каждая крупная организация продолжает работу по привлечению в свои ряды новых членов, новые клубы, новые регионы. Поэтому в каждой альтернативной организации она , прежде всего, видит потенциального конкурента. А конкурентов следует нейтрализовывать, на что имеется множество способов. Наиболее «безобидные» из них – обвинение в некомпетентности профанации, недостаточного уровня мастерства у руководителей, инструкторов и спортсменов. Выясняется, что конкуренты обучались у «не тех» учителей, не владеют традицией, не «тянут» на уровень, который имеют. При всём этом спортсмены, инструктора и руководители «правильной» федерации порой отличаются от тех, кого критикуют только своими сертификатами.




Спасибо, очень толково. Интересно Ваше мнение, а почему в дзюдо нет аналогичных проблем? Да и в таэквондо от силы только три крупных федерации, в любом случае проблемы не такие серьезные как в каратэ.
Как-то незаконченно.
Интересует мнение автора. Что делать дальше, чтобы сохранить то, что осталось?
Потому что ( по моему мнению ) не ясны технические основы каратэ ( тобишь собственно того что единственное сохранилось - ката ). Соотвественно это дает возможность широчайшему полю толкований и соответственно делений. Что с той или иной степенью добросовестности используется. Нет базовой однозначности. Таэквондо по сути если строго исторически - тоже ведь перверсия каратевая. Основатели - бу шотокановцы. Корейцы они такие. Даже типа кендо своего изобрели и корейское батто ....А корейцы подозреваю сейчас другую ниву вспахивают - типа древних стилей. Экзотику вобщем двигают.
На мой взгляд, дзюдо изначально было более "централизованно", чем каратэ, Дзигаро Кано удалось найти общий язык с мастерами джиу-джитсу, которые могли составить ему конкуренцию, он пропагандировал дзюдо по всему миру, был членом Олимпийского комитета. Во многом то, что дзюдо стало олимпийским видом спорта, его заслуга.
Сейчас сложилась ситуация, что верхом достижения в дзюдо является звание Олимпийского Чемпиона и все, кто занимается дзюдо, независимо от названия их клуба или стиля, теоретически имеют такую возможность. Похожая ситуация и с таеквондо.

Что делать, чтобы сохранить то, что осталось? Над таким глобальным вопросом я не задумывался. Когда-то давно я решил начать с себя. Есть Додзё Кун Шотокан, есть двадцать заповедей Гичина Фунакоши. Я стараюсь со измерять свои поступки в соответствии с этими рекомендациями. Другого готового и законченного универсального рецепта у меня нет.
Покажусь вероятно пафосным, тем не менее...
Если дети не будут лучше, умнее, успешнее родителей, то мир идет назад от прогресса.
В каратэ аналогично. Мы можем каждый сам по себе тренироваться правильно и соблюдать все заповеди и рекомендации великих мастеров, но что и кого мы оставим после себя? Только спортсменов ? ((( Какая-то короткая у каратэ получается биография:
появилось в начале 20 века и через сто с небольшим лет после мастеров остались одни спортсмены. Всё!

Кстати я так и понял из вашего рассказа конкретных причин раскола в Шотокане.
А именно в JKA.

Что касается маниакально повторяющейся версии Саблина, то это вообще не причина. Во-первых, не думаю что там НАСТОЛЬКО широкое поле толкований техники ( я имю в виду внутри одного стиля, конечно).
Во-вторых, даже если бы они были, уже создана школа, зарегистрирована организация, стиль. Уже есть какая-то идеологическая основа. Да даже если эти белые пятна есть, их можно было задним числом заштриховать, что называется, "под себя". Такие случаи есть. Например, Кекушинкан до сих пор не остановился в своих технических поисках и методической стандартизации.
ссори за опечатку, я так и НЕ понял причин раскола в JKA.
ссори за опечатку, я так и НЕ понял причин раскола в JKA.
По моему разумению, мастер - это "штучный товар", их не может быть много по определению, так же, как не могут в массовом порядке появляться гении. Думаю, что количество настоящих мастеров не зависит от массовости или времени, их появляется столько, сколько требуется. Так что за сохранение традиций я спокоен - в спорт уйдут те, кого он на тот момент привлекает больше, но через некоторое время "спортсмены" вернуться в лоно традиционного додзё с переосмысленными ценностями. Не все, конечно, но вернуться обязательно. Это как у классика: "...молился новым образам, но с беспокойством староверца."
Странно, что Вы, уважаемый Аслан, не поняли причину раскола в JKA, ведь я написал об этом прямым текстом - власть и деньги. Конечно. на поверхность выносятся другие, более "возвышенные" мотивы, но смысл всегда один. Повторюсь - это только моё мнение.Для более точных и всеобъемлющих формулировок нужно было вариться в хомбу додзё JKA со времён Накаямы до сегодняшнего дня, лично знать всех фигурантов, отлично разбираться в юриспруденции а также бесстрастно изложить мнение каждой стороны. Мы же располагаем только субъективными "закулисными" слухами и сухими официальными формулировками. В данном случае личные симпатии в расчёт принимать нельзя, у руля JKA остались те, кто на тот момент оказался "сильнее" с точки зрения суда.
Конечно, раскол JKA не прибавил авторитета Шотокан, а наоборот - сильно поколебал именно философский фундамент, пропагандирующий самурайскую преданность. На традиционной технике он не сказался, разве что отдельные мастера стали смелее двигать в массы своих последователей собственные версии трактовки кихон и ката, что не есть плохо.
Думаю, что раскол спровоцировало ещё и то, что у Гичина Фунакоши, а затем и у Накаямы, не было кровных наследников. В айкидо и дзюдо в руководстве продолжают заседать внуки Уэшибы и Кано, в Шито-рю и Вадо-рю также рулят наследники по прямой. Конечно, и там есть метания, но не такие радикальные, как в Шотокан.
Бум каратэ в 60-80 -х годах прошлого века, это аномалия, он не мог долго продолжаться. Волна интереса к "каратэ" схлынула, пена, с шипением, оседает. А на бреге останется 33 богатыря (читай - мастера) и это нормально для неспешной и рутинной работы по самосовершенствованию.
Господи, да что там за деньги? Не газ, не нефть, не рыбный промысел.)))

По части сохранения традиций- каратэ ждет участь дзюдо. изначально учиться будут у спортивных тренеров, и "возвращаться из спорта" будет не к кому. разговор о будущем через лет 20-40.
Традиции дзюдо вот уже вторую сотню лет сохраняются в Кодокане. Я уверен, что и в стилевом каратэ такие "кодоканы" будут существовать всегда.
Ну а о "деньгах" или об их эквиваленте у каждого свои представления.
Опять же - это только моё мнение.

Я уверен, что и в стилевом каратэ такие "кодоканы" будут существовать всегда.

Дай то Бог. А то я как раз, пессимистично рассуждая о постепенной нехватке и исчезновении высококлассных инструкторов, имел в виду саму Японию.

Традиции дзюдо вот уже вторую сотню лет сохраняются в Кодокане. Я уверен, что и в стилевом каратэ такие "кодоканы" будут существовать всегда.
Ну а о "деньгах" или об их эквиваленте у каждого свои представления.
Опять же - это только моё мнение.


Так дзюдо по сути оно одно, там нет различных его направлений, а каратэ есть и окинавское и японское. Наверное те кто захочет познать традицию и т.п. уйдут к истокам к окинавскому каратэ. На Окинаве у мастеров нет таких проблем как я понимаю - там тренируются и общаются между собой мастера и нет расколов никаких.
Японцы умеют хранить свои традиции и в том, что они сохранят каратэ, я не сомневаюсь.
Про Окинаву не скажу, однако и у Годзю-рю достаточно различных организаций.
Хочется верить, что политика не сможет повлиять на технику.

Японцы умеют хранить свои традиции и в том, что они сохранят каратэ, я не сомневаюсь.
Про Окинаву не скажу, однако и у Годзю-рю достаточно различных организаций.
Хочется верить, что политика не сможет повлиять на технику.




А разве не повлияла политика на технику? Каждый трактует и вносит в ката свои корректировки, чтобы отличаться от других. Следовательно происходит отход от той технике, которая была изначально.

А разве не повлияла политика на технику? Каждый трактует и вносит в ката свои корректировки, чтобы отличаться от других. Следовательно происходит отход от той технике, которая была изначально.

Учитывая, что соревнования в Японии также являются частью каратэ, тоже самое можно сказать и про кумитэ. Политика влияет на формирование каратиста, и через правила соревнований тоже. Хоть и постепенно.
Соревнования являются именно частью каратэ, а не его альфой и омегой. Существует понятие "шиай-кумитэ" - соревновательное кумитэ. Кому-то интересно заниматься для достижения чемпионства, а кого-то больше привлекают традиции. До сих пор всё это мирно уживается.
Исполнение ката сейчас существенно отличается от исполнения этих же форм сто лет назад. Не думаю, что эти изменения вызваны политикой, а точнее, желанием "отличаться" от кого-либо. Мастера наполняют исполнение техники своим видением, пропущенным через призму приобретённого опыта.
Я попробую выразиться иначе. Что мы имеем сегодня в Японии? касаемо "большой четверки" стилей. Все мастера вышли из университетского каратэ. В том числе и те, кому сейчас 60-70 лет. Университетский клуб обойти не удастся. Там и спорт и традиции. В одной каше. Чаще всего.
За время учебы юноша проходит "курс молодого бойца", ежегодные гассюку, турниры, запредельно много часов тренировок... Потом, при условии, что выпускник не ушел с головой в бизнес ли карьеру, а остался в каратэ, он по идее остается и развивается в своем стиле. "Мастереет" и продолжает традиции. Ну примерно так. Такого, что спорт и традиции уживаются в соседних залах вроде нет.
Так вот, о шиай-кумитэ.
Допустим, каратэ 90-х.


И современное "Олимпийское" каратэ
Специально беру в пример японца, как "будущего продолжателя традиций". Да еще и чемпиона мира.


Политика затронет каратэ университетское, а за ним поменяется и ВСЕ каратэ. ПОСТЕПЕННО.

Окинава пока не спешит в ВКФ. Но там и кумитэ такого нет. Там другое (иригуми и т.п.)

Я попробую выразиться иначе. Что мы имеем сегодня в Японии? касаемо "большой четверки" стилей. Все мастера вышли из университетского каратэ. В том числе и те, кому сейчас 60-70 лет. Университетский клуб обойти не удастся. Там и спорт и традиции. В одной каше. Чаще всего.
За время учебы юноша проходит "курс молодого бойца", ежегодные гассюку, турниры, запредельно много часов тренировок... Потом, при условии, что выпускник не ушел с головой в бизнес ли карьеру, а остался в каратэ, он по идее остается и развивается в своем стиле. "Мастереет" и продолжает традиции. Ну примерно так. Такого, что спорт и традиции уживаются в соседних залах вроде нет.
Так вот, о шиай-кумитэ.
Допустим, каратэ 90-х.
http://www.youtube.com/watch?v=cxwSLzbgMDg

И современное "Олимпийское" каратэ
Специально беру в пример японца, как "будущего продолжателя традиций". Да еще и чемпиона мира.
http://www.youtube.com/watch?v=NtXzdwSpSn0

Политика затронет каратэ университетское, а за ним поменяется и ВСЕ каратэ. ПОСТЕПЕННО.

Окинава пока не спешит в ВКФ. Но там и кумитэ такого нет. Там другое (иригуми и т.п.)




Если Окинава пойдёт в ВКФ, то там уже будет не то. Будет чисто спорт. Хотя я думаю Окинава на такое не пойдёт, там своя волна так сказать. Другие приоритеты и цели.
Да что там говорить, ВЕЗДЕ будет не то.))
Доживём - увидим :-)

Январь 2017

П В С Ч П С В
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23 242526272829
3031     

Недавние комментарии