Перейти к содержимому


  




Обретение формы. Часть шестнадцатая.

Автор: Итагаки, 20 Январь 2013 · 1 273 views

Ещё одним из выдающихся мастеров, с которыми мне посчастливилось общаться, стал Садашигэ Като, история знакомства с которым началась задолго до первой очной встречи и связана с другой легендарной личностью – Тэцухико Асаи. Сэнсей Асаи привлёк моё внимание уже тогда, когда я ещё не понимал разницы между Шотокан и другими стилями каратэ, только начав занятия. Листая очередной «каратистский» журнал, принесённый на пару дней каким-то знакомым, я увидел статью, оформленную целой серией снимков этого мастера. Я тогда и не подумал отыскать его имя, просто поразился энергетикой, передающейся мне от глянцевых страниц. Впоследствии, приобретя одну из книг Накаямы, я с первого взгляда узнал Асаи, исполняющего ката Эмпи и далее искал материалы о нём уже осознанно. Информация поступала по классической схеме – фото в журнале, книга, видео. Первыми моими видео-пособиями были старые фильмы JKA, Канадзавы и «Стандартные ката», где на голубом фоне все 26 ката Шотокан выполняли Яхара, Танака, Абэ, Кававада и другие, а на долю Асаи достались Тэкки Нидан, Эмпи и Нидзюшихо. Эти фильмы я засмотрел до дыр, воспроизводя их на тренировках с любого места.
Между тем, время шло и наши «дикие» занятия сменились на «культурные» - к нам периодически приезжали специалисты, на семинарах которых мы избавлялись от плохих привычек, наработанных за годы самодеятельности. Руководитель Федерации, в которой я тогда состоял, Леонид Васильев, выбрал для долговременного сотрудничества Кеннета Фунакоши, о занятиях с которым я уже достаточно подробно писал. Я старался привлечь на его семинары как можно больше своих учеников, чтобы они сами увидели и почувствовали каким должно быть каратэ в исполнении настоящих мастеров. В тот раз Фунакоши собирался показывать Нидзюшихо, своё любимое ката, которому научился у самого Асаи. В перерыве между утренней и вечерней тренировками, я пригласил к себе в гости своего ученика Сашу Бабикова, чтобы показать ему видеозапись исполнения Нидзюшихо «первоисточником» - Асаи-сэнсеем. Саша был учеником необычным, придя в зал шестилетним пацанёнком, тренировался упорно, не пропуская занятия и отдавая им все свои силёнки. Года через три я узнал, что он к тому же отлично учится и занимается в шахматной школе. В каратэ он тоже преуспевал – был победителем различных национальных первенств в ката и кумитэ, впоследствии сдал экзамен на Шодан безукоризненно и его поставили в пример другим соискателям. Школу он закончил с золотой медалью, да и в шахматных турнирах участвовал регулярно. А тогда, внимательно просмотрев Нидзюшихо, задал вежливый вопрос: «Игорь Викторович, а это вообще Шотокан?».
В то же время Васильев как-то обмолвился, что в Латвию «рвётся Като». «Так в чём дело? – удивился я – давайте его пригласим!». «А ты этого Като видел?» - неожиданно спросил Васильев. Я признался, что не только не видел, но и впервые о нём слышу. Тогда Васильев достал какой-то журнал, выпущенный к очередному Чемпионату некоей международной организации и показал мне фото смеющегося японца с запотевшим лицом и растрёпанными волосами. Вероятно, снимок был сделан во время семинара, когда мастер не был готов к позированию. Для меня было очевидно, что Като не «раздувает щёки», а пашет на семинарах так же, как пашем на тренировках мы, но Васильев был другого мнения. «Для чего дети на семинары приходят? - стал просвещать он меня – побегать, поорать «Киай» и с японцем сфотографироваться. Фунакоши выглядит солидно, умные вещи говорит, кимоно у него красивое… А Като на бомжа похож, как на такого людей собрать?». Словом, я лишний раз убедился, что наши взгляды на жизнь диаметрально противоположенные, разубеждать его я не стал.
А вот наши коллеги из Литвы думали по-другому. В 2001 году Видмонтас Бутнорюс, президент Литовской Ассоциации Каратэ, сообщил нам, что в Мажейкяй состоится трёхдневный семинар Садашигэ Като. К этому времени наши познания о Като немного расширились благодаря статье в шведском журнале, рассказывающей о семинаре Асаи, Като и Кагавы. Наш коллега, Андрей Калёнов, перевёл эту статью и мы узнали, кроме всего прочего, что автор считает Като лучшим специалистом по бункай (на примере Тэкки Сандан), и что они изучали ката Хачимон, показанную Асаи. Про ката, созданные Асаи-сэнсеем, мы уже знали от Йана Кнобеля, новые сведения только подлили масла в огонь и я твёрдо решил позаниматься у соратника Асаи.
По своему обыкновению, я посещал все семинарские занятия, как для чёрных поясов, так и для начинающих. Меня удивил его нестандартный подход к базовой технике. То, что мы привыкли делать «по прямой», Като-сэнсей предлагал выполнить с разворотом, уделил массу внимания хлёстким ударам открытыми ладонями, демонстрировал великолепный контроль, баланс и скорость ударов ногами. В какой-то момент я задал сам себе вопрос: «А это Шотокан?» и улыбнулся. Да, это был Шотокан, Шотокан, которого я раньше не видел. После первого занятия, обмениваясь впечатлениями с Видмонтасом, я услышал: «Это ещё что! За Като мы хотя бы повторить что-то можем, а вот Асаи такое заворачивает! Перестаёшь понимать, где право, а где лево…». Если Като что-то не нравилось, он не церемонился и выражений не выбирал, но и грань не переходил, что только стимулировало всех трудиться упорнее. Как ни парадоксально, лучше понять его мне помогло то, что переводчик переводил сказанное им на литовский, которого я не знаю, поэтому на эти комментарии я не отвлекался, а установил «телепатическую связь» с мастером, благо сложными лингвистическими конструкциями он не пользовался. При общей схожести с подходом Кеннета Фунакоши, Като показывал те же вещи иначе, свежее, интереснее. Организаторы были вынуждены постоянно напоминать: «Сэнсей, извините, но время нашего пребывания в зале истекло!». Для меня эти часы летели незаметно, каюсь, но я ненавидел баскетболистов, сгрудившихся в дверном проёме, ведь они пришли, чтобы оторвать нас от мастера на самом интересном месте его урока! Вспоминался Кеннет Фунакоши, который за пять минут до конца занятия вежливо извинялся за то, что недостаток времени не позволяет показать ему всё, что он считает нужным и важным для нас и выражал надежду увидеться с нами в следующем году.
Для Като тогда перерывов не существовало, информация была из него, как нефть из скважины. Видмонтас пригласил нас разделить совместный ужин, во время которого Като продолжал живо общаться на различные темы, отдавая предпочтение рыбной ловле и каратэ. Он непринуждённо переходил к демонстрации, нисколько не смущаясь тем, что сидит за столом, не обращая внимания на посторонних посетителей. Периодически над столом взлетали его ноги, он выкручивал кисти сидящих рядом каратистов, объясняя движения бункай а затем, к неописуемому восторгу окружающих, отставил в сторону стул и проделал несколько кусков из ката различных стилей, объясняя схожесть и различия с версиями Шотокан, а так же пригласил в ассистенты своих новых знакомых. Набравшись наглости, я задал мастеру вопрос про ката, созданные Асаи-сэнсеем. Като очень удивился, что нам вообще о них известно, перечислил некоторые названия, переводя их значения (особенно забавно он показал журавля, говоря про Какуёку – выгнув правую кисть в форму «какуто» (голова журавля), он подвёл левую под правый локоть и зашагал указательным и средним пальцами по столу). Эта тема его так увлекла, что он пообещал показать нам Хачимон и сдержал обещание. Я был счастлив, ведь после этих тренировок я обнаружил, что техника Шотокан очень хорошо комбинируется с техникой ушу, которую я изучал во времена запрета на занятия каратэ. Ещё раз я приезжал на семинар Като в Литву, а потом наш коллега Артур Соломахо впервые пригласил его в Латвию, после чего визиты мастера в нашу республику стали регулярными.
Посетить семинар Асаи мне так и не удалось, но некоторое представление о его технике, о его ката у меня сложились именно после занятий с сэнсеем Като. В одну из наших первых встреч я взял интервью, которое затем «растащили» по различным каратистским сайтам. Некоторые фрагменты из него я размещу здесь для полноты картины.

«- Сэнсэй, Ваши методики обучения каратэ несколько отличны от общепринятых...

- Я понимаю Ваш вопрос, это происходит из-за нескольких причин. Во-первых каждый человек должен научиться на все 100% использовать свои индивидуальные особенности, такие как рост, вес, темперамент, характер, переложив их на технику каратэ, сделав её своей второй натурой. Развиваясь многими поколениями мастеров, каратэ стало идеальной системой самовоспитания и самозащиты, но очень важно уметь извлечь эти правильные знания, а не уйти в сторону от истинного пути. Если Вы научились слушать себя и доверять своим ощущениям, не ломать своё здоровье, а укреплять его, то Вы не собьётесь с дороги. Достигнув первого дана, человек должен понимать, как использовать знания и технику, которые он изучал, и, опираясь на них, идти дальше. Каратэ Шотокан – глубоко, научно и содержит ответы на все вопросы, но важно, во-первых, задать их себе, а во-вторых, найти правильный ответ. Я изучаю каратэ долгие годы, уже стал профессором, поэтому в преподавании Шотокан опираюсь на собственный опыт.

- Что Вы можете сказать об огромном количестве стилей современного каратэ?

- Это нормальное явление, продукт эпохи. Многие мастера каратэ своё видение предмета хотят назвать иначе, чем раньше, но на суть это мало влияет, если в основе лежит действительно реальное понимание боевого искусства. Я считаю, что основных стилей всего четыре: Шиторю, Годзюрю, Вадорю и Шотокан, все остальные лишь производные от них. Более того, я рекомендую всем достигшим 5-го дана в одном стиле, анализировать и изучать аналогичные ката в других стилях, чтобы иметь более широкое представление о трансформации техники. Например ката Бассай имеет множество вариантов во многих стилях, сильно отличающихся друг от друга, но в начале был один Бассай мастера Мацумура, его ученики оставили свои версии и изучая их можно сделать массу открытий, которые улучшат Вашу технику и понимание каратэ. Я знаю практически все ката Годзю-рю и Шито-рю и это знания не кажутся мне лишними.

- Наверное поэтому в некоторых организациях Шотокан официально включили ката Сэнпай и Сэйэнчин?

- Да, но в Шотокан они выполняются иначе, чем скажем в Годзю-рю. На мой взгляд, там очень неестественное дыхание и напряжение, которое может способствовать различным заболеваниям из-за неправельной циркуляции крови. Поэтому в версиях Шотокан мы отказались от этого и ката выглядят гармоничнее.

- А как Вы относитесь к тому, что в организации Асаи-сэнсэя разработан целый ряд новых ката, таких как Хачимон...

- В традиционных ката Шотокан многие комбинации выполняются лишь в правую или левую сторону, многие удары и защиты базовой техники в них никак не отражены. Учитывая всё это Асаи-сэнсэй разработал ряд новых ката, которые развивают тело человека симметрично и равномерно, учат его использовать большой арсенал базовой техники. Я тоже знаю все эти ката и мы изучаем их в рамках IJKA. Хачимон учит использовать в атаках и защите две руки, завтра на тренировке я его обязательно покажу, чтобы Вы сами почувствовали для чего он нужен. В переводе с японского он означает „Восемь ворот” и учит действовать в восьми направлениях.

- Правда ли, что в эти ката вошли элементы Кунфу, которые Асаи-сэнсэй изучал на Тайване у брата своей супруги, большого специалиста в этой области?

- Возможно это так, но помимо этого Асаи-сэнсэй изучал древние ката окинавского каратэ, перенимая и эту технику. В Шотокан есть ката Унсу – Облачные руки, Асаи-сэнсэй в дополнение к ней создал ката Суйшу – Водные руки, передающую стихию воды и ката Касу – Огненные руки, иллюстрирующую стихию огня. Есть у него и три ката Какуёку, имитирующие боевые действия журавля. Кроме того им реанимировано ката Мэйкё Нидан, вторая из трёх ката Мейкё, известные на Окинаве как Рохай.

К сожалению Асаи-сэнсэй из-за проблем со здоровьем плохо переносит перелёты, поэтому с его техникой знакомить людей приходится нам, но в его исполнении они просто великолепны, он напоминает живой вихрь, не смотря на свой преклонный возраст.

- Вы поддерживаете с ним хорошие отношения?

- Да, конечно, наши отношения тесные и дружеские, также как и с Канадзавой-сэнсэем. В своей организации я принимаю экзамен только до 4-го дана. Кандидатов на 5-й дан я отправляю к Канадзаве-сэнсэю, а на 6-ой к Асаи-сэнсэю.»




Като-сэнсей в додзё...



...и вне его.




Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5 67891011
12131415161718
19202122232425
262728293031