Перейти к содержимому


  




Обретение формы. Часть десятая.

Автор: Итагаки, 28 Октябрь 2012 · 859 views

Ещё на тренировках дзюдо мне привили одну полезную привычку – конспектировать всё, что я считаю важным для себя. Мой первый Учитель, Анатолий Иванович Орлов, заставлял нас составлять конспекты тренировок, записывать туда не только все упражнения по минутам, но и пульс, самочувствие и т.п., а также вести учёт проведённых соревновательных схваток – описывать как победы, так и поражения, составлять характеристики на всех потенциальных противников, отмечая их сильные и слабые стороны. Долгое время я вёл такой «бортовой журнал», пока он не пропал во время очередной летней смены в спортивном лагере. Подозреваю, что кто-то «приделал ему ноги» из-за того, что я зарисовывал и описывал там ещё и всевозможные комбинации бросков, которые применял сам и видел на соревнованиях разного ранга. Горевал я недолго, тогда уже у меня было множество других тетрадей, в которых эта техника дублировалась, а вот память о собственных схватках со временем стала тускнеть.
Из-за дефицита информации, делать записи и зарисовки всего, что меня заинтересовало, прочно вошло в кровь и плоть. Это не раз выручало в ситуациях, когда на тренировках или семинарах видеосъёмка не велась или была категорически запрещена. Если я был в числе занимающихся, то записывал свои впечатления при первом удобном случае, даже сидя в автобусе по пути домой. Если же я был зрителем, то всегда брал с собой специальный блокнот для таких заметок. Однажды, Александр Оснач, тренировки которого (дзюдо, джиу-джитсу и айкидо) я периодически посещал, предложил мне «билет» на семинар Ясунари Китаура, мастера айкидо 7-го дана. «Заниматься там могут только члены Айкикай – улыбаясь сказал Александр – но присутствовать в зале могут все, кого мы посчитаем лояльными». К назначенному часу я был в зале и занял место на трибуне, в непосредственной близости к татами, на котором расположилось около полусотни человек из групп Оснача, Юсупджанова (его коллеги и со-призидента Латвийской Федерации Айкидо) и других латвийских инструкторов. Посмотреть на работу мастера пришёл и Анатолий Иванович Орлов, мы тепло поздоровались и сели рядом. Китаура-сэнсей объяснял действие, подробно останавливаясь на нюансах, потом следовала команда для отработки. Пользуясь рабочим шумом, мы с Орловым вполголоса обсуждали увиденное, а я параллельно «вёл протокол», записывая названия техник и некоторые рекомендации мастера, показавшиеся мне интересными. Семинар длился два дня (30 и 31 августа 2003 года) и состоял из четырёх двухчасовых занятий утром (10-00 – 12-00) и вечером (17-00 – 19-00). Из-за поднятой недавно на форуме темы про «обман в айкидо», решил освежить в памяти те ощущения, отыскал нужный блокнот и кое-что решил предать гласности. Следует сказать, что Китаура-сэнсей говорил по-японски, а переводчиками были студенты, которые айкидо не практиковали (но были одеты в доги с белыми поясами, дабы не вносить диссонанс). Однако, из-за того, что мастер очень хорошо всё «иллюстрировал» телом, повторяя сказанное внятно и по многу раз (а слова не были сложными, наоборот – знакомые термины и глаголы), я взял на себя смелость на собственную интерпретацию.

«Тэнкан» - Связь с Хара, который принимает движение Тори и перенаправляет его энергию. Спина прямая, равновесие, дух находится в Хара. Сила Хара распространяется по всему телу, входит в конечности. Действия выполняются осознанно, руки держатся близко к телу.

«Уширо-дори» - При нападении сзади не нужно смотреть на атаку, необходимо её чувствовать и реагировать правильным образом, используя Хара. Не только в Уширо-вадза, но и в других техниках подбородок немного опущен, шейные позвонки продолжают линию позвоночника. Техника айкидо противоречива – в мягких, на первый взгляд, движениях, заключается жёсткая сила и скрытая мощь, как и в других Будо.

«Моротэ-кататэ-дори» - Тори выполняет захват решительно, с Хара, как будто колет мечом. Укэ так же использует Хара, смещаясь назад и освобождаясь от захвата, опрокидывая Тори на спину (Кокю-нагэ). Тот же принцип используется при защите от тычка кулаком. Одна и та же рука уводит удар Тори и толкает его в подбородок. Хара соединяется с руками. Удар должен наноситься сильно и решительно, в противном случае защита от него так же не будет эффективной. Гибкость и мягкость не означает «слабость».

«Рётэ-дори» - Если при отработке техники партнёры будут сводить её к силовому противоборству, то интерес к Айкидо у них быстро иссякнет. Необходимо добиваться правильного использования техники за счёт соблюдения главных принципов Айкидо, тогда вам не сможет противостоять даже физически очень сильный человек. Изучая новую технику нельзя закрепощать тело излишним напряжением, иначе невозможно почувствовать правильный ритм и течение Ки.

Во время второй утренней тренировки, в паузах между отработкой техники, ко мне мягко подошёл Оснач и тихо произнёс – «Есть возражения!». «Что за возражения?» - не понял я. «Юсупджанов потребовал, чтобы ты перестал делать записи.» - пояснил Оснач. «Может быть мне вообще уйти, чтобы не подсматривать секреты?» - предложил я. «Не нужно. Оставайся, но ничего больше не записывай, пусть он успокоится.» - произнёс Оснач, уходя «в народ». «Вот это номер – выдохнул Орлов – как хорошо у человека желчный пузырь работает!», «Да, в наше время такого дикаря нечасто встретишь» - процитировал я «Гения дзюдо» и демонстративно закрыл блокнот, зашпилив его ручкой. Настроение было испорчено, на вечернюю тренировку я не пошёл, размышляя о том, какие разные по характеру люди практикуют айкидо – Александр Оснач, доброжелательный и открытый, умеющий твёрдо поставить человека на место, ничуть не унижая при этом его достоинство, и Владимир Юсупджанов, идущий на поводу у своих эмоций.
Ещё большей педантичностью к получаемым знаниям отличается мой друг Юрий Кривой. Я стал доверять технике, видя работающую видеокамеру, больше концентрируюсь на собственных ощущениях, а Юрий продолжает записывать то, что показалось ему важным. Прекрасно владея английским, он не доверяет переводчикам, а принимает сказанное без посредников, «от сердца к сердцу». «Учитель не говорит дважды» - гласит мудрость. Многие вещи сэнсей Кеннет Фунакоши повторял и показывал нам из года в год, но кое о чём говорил между делом, не акцентируя на своих словах нашего внимания. Благодаря записям Юрия мы можем решить, так ли «легковесны» были эти мысли:

«Главное в каратэ – это дух. Тот, у кого совершенная техника, но нет духа, в кумитэ проигрывает. Дух воспитывается в процессе тренировок, с помощью самоконтроля, дисциплины и преодоления себя. Это часть каратэ, одна из важнейших его задач.

Во многих странах молодёжь постепенно отходит от традиционных ценностей, поэтому многие семьи приводят детей в школу каратэ, чтобы они усвоили уважение к старшим, самоконтроль и дисциплину. В этом так же основная ценность каратэ-до.

Постановка базовой техники продолжается 10 лет. За эти годы нужно почувствовать участие каждой мышцы в технике, расслабить плечи, тогда придёт скорость. Сначала техника, потом скорость, и наконец, сила – ни в коем случае не наоборот! Не гонитесь за силой, так как это ведёт к плохой технике.

Освоив базовую технику можно позволить себе собственную интерпретацию кумитэ, но кихон и ката остаются неизменными и составляют традицию.

Каратэ нельзя научиться из книг, поэтому слушайтесь во всём вашего сэнсея. То, чему он учит вас – это для вас лучшее. Он передаёт вам свой опыт и традицию. Когда вы сами станете учителями, вы будите учить ваших учеников точно так же, как вас учил ваш сэнсей. Это называется традиционным каратэ.

Важнейшая цель каратэ – совершенствование характера.

«Дисциплина» означает искусство самообучения. Вы должны учиться исправлять себя сами.

Если в первые годы не заложить правильные основы, потом будет очень трудно овладеть продвинутой техникой.

Кроме включения суставов в движение, очень важно взаимодействие внутренних мышц – внутренняя сила. Именно благодаря этому удары в каратэ такие мощные. Но этому нельзя научиться ни за два месяца, ни за полгода, ни за год. Это требует 5 – 10 лет упорных тренировок. Каждый день хотя бы по 10-15 минут. Вы должны тяжело работать, чтобы заслужить высокую степень.

Высокие удары ногами – это нехорошо.

В камаэ не держите руки ни высоко, ни низко. Передняя рука – кулак на высоте плеча, направлен в голову для удара и готов к блоку, дальняя направлена прямо в корпус противника, локоть, кулак и цель находятся на одной линии. Поэтому вам не надо думать – бейте, как только противник приближается на расстояние удара.

В бою вы не должны думать, иначе вам придётся думать о слишком многих вещах. Если глаза видят действие противника, сообщают мозгу, мозг принимает решение и отдаёт приказ рукам, руки действуют – ваш ответ запоздает. Не думайте! Используйте гяку-цки – это самый быстрый удар.

Хлёсткие удары – это более продвинутая техника, чем удары с быстрым кимэ. Они появились с введением соревнований, чтобы можно было контролировать удары. Кроме того, хлёсткие удары быстрее. До соревнований, когда занимались самозащитой, удары цуки не отдёргивались. В ката только уракен и удары ногами хлёсткие. Удары с кимэ и хлёсткие удары – это различная техника, так же как маэ-гери кеагэ и кекоми, например. Вы должны понимать это.

В старину, до соревнований, была самозащита. Тогда ожидали атаки противника, защищались от неё и контратаковали. Поэтому ката, например Хэйан, всегда начинаются с блока.

На соревнованиях тот, кто атакует, всегда побеждает. Не ждите!

У вас может быть самый быстрый и сильный удар, но он будет бесполезен, если вы не достанете противника. В бою вы должны постоянно чувствовать дистанцию. Если дистанция слишком велика, вы не сможете ударить. Дистанция постоянно изменяется. Осторожно сокращайте дистанцию и внезапно атакуйте не убегайте, когда оказываетесь на дистанции удара.
Чтобы достать противника, нужны сильные ноги, поэтому тренируйте низкие стойки. Как в боксе – если ноги устают, удары руками становятся слабыми.

Не выполняйте технику и ката как механический робот. Движения должны быть естественными.

Наряду с ката вы должны изучать самозащиту.

Если на вас напали, ваша первая реакция – убежать. Только если вы загнаны в угол, вы должны драться. Не деритесь только потому, что вы занимаетесь каратэ.

Если на вас напали трое, соберитесь с силой и нанесите один хороший удар (цуки или кэри) по одному из врагов. Если он упадёт, остальные убегут, потому что ни один из них не захочет стать следующим. Они напали на вас потому, что их было трое. Если бы их было двое, они бы не посмели напасть.

На соревнованиях вы должны показать технику и контроль. В реальном бою годится всё, чтобы защитить себя – укусы, удары головой, локтями, коленями, удары в пах и глаза. Главное – не испугаться и не забыть то, чему вас учили.

Не позволяйте вашему сопернику хватать вас, особенно за горло. Есть много опасных удушений.

Не давайте свалить вас на землю. Всегда оставайтесь на ногах.

Не говорите никому, что занимаетесь каратэ. Не показывайте другим то, чему вас учат. Держите это для себя.

Каратэ – это удары руками и ногами. Каратэ-до – это Путь каратэ.

В технике необходимо сочетать силу и скорость.

Сила ударов руками и блоков зависит от бедра, скорость – от локтя. Скорость ударов ногами зависит от колена.

В гяку-цки действуют 6 суставов – лодыжка, колено, бедро, плечо, локоть, запястье, плюс разум (дзаншин). Для хорошего кимэ важно опустить бёдра. Для быстрого удара, возвращающаяся на реверс рука (хикитэ) должно опережать бьющую руку (цукитэ).

Не позволяйте телу командовать разумом. (Глаза открыты, а разум спит).

При отработке продвинутой технике стремитесь не к силе, а к скорости.

В продвинутых ударах ноги и руки приходят в конечное положение одновременно.

Удар с кимэ эффективен, куда бы он ни попал – ломает кости. Хлёсткий удар эффективен в лицо, шею, пах, по точкам – требует точности.

Удар с кимэ при промахе подставляет под удар. Хлёсткий удар позволяет защититься и маневрировать (тай-сабаки). В ударе с кимэ все суставы выпрямляются, живот сильно напряжён. В хлёстком ударе бёдра и рука возвращается за 1 дюйм до контакта, напряжение живота короткое.

Сила и скорость в кидзами-маваши-гери зависит от поворота бёдер, движения в тазобедренном суставе и хлёстком разгибании колена.

Ура-маваши-гери в бою проносной, пяткой, на соревнованиях – фиксированный, подпальчиками.

Идя в атаку нельзя бояться получить удар, подобно тому, как самурай в битве не боялся смерти.

В продвинутой технике важно не только провести свой удар, но и избежать удара противника.

В каратэ важно подвижность мышц. Поэтому люди с гипертрофированной мускулатурой не могут правильно выполнять технику каратэ.

Шобу – поединок самураев – отрубили руку – вадза-ари, отрубили голову – иппон. Шобу означает – один должен умереть. Так же и в Шобу Иппон. Я предпочитаю Шобу-иппон потому что там очень сильная техника.

Шобу-санбон тоже неплохо, но 6 вадза-ари делает технику немного слабой. Это похоже на бокс. Бокс – это хорошо, но там бьются по 12 раундов, одевают перчатки, дерутся на ринге. Бокс – это не самозащита. В настоящей самозащите используется всё: зубы, локти, колени, голова, ноги, броски.

Чтобы постичь каратэ необходимо изучить японскую культуру, самурайский дух, методы развития разума дзэн.

Каратэ в нынешнем виде – продукт японской культуры. Система рангов и этикет соответствует традиции японской культуры: принципы продвижения за выслугу лет, преданность школе и учителю – аналог системы пожизненного найма, традиционные поклоны, уважение к родителям, учителю, старшим и младшим.

Дзэн –не религия, а метод тренировки духа и разума.

Пять ментальных блоков: «Не бояться рисковать, не думать слишком много и долго, не ждать, не колебаться, не быть самоуверенным».

Методы тренировки духа. Не биться «кость в кость», а тренироваться ежедневно, преодолевая себя, совершенствуя свой характер, познавать свои сильные и слабые стороны, избавляться от ментальных блоков. «Знающий других – мудр, знающий себя – просвещён». «Победа заключается в знании себя и своего противника».

«Быть настолько сильным, чтобы отказаться от боя, не убивать и не калечить других, не драться».

Пять принципов Додзё Кун: «Характер, преданность, дух, вежливость, самоконтроль».

Самый лучший способ овладеть ката – повторить её 1000 раз.

Самая важная техника в каратэ не удар ногой или рукой, а поклон.

Кихон – это упражнения для развития тела, а не боевая техника.

В кихон-кумитэ главное – хорошее кимэ. Дистанция не столь важна, тем более, это упражнение, а не реальный бой.

Особенность Нидзюшихо – принцип прибоя. Волна откатывается с песчанного пляжа чтобы вернуться с новой силой. Ширина стойки санчин равна длине голени. Пятка передней ноги и носок дальней на одной линии. Нужно сидеть так низко, чтобы нельзя было пробить кин-гери. В двойных движениях сила вкладывается благодаря работе плеч, мышц спины и груди. Ёко-гери кекоми в Нидзюшихо ввёл Асаи-сэнсей. Только в Нидзюшихо хайшу-укэ выполняется без доворота кисти. Маваши-укэ в конце ката выполнялось коротким движением. Изменение введено JKA для зрелищности в соревнованиях.

Традиционное каратэ в первую очередь существует для отработки техники, самозащиты и совершенствования характера. Прежде всего это философия, и лишь затем соревнования, ибо бесконтактные правила всегда будут субъективными.

Кикбоксинг – это хорошо, но это не каратэ. Там совсем другая техника ног. Лишь в ничтожно малом количестве боёв победу приносит удар ногой – почти всегда за ним следует ближний бой, и нокаут достигается ударами рук. Но в 16-тиунцовых перчатках невозможно наносить удары, как в каратэ – техника неизбежно будет совершенно иной.

В моём представлении главенствуют удары руками, а ноги имеют второстепенное значение.

Удар ногой должен быть сильным и наноситься из устойчивого положения.

В ката должны быть устойчивые позиции, сильное кимэ и хорошая духовная концепция.

Никогда не нужно забывать, что каратэ было создано для самозащиты.

Вы должны делать ката соответствующие вашему уровню. Белый пояс должен делать Хэйан Шодан, а не Хэйан Годан.

Изучайте дзюдо – технику падений, броски, борьбу в партере. Это очень полезно.

Ката в наши дни это прежде всего упражнения для тела и духа.

Чтобы улучшить свои ката и научиться самозащите, необходимо практиковать бункай.

Шотокан – это стиль для интеллектуалов и образованных людей, развивающих не только тело, но разум и дух, и представляющий собой философию, применимую во всех сферах – в работе, учёбе и личной жизни.

Нет ничего хуже для Будо, нежели чем деньги и политика.

В бою не нужно думать, надо полагаться на естественные, отработанные до автоматизма, движения.

Мы не должны допустить, чтобы каратэ занимались только молодые, а ветераны уходили.

Мы не растим чемпионов, мы воспитываем личность с характером.

Я не обещаю сертификат ранга, его нужно заслужить.

Не требуйте уважения, зарабатывайте его.

Согласно учению Бушидо, самурай обнажает меч не для того, чтобы убить или совершить насилие, а для защиты справедливости, то есть узаконенного правопорядка.

Если в тот момент, когда человеку нужно защищаться или наносить удар, его будут отвлекать мысли о возможной смерти, и он будет испытывать страх, его движения будут скованны этим страхом. Он не сможет действовать быстро и решительно. Точно также и в каратэ: если человек будет думать о том, как сильно его могут ударить и какой вред ему могут причинить, вместо того, чтобы сконцентрироваться на действиях противника и своих, он неизбежно потерпит поражение. Поэтому бесстрашие и презрение смерти самураев являлись средством выживания, проявлением прагматизма.»




Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   123 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031