Перейти к содержимому


  




Жёлтые огни.

Автор: Итагаки, 22 Июль 2012 · 959 views

Накануне проведения очередной летней Олимпиады мне вспоминаются события, далёкого уже, 1980-го года, которые сплелись в причудливый клубок. Я закончил девятый класс, июнь провёл в Летнем Отряде Труда и Отдыха Старшеклассников (ЛОТОС), где трудился на прополке полей сахарной свеклы и узнал «почём она, копеечка», а также ещё много чего, что впервые происходит в жизни каждого молодого человека. Почти год в братском Афганистане стабилизировал обстановку Ограниченный Контингент Советских Войск, а целый ряд капстран заявил о своём бойкоте Олимпийских Игр в Москве.
Олимпиада тогда была главным событием, я предвкушал зрелище предстоящих схваток на татами, всей душой желая успеха своему земляку Александру Яцкевичу, ожидая борьбы на гимнастическом помосте, ринге, водных дорожках, словом – везде, где принимали участие советские спортсмены. Неожиданно я открыл для себя ещё один информационный источник – радиоприёмник «ВЭФ», который на коротких волнах ловил «Голос Америки». Каждый вечер в 19-00 после фразы: «Вы слушаете «Голос Америки» из Вашингтона», которую произносили по-русски с заметным акцентом, следовал анонс вечерних новостей. Событием №1, конечно же были Игры в Москве, о которых говорилось между прочим, упирая на то, что советские спортсмены завоюют «львиную долю медалей» в отсутствии главных конкурентов из США и других стран, поддержавших бойкот, о том, что прилавки московских магазинов завалены дефицитными товарами, дабы пустить пыль в глаза зарубежным туристам, что из Москвы вывезли всех школьников .т.д. и т.п. Однако, не забывали и спортивные события – я до сих пор помню имя первого Олимпийского Чемпиона Игр в Москве. Им стал советский борец-классик Жаксылык Ушкемпиров в весовой категории до 48 кг. Почему мне это врезалось в память, я не понимаю до сих пор. Сводка спортивных достижений, услышанная вечером по «Голосу Америки» слово в слово подтверждалась в вечерней программе «Время», так что не верить «вражеским голосам» не было оснований. В очередной раз я включил свой «ВЭФ» и ожидал знакомых позывных, занимаясь своими делами, как вдруг услышал такое, что заставило меня остолбенеть: «В Москве умер известный актёр и бард Владимир Высоцкий» - произнёс голос с противным акцентом. «Не может быть! – подумал я – этого просто не может быть!», усевшись рядом с приёмником, я слушал поток речей зарубежных диссидентов о смерти Высоцкого, с ужасом понимая, что это произошло на самом деле.
Первое моё знакомство с творчеством Владимира Высоцкого случилось, когда мне было лет пять. Папин друг, дядя Толик, придя в гости, принёс магнитофон с записями его песен. Я хорошо воспринимал аудио, любил слушать сказки, выпущенные на грампластинках «Мелодии», поэтому особенно впечатлился его песней про Нечисть. Услышав: «там кикиморы живут, защекочут до икоты и на дно уволокут!», я так испугался, живо представив себе эту картину, что припев «Страшно, аж жуть!» дослушивал уже под столом. Но Высоцкий мне понравился, не смотря на то, что я ещё не мог понять всего, о чём он пел. Магнитофона у нас тогда не было и я попросил отца купить его пластинку. «Нет у него пластинок, Игорёк – ответил папа – не нравятся его песни правительству, да и сидел он…» Не смотря ни на что, отец всю жизнь был уверен, что Высоцкий «сидел», объясняя этим «неопровержимым фактом» его недостаточную востребованность в кино и прочие творческие препоны.
Первая пластинка с песнями Высоцкого, которая попала мне в руки, была из журнала «Кругозор», напечатанная на гибком материале и подшитая на манер страницы. Её следовало аккуратно вытащить и вырезать ножницами, а записаны на ней были песни из кинофильма «Бегство мистера Мак-Кинли». Когда он вышел на экраны, я посмотрел его только из-за этих песен, так и не поняв до конца смысл картины в силу малого возраста.
Отец много рассказывал мне про фильм «Вертикаль», который я тогда ещё не смотрел. И вдруг удача – в телепрограмме на следующую неделю я увидел анонс «Вертикали»! Радовался я недолго, именно в эти дни нам предстояло ехать на неделю в спортивный лагерь – я уже занимался дзюдо. Отец успокоил меня, пообещав переписать на магнитофон все песни из этого фильма и слово сдержал. «Вершина» меня очаровала настолько, что я до сих пор прокручиваю её в голове, когда бегаю кроссы, подгоняя дыхание под её ритм. Особенно она помогала мне на сборах зимой, когда мы бегали по заснеженному лесу и на пробежках в Калнгале, во время первых тренировок каратэ, где нам устраивали «тест на выживание».
Но по настоящему я открыл для себя Высоцкого, когда в 1978-м году мой друг Валерка Калмыков дал мне послушать целую бобину с его песнями, записанную на одном из концертов. Весь час, каждая песня была шедевром – «Честь шахматной короны», «Охота на волков», «Ой, где был я вчера», «Милицейский протокол», «Смотрины», «Загранкомандировка»… Конечно же, я переписал их себе, отец крутил эту бобину часами и это ни у кого не вызывало неудовольства. По своим каналам достать новые записи Высоцкого мне не удавалось. Мои друзья больше увлекались зарубежной попсой и роком, Высоцкий интересовал старшее поколение, в круг его почитателей и коллекционеров записей войти тогда было непросто. Изредка удавалось купить маленькие пластинки с его песнями – «Москва-Одесса», «Скалолазка», «Чёрное золото», но чего-то в них не хватало. Исключения были – «Кони привередливые», «Лирическая», «Надежда».
Подоспели два новых фильма с его участием – «Маленькие трагедии» и «Место встречи изменить нельзя». Игра Высоцкого завораживала, мы поверили, что вот сейчас всё и начнётся – новые роли, новые песни… Но, голос с нерусскими интонациями, говорил мне, что уже ничего этого не будет.
Каждый вечер «Голос Америки» передавал передачи о Высоцком, его песни, воспоминания его друзей. Я не отлипал от приёмника, держа наготове микрофон, через который переписывал песни, которые слышал впервые. Эта бобина ещё долго служила мне верой и правдой, воспроизводя голос Высоцкого, пробивающийся сквозь свист «глушилок» и радиопомех. Его песни запоминались сами собой, звуча в моей голове всякий раз, когда я мысленно «врубал маг», добираясь через весь город на троллейбусе или автобусе в зал на тренировку – запрещённый певец сопровождал меня на запрещённое каратэ. В его песнях я находил ответы на актуальные для меня вопросы, он стал старшим товарищем, учителем, помогая переносить невзгоды, разделяя радости.
Не раз он реально помогал. Как-то на соревнованиях по дзюдо я вышел в финал, где мне предстояло бороться с сильным противником из «Динамо». Нам дали минуту на отдых, он подошёл и сказал – «Я сильнее, я у тебя всё-равно выиграю, так что лучше не рыпайся!» и гордо ушёл на свой край татами. Мне это чемпионство тогда уже было не нужно, я всерьёз увлёкся каратэ, но его слова меня взбесили – сдаваться я не собирался. Мы ходили каждый по своей кромке, поглядывая друг на друга. Я понял, что он специально провёл «психическую атаку» так как боится проиграть. «Нужно успокоиться – решил я – не стоит психовать, он сам меня боится», я стал петь «про себя» «ой вы мускулы стальныя, пальцы цепкие мои!», улыбаясь до ушей. Судья вызвал нас на центр, схватка началась. Мой противник (фамилию уже и не вспомню) попытался навязать грубую силовую борьбу, но я агрессивно пресёк эти попытки, срывая его захваты и беря свои. Он подвернулся на подсад голенью (Ханэ-гоши), но я в темп этого движения сместился к нему и выбил ноги вверх, вырвав его на уровень своей головы и сбросив вниз – «Иппон!». Это был Уширо-гоши, бросок, который я отрабатывал всего пару раз. Как моё тело среагировало, как он у меня вышел – за гранью моего понимания, но это было именно так.
Лет 15 спустя я увидел аналогичную ситуацию в фильме "Закусочная на колёсах", когда Джеки Чан дрался с Бенни Уркидесом. Получив очередной удар, Джеки сел на стул и произнёс - "Надо успокоиться!", после чего у него всё стало получаться. Я моментально "перенёсся" в зал "Даугавы", где проходили соревнования и был уверен, что Джеки тоже спел себе пару куплетов из "Шахматной короны".
Его поддержка хорошо ощущалась в армии, я по старой привычке включал «внутреннюю трансляцию» и переносился в свой мир, откуда меня не смог бы достать даже Министр Обороны. Однажды, разговорившись с сослуживцем, казахом Даукеновым, узнал о его интересе к Высоцкому и предложил написать тексты песен, которые помню. Даукенов принёс мне чистую записную книжку, которая вместила песен 60 и оборвалась внезапно – последние строчки я дописывал уже на форзаце. Для этого мне понадобилось всего одно ночное дежурство, утром Даукенов зашёл ко мне в кабину связи со своим другом казахским немцем Саней Гартом. «Откуда ты всё это переписал» - поинтересовался Саня, «Из головы» - признался я. Саня отказывался верить, тогда я дал ему книжку и попросил наобум читать любую строчку, а я продолжал песню дальше. Я стал свидетелем явления «глаза на лоб повылазили» - так он был удивлён, хотя что в этом удивительного?
В армии, в 1983-м году, я увидел фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», где прозвучал целый цикл баллад Высоцкого. Фильм не помню совсем, не смотря на то, что когда-то запоем прочитал книгу Вальтера Скотта и любил «рыцарские» фильмы, а вот каждая из баллад пробивала насквозь, я слушал их, изображая Бахчисарайский фонтан. Позже я узнал, что эти песни Высоцкий написал для фильма «Стрелы Робин Гуда» (который снимали на Рижской киностудии), но по каким-то причинам тогда они в фильм не вошли. У меня было ощущение, что фильм про Айвенго состряпали наспех только для того, чтобы первыми пристроить эти песни, оставшиеся «бесхозными». Потом, несколько лет спустя, по телевизору показали первую копию «Стрел», в которой были вмонтированы песни Высоцкого. Там они не казались «чужеродными», а точно «легли в строку».
Высоцкий прожил яркую жизнь, оставив достойное наследие. Тадеуш Касьянов писал, что Высоцкий хотел написать песню о каратэ. Наверное, это была бы очень хорошая песня, под стать «Канатоходцу» или «Горизонту». Для меня же, практически каждое его творение – руководство к действию, его взгляд на жизненную ситуацию. Надеюсь, не только для меня.






Спасибо!
Владимир Семенович - он как Пушкин, "наше все". Я на работе часто его цитирую подчиненным, в основном "Дорогая передача...". "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков..." Опубликованное фото
А меня срубили две фразы - "Мы на том собаку съели, если повар нам не врёт" и "Папы, что сказали эти кандидаты в доктора?" :D
Можно часами предаваться перекрестному цитированию и балдеть от этого Опубликованное фото
Я всегда с огромным интересом читаю Ваш блог.Обычно не комментирую и не высказываюсь. Испытал сейчас чувство родства и сопричастности. Сейчас, когда люди практически перестали читать правильные книги,стихи, каждый оставшийся с пониманием величия этого поэта-повод для оптимизма :rolleyes:
Мимо такой личности равнодушно пройти невозможно. Каждый нормальный человек рано или поздно услышит в наследии Высоцкого то, что было написано именно для него.
Для полноты картины о фильме "Стрелы Робин Гуда" считаю необходимым вставить ролик с песней Раймонда Паулса на слова Льва Прозоровского, которая вошла в окончательный вариант картины, запущенной в прокат в 1976 году.



Именно этот вариант я и увидел впервые, не подозревая о всех перепитиях закулисной возни. Смотрел фильм раз 10, восхищаясь сюжетом, постановкой, актёрской игрой - мне было 12 лет. Много позже я узнал о том, что Б. Хмельницкий отказался озвучивать роль из-за того, что из фильма убрали песни его друга, услышал их и понял этот поступок.
Всё уже было в этой жизни, более века назад про это писал М. Лермонтов на смерть Пушкина:
" А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!"
Наверное, это громкие и высокопарные слова, но мой отец, когда узнал о смерти своего ровесника Высоцкого, плакал, как ребёнок, говоря: "Лучше бы я вместо него умер, сколько он ещё песен мог бы написать!"

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56 7 891011
12131415161718
19202122232425
262728293031