Перейти к содержимому


  




Восточные боевые искусства - размышления.

Автор: Итагаки, 14 Июнь 2012 · 1 332 views

Под этим термином, появившимся в конце 70-х годов, подразумевают все боевые системы, родиной которых являются страны Дальнего Востока – Китай, Япония, Корея, Таиланд, Вьетнам и т.п.. Эти системы можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные (хотя мне не встречались школы, именовавшие себя «нетрадиционное восточное единоборство»). Следуя логике, можно предположить – раз есть «традиционные» боевые искусства,значит должны быть и «нетрадиционные». Рискну взять на себя смелость и сформулирую определение термина «традиционное боевое искусство»: это система боевой подготовки, которая передаётся из поколения в поколение достаточно долгое время (не менее века), не изменяя своим основополагающим принципам, систематически проверяя в реальных делах эффективность своих навыков. Нетрадиционное боевое искусство: боевая система, арсенал и тактика которой был собран одним человеком или группой лиц сравнительно недавно (менее ста лет назад), и включает в себя модернизированную технику какой-либо одной или нескольких традиционных систем, которая (по мнению создателя-составителя) наиболее эффективна в нынешнее время.
О зарождении традиционных боевых искусств сложено множество легенд, которые передавались из уст в уста от учителей своим ученикам. Во все времена между школами и стилями существовала гласная или негласная конкуренция, но из-за того, что явные «аутсайдеры» в эту борьбу не вступали, пальма первенства переходила из рук в руки – за многие годы методика подготовки классных бойцов сформировалась повсеместно. Для того, чтобы прославить свою школу, её последователи во главе с «патриархом» создавали красочные рассказы про историю её создания, про легендарных людей, которые якобы впервые продемонстрировали эту систему своим ученикам. Когда говорят, что какое-либо единоборство уходит своими истоками на несколько тысячелетий назад, то в это трудно поверить. Тем более, что документов, подтверждающих эти утверждения, найти невозможно.
Для примера можно взять китайское ушу: по легенде Шаолинь-сы цюань-шу (один из множества стилей ушу, означающий «Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса») зародился в 520 году, когда в монастырь Шаолинь из Индии пришёл странствующий монах Бодхидхарма (Дарума). Вместе с буддизмом он принёс местным монахам систему гимнастических упражнений, которые трансформировались в боевое искусство. Эта история даёт возможность различным аналитикам утверждать, что ещё раньше эта система развивалась в Индии, раз индус Бодхидхарма мог пешком пройти такое огромное расстояние по дорогам, кишашим разбойниками и дикими зверями.
Другому известному человеку, медику Хуа То (190 – 265 г.г.) приписывают создание лечебной гимнастики, названной «Игры пяти зверей», которая имитировала движения журавля, тигра, обезьяны, медведя и оленя. Предполагается, что она дала толчок к развитию различных «звериных» стилей ушу.
Знаменитый китайский полководец Юэ Фэй (1103-1142) считается изобретателем ударов «рука-меч» и «рука-копьё». Якобы он учил своих солдат, если они окажутся без оружия на поле битвы, использовать свои руки как копья и мечи, продолжая крушить врага. Здесь прослеживается параллель с советом Брюса Ли: «Если ты не можешь ударить врага из-за того, что он контролирует твои ноги и руки – укуси его!». Ну а нам приходят на ум слова – смелого пуля боится, смелого штык не берёт!
Все эти люди достойны того, чтобы верить их словам, или в то, что за них было сказано другими. Так или иначе, с чего-то всё началось. Я считаю, что про это думал Владимир Высоцкий, когда писал Свою «Балладу о времени»:

И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель - всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна -
И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне, присно, во веки веков, старина,-
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!

Сейчас не все люди задумываются над тем, как и почему возникали системы боевых искусств, поэтому необходимо сначала прояснить этот вопрос. В наше время боевые искусства, в том или ином виде, используются в армии, полиции (милиции и других силовых структурах), а также востребованы как спорт. Для удобства их классифицируют как различные разделы, которые сейчас воспринимаются как самостоятельные виды единоборств – с упором на технику борцовскую, ударную, с применением различных видов холодного оружия и т. п. Но с самого начала, вероятно, такие разделения отсутствовали, была одна универсальная система подготовки воина, которая включала в себя все перечисленные составляющие. Человек, принадлежащий к воинскому сословию, уже с детства начинал постигать все эти техники для того, чтобы к совершеннолетию стать готовым профессионалом. Сам уклад жизни диктовал необходимость создания школ, которые обучали традиционным воинским искусствам.






Уточнение: "Шаолинь сы" правильно переводится как "Монастырь в лесу на горе Шаошишань". Приведённый вами вариант расшифровки популярен в русскоязычной литературе, но он неправилен, его написал тот, кто знал китайский язык и перевёл название поиероглифно, будучи не в курсе, что "Шао" - это первый иероглиф названия горы и потому переводиться не должен.
Большое спасибо, уважаемый Станислав! Учту на будущее. Не будучи хорошо знаком с тонкостями китайского языка, "перевод" взял именно из русскоязычной литературы, впрочем, как и другие данные :)
Всегда интересно Вас читать. А за песню-отдельное спасибо. Как многогранен Высоцкий-практически к любой теме есть замечательные стихи

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5 67891011
12131415161718
19202122232425
262728293031