Перейти к содержимому


  




Важнейшее из искусств. Часть пятая.

Автор: Итагаки, 05 Апрель 2012 · 980 views

Кроме Тосиро Мифунэ, на меня сильно повлияло творчество ещё одного японского киноартиста – Сонни Чиба. В СССР самым известным фильмом с его участием был «Обречённый на одиночество», который вышел в широкий кинопрокат в конце 80-х годов прошлого века и послужил сигналом того, что запрет на каратэ в Союзе более не действует. С этим фильмом также связана одна история, растянувшаяся на годы...
Услышал я про «обречённого» ещё в 1978-м году от Игоря Врублевского. До этого он рассказывал мне про подвиги великого Масутацу Ояма, а однажды зашёл ко мне, освещая себе дорогу горящими глазами, совсем как локомотив с прожектором. «Игорь – с порога произнёс он – нам показывали фильм про Ояму!». Следущие полчаса он, в красках и лицах, пересказал содержание фильма, который тогда назывался «Поединок», так, что у меня создалось ощущение, будто бы я просмотрел его вместе с ним. Нужно ли говорить, что мы безоговорочно верили, что фильм снят на реально происходивших историях, что всё так и было на самом деле? Основатель Кёкушинкай стал легендой ещё при жизни, многие факты его биографии были приукрашены, а основой для фильма, якобы, послужил комикс. Не знаю, что именно изо всего этого является правдой, а что – вымыслом, только в СССР тогда появился ещё один комикс – оригинальный и единственный.
Мой хороший товарищ, Валерка Калмыков, занимавшийся со мной дзюдо, а потом и каратэ, владел настоящим талантом художника. Нигде этому не учившись, он великолепно рисовал «в одно касание» - шариковой ручкой и сразу «набело». Это и стало причиной нашего знакомства – я увидел его тетрадки с приёмами различных видов борьбы, нарисованные чернильной ручкой! Вначале я подумал, что он их откуда-то срисовывал, но по моей просьбе он тут же изобразил несколько фаз броска через спину (сэои-нагэ), и все мои сомнения отпали. Он легко мог бы иллюстрировать книги, из-под его «пера» выходили очень живописные рисунки с пропорциональными фигурами людей и животных, передающие различные настроения. Если же он хотел вырисовать что-то особенно тщательно и брался за карандаш и ластик, то получался настоящий шедевр! Масутацу Ояма был Валеркиным кумиром, а услышав от меня пересказ художественного фильма, он купил специальный альбом и зарисовал весь сюжет. Так «Поединок» опять превратился в комикс (хотя в то время мы такого слова ещё не знали). Несмотря на то, что всё было нарисовано простым карандашом, альбом получился очень красочным. Я даже показал его Врублевскому, который, внимательно перелистав его, изрёк – «Ну вы и фанаты!».
Через пару лет в наш обиход стали входить подпольные видеосеансы, на которых, заплатив пять рублей, можно было посмотреть какой-либо «каратистский» фильм. Обычно, конспиративно собравшись на квартире у абсолютно незнакомого хозяина, мы смотрели по два фильма из тех, которые предлагали нам на выбор. Так я увидел «Выход дракона» с Брюсом Ли и «Тайные соперники» с корейскими мастерами таеквондо (на мой взгляд, одни из лучших фильмов о Будо), но «Поединок» мне тогда так и не попался. В фильме «Курьер» Карена Шахназарова я увидел фрагменты боевика, в котором сразу опознал «киноОяму» - рассказы Игоря и рисунки Валерки сделали своё дело! Долгожданный просмотр случился в конце 80-х годов, в кинотеатре, где фильм назывался «Обречённый на одиночество». Первый сюрприз ожидал меня ещё во время титров – там значилось, что фильм был дублирован на студии «Союзмультфильм» в 1980-м году, то есть чуть ли не за 10 лет до проката! Очевидно, что фильм приобрели, переозвучили, но показывать не стали из-за подоспевшего ограничения, а затем и запрета на каратэ в СССР. Как и «Гений дзюдо», «Обречённый на одиночество» был знаком мне чуть ли дословно, поэтому меня периодически озадачивали «провалы» в некоторых батальных сценах, так красочно описанных Игорем. У меня не осталось сомнений, что вместе с дубляжём, над фильмом поработали и ножницы цензоров, вырезав наиболее кровавые моменты. Зал был переполнен зрителями, если бы фильм не положили на полку, то лидером проката 1980-го года явно были бы не «пресные» «Пираты ХХ-го века»...
Исполнитель главной роли, Сонни Чиба, обращал на себя внимание интересной игрой и неплохой техникой каратэ, бросалось в глаза также и то, что на него явно повлиял кинообраз Брюса Ли. Похожую роль он сыграл в серии фильмов про «уличного бойца», которые так полюбились Квентину Тарантино. Там вдоволь хватало того, что «вырезали» из «Обречённого на одиночество» - вырванные руками внутренности, выбитые глаза и реки крови. Через несколько минут просмотра это вызывало уже не содрогание, а улыбку – из-за явной бутафории и наигранности.
Как актёр, Сонни Чиба обратил на себя моё внимание в фильмах «Провал во времени» и «Тень шогуна», которые так же демонстрировались в кинотеатрах ещё в бытность СССР. «Провал во времени» шёл в Риге в рамках какого-то кинофестиваля и билетов на него было просто не достать. Посмотрел я его много позже на видео, но ощущения это не испортило. В результате катаклизма, во время учений, подразделение японских Сил Самообороны оказалось в средневековье, во времени междуусобицы кланов Такеда и Уэсуги. Сонни Чиба, играющий офицера, решает поддержать Уэсуги, который пообещал ему власть над страной, и ввязался в войну, потеряв почти всех своих подчинённых и технику. Битва самураев Такеда против танка и вертолёта, а также вооружённых автоматами и гранатами солдат снята мастерски. Прежде всего поражает дух, с которым воины, презирая собственную неминуемую погибель, штурмовали своих потомков. В итоге, пересев на коня и подобрав меч, лук и стрелы, Чиба прорвался к ставке Такеды и скрестил с ним клинки. В этой дуэли Такеда одерживал верх, но коварный Чиба смог выстрелить в него из пистолета и обезглавить. В лагерь Уэсуги вернулась лишь горстка солдат, которых решено было уничтожить – Уэсуги просто использовал из в своей игре. Поняв, что его обманули, Чиба вызвал его на поединок, но Уэсуги хладнокровно застрелил его из подаренного карабина, воздав потом последние почести. После просмотра фильма, у меня возникло ощущение, что авторы хотели сказать – будь у современных японцев «старый самурайский дух», одолеть их не смог бы никто...
В «Тени шогуна» Чиба играет главного противника положительного героя, который сопровождает малолетнего сына в столицу. На перехват маленького отряда самураев посланы значительные силы, которыми командует Чиба. В кульминации фильма отряд даёт последний бой и почти полностью погибает, но мальчуган , сопровождаемый телохранителями, выскальзывает из западни и остаётся в живых. Герой Сонни Чиба достойно умирает от меча предводителя телохранителей. В фильме множество великолепных батальных сцен, он получил приз за спецэффекты на престижном международном кинофестивале и я искренне присоединяюсь к этой оценке, множество раз пересмотрев его «на одном дыхании».
Тарантино снял Чиба в своём «Убить Билла» в роли кузнеца, таким образом засвидетельствовав свою признательность и восхищение. Достойный пример, на мой взгляд.

"Провал во времени"



"Тень шогуна"






спасибо большое. отлично написано!
Я смотрел "Обречённый на одиночество" в видеосалоне в конце 80-х. Ещё пацаном. Только под каким то другим названием , возможно как раз "Поединоком" он и был. Тогда казалось , что у Чибы такая техника... закачаешься. Впечатление это хранилось до позапрошлого года , когда я скачал и посмотрел этот фильм снова. Впечатление развеялось , но фильм этот я всё ещё пересматриваю . Дух детства для меня в этом фильме, дух тайны... ведь мы тогда мало что понимали в карате, в рукопашке вообще. Почти каждый фильм как откровение.
Новая версия этой истории , под названием "Воин ветра" или "Боец на ветру" в техническом плане мне нравится больше,она более динамична , но там меньше событий , да и главного героя зовут не Масутацу Ояма , а Чой Бай Дала (вроде как корейское имя Оямы).
...уже стало хорошей традицией - читается легко и "вкусно", спасибо!)
Благодарю, друзья!
По-моему, "Обречённый на одиночество" продолжает традицию "Гения дзюдо" - занятие Будо помогает главному герою достойно выходить из различных жизненных коллизий. В этом же ряду стоит фильм "Сила айкидо" про Морихея Уэсибу, в котором так же снялся Чиба.

Тогда казалось , что у Чибы такая техника... закачаешься. Впечатление это хранилось до позапрошлого года , когда я скачал и посмотрел этот фильм снова. Впечатление развеялось , но фильм этот я всё ещё пересматриваю . Дух детства для меня в этом фильме, дух тайны... ведь мы тогда мало что понимали в карате, в рукопашке вообще.

На момент съемок фильма Чиба был второй дан каратэ-Киокушинкай
Сони Чиба: каратэ Киокушинкай (2 дан), каратэ Годзю-рю (2 дан), Сёриндзи-кэмпо (1 дан), дзюдо (2 дан), кэндо (1 дан), ниндзюцу (4 дан) и др. Занимался 5 лет под руководством Оямы Масутацу (Киокушинкай) и несколько лет под руководством Кунибы Сёго (Сэйсинкай каратэ и Госин-будо).
А у Элвиса седьмой дан. Он круче.
Такими актёрами и людьми, какими являются Сонни Чиба и Тосиро Мифунэ, можно искренне восхищаться. Да и Элвис Пресли заслуживает неменьшего уважения. Каждый из них сделал очень много в своей сфере и является Профессионалом с большой буквы.
В моих речах не найти и тени неуважения к этим господам - Сонни Чибе и Элвису Пресли, а тем более к Тосиро Мифунэ. Фильмы с первым я смотрю и пересматриваю. Музыку второго очень люблю и считаю ,что он действительно "Король". Я лишь выразил сомнение в том , что техника Чибы хороша. Я не верю , что у него реальный дан по Кёкусин , заработаный в боях. Вероятно у него почётный дан ? А может быть тогда Кёкусин выглядел несколько по иному?
Я и не думал искать в Ваших речах крамолу, уважаемый hatchet.
То, что 7 дан у замечательного певца Элвиса Пресли, почётный, не вызывает никаких сомнений и никак не принижает его значимость.
Я не уверен, что у Чиба почётный дан Кёкушинкай, скорее всего, он его честно заработал. Обилие высоких рангов в различных единоборствах у Чиба не может быть почётными, это говорит только о том, что актёр продолжает работать над собой.
В своё время Ояма присвоил высокий дан Блюмингу, дабы он стал самым титулованным неяпонцем в Европе и укрепил там позиции Кёкушинкай. Если бы он преследовал подобные цели с Сонни Чиба, то присвоил бы ему более высокий ранг. Нидан - это лишь второй, почти "начальный" уровень.
В те времена у самого Оямы был "всего лишь" шестой дан в его же школе(если мне не изменяет память), то есть шестой дан был высшим на тот момент. Стало быть, при начличии всего шести мастерских степеней вес каждого дана вырастает , по отношению к десятидановой системе и нидан Чибы не "всего лишь" второй дан и "начальный" уровень , а второй дан Кекусинкай каратэ-до из шести возможных , что гораздо весомее второго дана сейчас .
Вероятно, так и было. Но почему вы думаете, что Сони Чиба был не в состоянии выполнить экзаменационные требования? Не у всех мастеров второго дана того времени была виртуозная техника в нашем современном понимании.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031