Перейти к содержимому


  




Важнейшее из искусств. Часть четвёртая.

Автор: Итагаки, 24 Март 2012 · 708 views

Сейчас уже трудно вспомнить, когда я впервые увидел, что такое каратэ. Но это случилось до того, как я начал его изучать, видимо году в 76-77-м. Хорошо помню некоторые сюжеты в телепередаче «Международная панорама» - один раз там показали отрывки художественных фильмов, «рассказывающих о похождениях мастеров кунфу», наряду с виртуозными ударами в драках, там демонстрировали трюк, когда мастер легко забирался на крышу двухэтажного дома, подпрыгивая вверх и упираясь ногами в стенки стоящих рядом домов; в другой раз, в репортаже о синдикате «Мацусита Дэнки», сняли часть тренировки детской группы Шоринджи Кэмпо, которую вёл сам Мацусита-сан в тренировочном костюме, обутый в белые кроссовки. На фоне ребят, одетых в ги и чётко отрабатывающих сложные комбинации кихон, он выглядел карикатурно, неуклюже поднимая полусогнутые ноги.
Начав заниматься дзюдо и впитывая всю, попадающуюся мне информацию, я стал классифицировать то, что раньше представлялось «непролазными джунглями». Я обращал более тщательное внимание на актёров, демонстрирующих «приёмчики» в фильмах, на то, как и что именно они делают. Очень скоро наступило разочарование – я полагал, что в кино снимают настоящих мастеров, или актёров, хорошо освоивших технику, но увы, сплошь и рядом были дилетанты. Этот контраст был особенно заметен, когда удавалось увидеть действительно профессионально снятые «боевые эпизоды».
Тогда каратэ стало «модой» - с появлением первых групп занимающихся, про каратэ стали писать в газетах, журналах, включать сюжеты в документальные и художественные фильмы. И если в периодике и документалистике соблюдалось какая-то объективность, то в отечественных художественных фильмах каратистов (или тех, кто выдавал себя за таковых) представляли недотёпами, издающими нелепые звуки, замысловато двигающие руками и тщетно старающимися разбить ударами доски или кирпичи – это считалось смешным и должно было внести некий колорит в картину.
В 1978-м году мой товарищ Игорь Врублевский попал в первую официальную группу каратэ, которую тренировал Сергей Травин – руководитель латвийского филиала школы Сэн Э. Игорь был самыл юным каратистом, фактически «сыном полка» – в свои 14-ть лет он занимался с взрослыми дядьками, взявшими его под свою опёку. Благодаря ему, ручейки информации о каратэ превратились в полноводную реку. Если мне что-то было неясно, то стоило только сформулировать вопрос и задать его Игорю, как я тут же получал квалифицированный ответ. Если же он чего-то не знал, то нёс вопрос дальше, в свою группу, где ответ ВСЕГДА находился в самые короткие сроки. Помню казус, связанный со знаменитым Брюсом Ли – у младшего брата Александра Яцкевича, своего одноклассника, я приобрёл рекламный журнал, выпущенный к очередному чемпионату Мира по дзюдо. Кроме всего прочего, там было несколько плакатов с изображением мускулистого дядьки, под которыми красовались надписи: «Bruce Lee – King of Kung-Fu». Кто такой Брюс Ли, никто из моих одноклассников не знал, поэтому мы решили, что это реклама джинсов «Lee» (брюки Lee), в которой снялся какой-то «король кунфу». Когда я показал эти плакаты Игорю с комментариями про рекламу джинсов, он хохотал до упаду: «Это же Брюс Ли – между приступами хохота выдавливал он из себя слова – самый известный мастер, знаменитый актёр! Ну ты даёшь, брюки Ли!».
От Игоря я узнавал о передачах на рижском телевидении, в которых шли сюжеты «о Школе», я даже имел возможность несколько раз посмотреть на их тренировки, которые сильно отличались от тренировок дзюдо. Однажды Игорь рассказал о фильме, в котором принимали участие московские инструктора Центральной Школы Каратэ во главе с Тадеушем Касьяновым, который назывался «В зоне особого внимания». Этот фильм ещё не вышел в широкий прокат, но старшая группа, куда входил и Игорь, получила возможность его посмотреть. Под впечатлением от увиденного, Игорь подробно пересказал мне сюжет фильма, особенно тщательно описывая эпизоды рукопашных схваток, показывая мне «приёмчики» и восторженно приговаривая – «Мы же это всё учим!». Некоторое время спустя я и сам получил возможность оценить, насколько точно он запомнил повороты сюжета, а в финальной драке прапорщика Волонтира с уголовниками особенно ожидал «Ёко-гери в горло», боясь проморгать этот момент. Увиденное мне понравилось, ещё раньше я обратил внимание на десантников и морских пехотинцев именно из-за подобных фильмов, первым из которых был «Про Витю, про Машу и про морскую пехоту», где сын офицера, маленький Витя, владея приёмами самбо, разбросал своих великовозрастных обидчиков. На тот период снимали множество военно-патриотических картин, из которых к «теме» относятся «Ответный ход» и «Одиночное плавание».
Ещё одним фильмом, который «рекламировал» Игорь ещё до его выхода в прокат, был легендарный «Пираты ХХ-го века». Сейчас уже трудно установить, смотрел его Игорь сам или рассказывал с чужих слов, но рассказы впечатляли. Если раньше Т. Касьянов снимался дублёром, то здесь он играл роль боцмана и блистал отточенной техникой чуть ли не как знаменитый Брюс Ли. Я еле дождался премьеры и, спустя полгода после «анонса», занял место в зрительном зале. Начало интриговало – в открытом море, на палубе судна Касьянов крутил нунчаки и крушил доски. Всё шло, как и описывал Игорь, подобрали полуживого Нигматулина, который нокаутировал Ерёменко и зарубил радиста. Пираты пошли на абордаж – здесь должно было начаться самое интересное, но как-то невразумительно оборвалось и скомкалось. Я сидел, ничего не понимая, всё пошло не так, Игорь говорил совсем про другое. Далее разочарования только нарастали, то есть сюжет фильма не изменился и зло было побеждено, но саму «технологию победы» урезали до неузнаваемости (насколько я мог понять это, сравнивая рассказ с самим фильмом). Финальные титры подтвердили – надеяться больше не на что... В тот же день я встретился с Игорем, который был возмущён не меньше, чем я. Оказалось, что для проката фильм пришлось перемонтировать и все батальные сцены, ради которых снимались Касьянов и другие каратисты, в фильм не попали. Больше я этот фильм не смотрел никогда, принципиально...
Фильм, в котором была достойно показана техника боя я всё же посмотрел ещё до появления подпольных видеосеансов, это был тайский «Тигры» появляются ночью», в котором была показана борьба тайцев с японскими оккупантами во время Второй Мировой Войны. Из отечественных можно отметить «Не бойся, я с тобой» и «Непобедимый». Первый показывали по телевизору, не будучи поклонником песенного творчесва Полата Бюль-Бюль Оглы, фильм смотрел «вполглаза», как вдруг меня привлекла сцена драки Дурова с уголовником и все последующие развития интриги. Это было необычно и свежо, на следующий день мы только про фильм и говорили, обсуждая увиденное. Второй шёл в кинопрокате, посмотрел я его перед самой службой. Все мои знакомые, которые видели «Гения дзюдо» в один голос говорили о том, что очень многое было позаимствовано «оттуда», в чём я позже и убедился. Не смотря на это, фильм был интересным, сюжет увлекал, а Ростоцкий достойно играл главного героя. Каким-то чудом тогда я не посмотрел индийский «Танцор диско», где главный герой пытался изобразить Брюса Ли. Увидел я его лет десять назад, совершенно случайно, и стоит признать – для своего времени он был совсем неплох.
Другими словами, и за «железным занавесом» было достаточно информации для тех, кто умел её «отфильтровывать». Видимо, увлечённых людей было больше, иначе как объяснить ситуацию, когда при нынешнем изобилии группы занимающихся сильно поредели. Но с другой стороны, потеряв в количестве мы выигрываем в качестве. Думаю, что всё развивается так, как было нужно – волна интереса, подняв пену и муть с самого дна, потеряла свой разбег и нашла своё русло, по которому спокойно следует дальше, прокладывая путь на поверхности времени и увлекая за собой неравнодушных.








Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   123 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031