Перейти к содержимому


  




Важнейшее из искусств. Часть первая.

Автор: Итагаки, 10 Март 2012 · 597 просмотров

Не даром говорят – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»! Я тоже приобщился к японским боевым традициям тогда, когда смог их увидеть, то есть через кино. В пору моего детства кино было наиглавнейшим развлечением, мы предпочитали фильмы приключенческие – про рыцарей, индейцев, разведчиков. Особенно интересный фильм мы смотрели по многу раз, благо билеты стоили сущие копейки – в прямом и переносном смысле.
Рядом с домом и школой, в которой я учился первые семь классов, был кинотеатр «Блазма» (Сияние), куда я ходил лет с пяти. Там же проводились торжественные школьные мероприятия – сборы пионерской дружины, встречи с ветеранами, просмотры патриотических лент, устраивались кинолектории, то есть просмотры специальных школьных программ по различным предметам. Другими словами, «Блазма» была моим вторым домом и если мне было скучно, я брал 10 копеек и шёл смотреть то, что предлагала эта «фабрика грёз».
Дорога из школы домой шла мимо рекламного щита с репертуаром фильмов на всю неделю, а «гвоздь программы», то есть фильм, который демонстрировался на вечерних сеансах, красовался на огромной афише, которую было видно издалека. Таким образом, идя в школу в понедельник, я уже был в курсе событий и прикидывал, что мне стоит посмотреть. Но фильм, перевернувший всю мою дальнейшую жизнь, поначалу меня никак не привлёк – не зная чем занять свободное время, я подошёл к кассам и увидел афишу, на которой были нарисованы всадники с луками и копьями, облачённые в непонятные одежды, а на голове у одного из них был шлем с огромными чёрными рогами. Название «Знамёна самураев» ничего мне не сказало. Я подумал, что «самураи» - это название племени индейцев, как апачи, могикане или делавары и решил посмотреть, что у них там за знамёна такие.
Мне было 11 лет, и я никак не связывал самураев с Японией, но увидев иероглифы в начальных титрах фильма, вспомнил строчку из песни о трёх танкистах: «..и летели наземь самураи под напором стали и огня!», стал понимать – фильм совсем не про индейцев. Нельзя не сказать про голос Ефима Копеляна, дублирующего главного героя – он меня сразу же заворожил ещё и тем, что великий советский артист тщательно подражал интонациям великого японского артиста Тосиро Мифунэ. Мой дед, воевавший на Дальнем Востоке, рассказывал кое-что о японцах, об их традициях и вот неожиданно я увидел всё без лишней мишуры.
Фильм повествовал о войне между кланами Такеды и Уэсуги и о роли советника Такеды Шингена Ямамото Канскэ, которого и озвучивал Копелян. Дворцовые интриги сменялись кадрами жестоких сражений с топотом копыт, свистом стрел и лязгом мечей. Я видел отрубленные головы и воинов, совершивших сеппуку (харакири), видел жестокость битв и решительность бойцов. Чего стоит один клич Канскэ перед решительным сражением, брошенный войскам: «Наша цель – голова Уэсуги!». Я сидел, вжавшись в кресло, а мимо меня шли в наступление отряды ашигару, скакали кони, валились убитые и раненые.
В финале фильма, ожидая подкрепления, Канскэ сам вступил в рукопашную схватку. Этот старый воин был хром и частично слеп на один глаз, однако никто из врагов не смог одолеть его. Используя свой рогатый шлем вместо щита (это именно он был изображён на афише!), Канскэ рубил неприятеля до тех пор, пока его не расстреляли из луков. Умирая, он увидел долгожданное подкрепление и развевающиеся знамёна с девизом Такеда «Фурин Кадзан» (Быстры как ВЕТЕР, спокойны как ЛЕС, яростны как ОГОНЬ, непоколебимы как ГОРА).
Сеанс закончился, загорелся свет. Я вышел на улицу, где шла чередом привычная жизнь – кто-то спешил по своим делам, кто-то просто прогуливался... Но я был уже другим, не тем мальчишкой, который полтора часа назад купил билет и занял своё место в зрительном зале – я уже обрёл свой Путь и сделал первый шаг, сам этого не осознавая. С этой минуты всё, так или иначе связанное с Японией, странным образом притягивало моё внимание. Я никогда больше не видел этот фильм (хотя прикладывал к этому все усилия), но в моём сознании остались целые эпизоды, которые я мог «прокрутить» в любой момент. Видеокассету с этим фильмом я смог достать лишь 20 лет спустя и удивился тому, насколько точно я его запомнил. Конечно, к тому времени я успел найти и прочитать всё, что было написано про Тосиро Мифунэ, про войну Такеда и Уэсуги, посмотреть другие фильмы на подобные темы, но первое впечатление не сравнимо ни с чем.
Через год, решив заняться спортом, я спросил своего одноклассника-гимнаста Игоря Воробьёва, в какие секции открылся набор. Игорь тренировался в «Даугаве» и обещал всё разузнать, как только вывесят объявления. Через пару дней он сказал, что набирают желающих моего возраста в группы тяжёлой атлетики, бокса, классической борьбы и дзюдо. Угадайте, куда я побежал со всех ног? Конечно же записываться в секцию дзюдо, которая, кстати, дебютировала как таковая – ещё год назад те же тренера готовили самбистов. В этой маленькой истории много совпадений, которые мне не кажутся случайными. Фильм «Знамёна самураев» стал пропуском в новый мир, открыв который, я обрёл дело всей своей жизни. Для меня он вне времени, всегда актуален и всегда смотрится как в первый раз. Впрочем, то же самое могу сказать и про множество других картин, одна из которых – «Гений дзюдо».




одна из которых – «Гений дзюдо».

ждем и про этот фильм вашу заметку.
Да и вообще Ваших заметок ждем. Интересно пишите. Спасибо.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние комментарии