Перейти к содержимому


  




Аполитично ли Будо?

Автор: Итагаки, 22 Февраль 2012 · 850 views

Хочу немного развить тему политики в каратэ и припомнить то, о чём вспоминать «не политкорректно». Сейчас принято считать, что все государства живут в мире и добрососедстве, но «сферы жизненных интересов» каждого крупного государства никуда не пропадают, борьба за доминирование продолжается, меняются лишь «формы воздействия». Я ничего не утверждаю, просто размышляю. Поскольку каратэ – это японское боевое искусство, вспомним немного из того, что нам известно про Японию.

Начнём с японской мифологии – вначале был пар, потом бог опустил в него своё копьё, с его наконечника в море упало несколько капель, из которых возникла Япония, а уже потом, когда она заселилась людьми, которые бросали мусор в море, из этого мусора образовалась остальная земля. Это очень вольный пересказ. Но смысл понятен – японцы (как, впрочем, и многие другие народы), считают себя исключительными и искренне сочувствуют иностранцам (гайдзинам) из-за того, что тем не повезло с местом рождения.
Когда Япония ускоренными темпами стала наращивать свой потенциал, то была поставлена цель «объединить восемь углов под одной крышей», то есть захватить Азию и Океанию, что и было предпринято в Первой и Второй Мировых Войнах. На этот период приходится возрождение японских боевых искусств, а печатные труды Гичина Фунакоши начинались с утверждения, что каратэ – лучшее средство для подготовки нации к этим свершениям. В современных переизданиях эти главы не печатают, но у интересующихся людей сохранились оригинальные издания тех лет.
В качестве иллюстрации я приведу отрывок письма Итосу в Департамент Образования Окинавы: «… В прошлом люди, которые владели тодэ, жили до глубокой старости. Это объясняется тем, что занятия тодэ укрепляют кости и сухожилия, способствуют улучшению работы пищеварительных органов и благоприятно влияют на кровообращение. Поэтому впредь все уроки физкультуры, начиная с начальной школы, должны базироваться на изучении тодэ. Если это будет осуществлено на практике и введено в обиход, я думаю, у нас появится множество мужчин, каждый из которых сможет противостоять десяти агрессорам.
Исходя из всего вышеизложенного, по моему глубокому убеждению, все студенты Окинавского префектурного педагогического колледжа должны заниматься тодэ, для того, чтобы по его окончании они смогли обучать детей в школах точно так же, как их этому обучал я. В течении 10-ти лет тодэ распространится по всей Окинаве и центральной Японии. Это послужит ценным вкладом в дело милитаризации общества. Я надеюсь, что вы тщательно изучите моё послание.»

Нигде не упоминается, также, что известный японский университет Такушоку, давший так много выдающихся мастеров Шотокан, включая Масатоши Накаяму, специализировался на обучении людей, которые будут управлять будущими японскими колониями в Азии и на Дальнем Востоке.
Не будем ханжами – не только японцы ставили перед собой такие планы. Страны с коммунистическим строем также стремились «раздуть пожар мировой революции» и хотели «объединить пролетариев всех стран». Однако, как мы помним из истории, Япония подписала капитуляцию, лишилась всех своих завоеваний (в том числе гряды Курильских островов и Сахалина), ей было запрещено иметь армию, а император публично заявил о том, что не является потомком богов. Всё это было сделано после атомных бомбардировок мирных японских городов Хиросима и Нагасаки, выбранных американцами в качестве целей только для того, чтобы продемонстрировать японцам (а заодно и всему миру), каким оружием они обладают. Император был поставлен перед выбором – капитулировать и сохранить подданных, либо погибнуть всем, не добившись поставленной цели. Его выбор нам тоже известен.
Практически все ведущие мастера Шотокан (и других Будо), являются потомственными самураями, которые никогда не забывают своих славных предков и гордятся их подвигами. Поэтому не надо думать, что у них «нет камня за пазухой», как бы они не были доброжелательны, мы всё равно остаёмся для них «круглоглазыми гайдзинами», а на первом месте у них «дух Ямато».

Какой смысл японским мастерам обучать «неяпонцев» своим способам ведения боя? Зачем было нужно Накаяме организовывать Кеншусэй (высшие курсы инструкторов), обучать там наиболее одарённых учеников и рассылать по всему свету? Только для того, чтобы увеличить славу Шотокан, упрочить его позиции в Мире и заработать денег? Давным-давно известна формула: «Если ты не в силах сдержать общественное движение, тогда возглавь его!» Именно это и произошло – работа целого поколения японских мастеров по популяризации Будо стала приносить плоды, на смену «Битлз» пришёл Брюс Ли и молодёжь, отложив гитары, взялась за нунчаки.

Можно ли овладеть тонкостями каратэ без рекомендаций японских специалистов? Как показывает практика – в общих чертах, да. То есть побеждать на соревнованиях по ката – вряд ли, а вот в кумитэ – возможно. В представлении дилетантов каратэ – это драка с использованием всевозможных ударов руками и ногами, а при большом желании и недюжинных физических кондициях, самодеятельный «спортсмен» вполне может составить конкуренцию «профессионалу». История развития «советского каратэ» пестрит подобными случаями. А несколькими десятилетиями ранее нечто подобное произошло в СССР с дзюдо. Не очень известный ныне человек, Василий Ощепков, долгое время жил в Японии и обучался в Кодокан (институт дзюдо), где и был удостоен вначале первым, а потом и вторым даном (1917 год). Некоторое время спустя он начал развивать дзюдо в Красной Армии вначале в Сибири, а затем и в Москве. Он вёл огромную работу в этом направлении, открыл кафедру дзюдо в Московском Институте Физической Культуры, разработал первые правила проведения соревнований, выпустил пособие для студентов, подготовил множество квалифицированных инструкторов. И всё это он делал по собственной инициативе, не пользуясь помощью Кодокан и японских специалистов. В 1937-м году Ощепков был арестован, как «японский шпион» и погиб в тюрьме, его система дзюдо была объявлена «синтезом национальных видов борьбы народов СССР», получившая впоследствии имя «самбо», а её «основателем» считается Анатолий Харлампиев, долгое время скрывавший то, что был учеником Ощепкова.
В последующие 25 лет самбо «автономно» от дзюдо развивалось лишь в СССР и «братских социалистических странах», а когда дзюдо вышло на международную арену и получило олимпийский статус, сборная СССР, полностью состоящая из самбистов, смогла на равных бороться со всеми противниками, включая и японцев, изумив этим всех. Этот факт подтверждает, что для овладения техникой можно вполне обойтись и своими силами. В связи с «нашей темой» интересно почитать наблюдения Ощепкова о популяризации дзюдо её основателем Дзигоро Кано, с которым он был знаком лично:
«…мы должны сказать, что Кано Дзигоро не стремился скрывать Дзюу-До от заграницы, как это делали его предшественники, страдавшие, как страдает и сейчас большинство японцев, т.н. эсотеризмом, т.е. манией облекать особенной таинственностью всё, начиная с поэзии, музыки, производства фарфора, фехтования, Дзюу-Дзюцу, выправления вывихов и кончая поварским искусством. Эсотеризм свойственный в Японии не известному только слою общества, а представляет собой общее умоначертание.
У Кано Дзигоро совершенно определённые задачи, это не только популяризация Дзюу-До за границей, куда он выезжает и сейчас, не смотря на свой 78-летний возраст. Он настолько ещё крепок, что проводит семинары. Организует конференции и читает лекции, а у себя в Японии из года в год, в день годовщины открытия института «Кодокан», демонстрирует древние приёмы Дзюу-Дзюцу.
Как мы можем расценивать путешествие Кано по Европе?
Если мы познакомимся с некоторыми иностранными авторами, то увидим, что они характеризуют его поездку следующим образом:
1) в целях популяризации Дзюу-До, чтобы сделать её международным спортом;
2) с мечтой всемирного признания Дзюу-До не только как интересного вида спорта, но и как средства выработки характера и поддержания здорового образа мыслей и поведения, как системы этических правил.
Мы, конечно, должны будем подойти к цели его поездки более углублённо и с точки зрения нашего мировоззрения.
Конечно, мы не можем отнять права Кано Дзигоро как автора системы Дзюу-до, которому было интересно познакомиться с тем, что достигнуто Западом благодаря заимствованию из Японии, а так же с работой некоторых его учеников, которые окончили его институт «Кодокан» в Японии, но он в то же время, безусловно, выполнял волю японского милитаризма.
Это нужно было, во-первых, для поддержания международной связи с теми государствами, с которыми Япония в дружеских отношениях, такими, например, как фашистская Германия и др.
Во-вторых, выступая на международной арене с Дзюу-До, Кано и его ученики как бы показывают образцы физического воспитания в Японии, а отсюда и мощь японской армии, пытаясь этим создать уважение к японскому народу, его традициям, обычаям, быту и культуре.
В-третьих, противопоставляя свою систему Дзюу-До как высшую технику борьбы вольного стиля и самозащиты, Япония может знакомиться с постановкой физической подготовки в других странах.
В-четвёртых, внушить мысль о непобедимости японской армии (недаром после Русско-японской войны усиленно пошло развитие Дзюу-Дзюцу).
В-пятых, внедряя Дзюу-До в других странах, увеличивать национальную гордость японского народа.
Поскольку Дзюу-Дзюцу и Дзюу-До рассматриваются как системы, построенные в духе рыцарства, джентльменства, в духе самураев, они не являются чуждыми капиталистическому классу, а потому были приняты им без всяких изменений со стороны их идеологии.
Образование Международного объединения Дзюу-До во главе с Кано Дзигоро есть тоже стремление держать позиции непревзойдённости в отношении развития Дзюу-До, как системы японского народа, в которой соперников Япония пока не имеет.
Дзюу-До, поддерживающая в Японии милитаристский дух, механически переносится в капиталистические страны, так как она необходима военной клике и правящему классу именно такой, какой её трактуют японцы не так с технической стороны, как с идеологической.
Мы замечаем, что с фашизацией страны начинают развиваться и японские Дзюу-Дзюцу и Дзюу-До, и в первую очередь в полиции, армии, на флоте, в фашистских спортивных организациях и даже в учебных заведениях с целью подготовить надёжных защитников захватнических империалистических целей; и вовсе не потому, что эти единоборства пригодны только для элитных слоёв, а потому, чтобы не дать уйти Дзюу-До в широкие народные массы как спортивно-воспитательной системе, основанной на самозащите и нападении.
Ведь если мы посмотрим, в каких условиях находятся сейчас красные спорторганизации и отдельные спортсмены в капиталистических странах, то убедимся, что революционная деятельность красных спорторганизаций встречает ожесточённые репрессии и преследуется со стороны буржуазии, и это в то время, когда буржуазная пресса и представители Люцернского Спортинтерна пытаются доказать аполитичность и нейтральность спорта.»
Находясь в Японии, Ощепков сам выполнял разведывательную миссию, поэтому то и взгляд на деятельность Дзигоро Кано у него профессиональный, и не доверять ему у нас нет оснований.






т.е.е. вы хотели сказать что японские БИ, а точнее сами японцы специально пропогандируют, чтобы показать их силу и им плевать на иностранцев, ну т.е. они относятся к ним пренебрижительно, как бы делая одолжение, что обучают тому или иному направлению БИ? Или я не уловил сути?)
Я хочу сказать, что каждый преследует свою выгоду.

Не очень известный ныне человек, Василий Ощепков, долгое время жил в Японии и обучался в Кодокан (институт дзюдо), где и был удостоен вначале первым, а потом и вторым даном (1917 год).

как раз таки именно ныне он и известен. лично я о нем прочел примерно в начале 90-х, просто для информации, дзюдо не увлекаюсь.
Про Ощепкова я прочитал в книге "от А до Я по стране спорта" ещё в 1977-м, именно тогда и задумался про "историю" возникновения самбо :)
Я выбрал такую формулировку потому, что считаю, что Василий Ощепков всё ещё НЕДОСТАТОЧНО известен, а его титанический труд оспаривается теми, кто всеми силами держится за гипотезу "Самбо - синтез борьбы народов СССР".
Огромную роль в восстановлении исторической справедливости сыграли М. Лукашев и А. Горбылёв, за что я им очень признателен.
    • giridzin и Sancho пользователям это нравится

Я хочу сказать, что каждый преследует свою выгоду.



Ну так это ведь везде так, не только в сфере БИ.
Василий Ощепков всё ещё НЕДОСТАТОЧНО известен, а его титанический труд оспаривается теми, кто всеми силами держится за гипотезу "Самбо - синтез борьбы народов СССР".
Огромную роль в восстановлении исторической справедливости сыграли М. Лукашев и А. Горбылёв, за что я им очень признателен.


Собрать отрицательную информацию о Харлампиеве - не означает восстановление исторической справедливости. Роль Ощепкова, если она была, до сих пор не очень понятна. Документов нет, а домыслы "историков" к делу не прицепишь...
Неслучайно суд по иску сына Харлампиева о защите чести его отца принял решение в его пользу...
Очень жаль, что в огромной исследовательской работе Вы видите только "сбор отрицательной информации о Харлампиеве"...

Я хочу сказать, что каждый преследует свою выгоду.

Ну так это ведь везде так, не только в сфере БИ.



Вот и я об этом - в БИ так же, как и везде.

Очень жаль, что в огромной исследовательской работе Вы видите только "сбор отрицательной информации о Харлампиеве"...



Я бы рад увидеть большее, но там только компромат на Харлампиева (может быть, и верный, что не доказано), а по истории самбо почти полный ноль. Фактографического материала почти нет и делать большие выводы оснований тоже нет. Это, кстати, и было показано в суде.

Очень жаль, что в огромной исследовательской работе Вы видите только "сбор отрицательной информации о Харлампиеве"...

Я бы рад увидеть большее, но там только компромат на Харлампиева (может быть, и верный, что не доказано), а по истории самбо почти полный ноль. Фактографического материала почти нет и делать большие выводы оснований тоже нет. Это, кстати, и было показано в суде.



В силу многих причин я не имел возможности ознакомиться со всеми работами М. Лукашёва и А. Горбылёва, однако тексты, мною прочитанные, содержали больше истории развития самбо, борьбы и рукопашного боя в России и СССР, чем "компромата" на А. Харлампиева.
Вам, для того, чтобы понять роль Ощепкова, вероятна нужна, удостоверенная печатью, справка : "Дана Василию Ощепкову в том, что он действительно является родоначальником советской борьбы, известной сейчас, как САМБО." ?
Харлампиев был одним из многих его учеников, не самый выдающийся борец, хороший методист и тренер, сделавший ОЧЕНЬ МНОГО для популяризации и развития самбо. Но он не был его основателем, он сам так никогда себя не называл, но не протестовал, когда о нём так писали другие. Про своего Учителя он упомянул лишь тогда, когда ему впрямую был задан вопрос: "А кто такой Ощепков?". Именно поэтому Харлампиев мне несимпатичен. За давностью лет многое доказать невозможно - документы утрачены, свидетели покинули наш мир, поэтому суд не располагает всеми аргументами для объективного решения.
Ощепков заложил правильные основы, обучил первых инструкторов, которые потом выросли в Мастеров. Ему не приходило в голову собирать справки, подтверждающие его приоритет, поэтому сейчас многие вещи в суде доказать невозможно... Возникновение и становление самбо - вопрос во многом политический, поэтому многим очень невыгодно признавать его "японские корни". Получилось, что Ощепков олицетворяет собой "японский след", а Харлампиев - "собирательный советский" (что при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики). Вот и бодаются оппоненты уже не один десяток лет...

а по истории самбо почти полный ноль. Фактографического материала почти нет и делать большие выводы оснований тоже нет. Это, кстати, и было показано в суде.


Чушь вы мелете, уважаемый, не удосужившись внимательно познакомиться с работами Лукашева и моими, прежде чем высказываться публично. И про суд вы с его решением весьма слабое понятие имеете.
Горбылёв

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5 6 7891011
12131415161718
19202122232425
262728293031