Перейти к содержимому


  




Не сотвори себе кумира.

Автор: Итагаки, 21 Февраль 2012 · 771 просмотров

Человек – существо, которому свойственно собираться в группы, объединяясь по разным принципам, качествам и причинам (национальность, место проживания, место работы, общность интересов и т.п.). В любой такой группе (коллективе) есть лидер, который следит за соблюдением правил (традиций), сложившихся до него, либо созданных им самим. Рано или поздно, но всегда находятся недовольные, которые объединяются вокруг нового лидера (или новый лидер «открывает глаза» и объединяет недовольных вокруг себя), происходит борьба за власть, в результате которой происходит смена «вождя», либо «претендент» терпит поражение и остаётся в прежнем статусе, или же он уходит со своими приверженцами «в никуда». Таков «общий механизм», но существует множество оттенков и нюансов.
Работа «в команде» всегда производительнее, чем работа индивидуалиста, но вот только атмосфера в этих коллективах бывает разной. По непонятной мне причине, таким «сообществам» иногда необходимо найти себе «врага», для того, чтобы появился мотив воевать с ним. Причины для такой войны могут быть любыми – от «болезни» за другую футбольную команду, до способа разбивания скорлупы у варёного яйца.

В организациях, которые занимаются боевыми искусствами, тоже достаточно «подводных камней» и причин недолюбливать коллег. Один авторитетный мастер называет своих конкурентов «Enemies» - враги, и ничуть этого не стесняется. Ни для кого не секрет, что сейчас из каратэ сделали такой же товар, как и из шоу-бизнеса, а «законы рынка» везде одинаковы и методы борьбы с конкурентами – тоже. Это печально, но это – наша жизнь. Из своего опыта могу сказать – не нужно безоговорочно верить всему, о чём вам говорят, многое из этого обстоит иначе, а многое – и вовсе неправда. Принимайте к сведению, но не доверяйте, а проверяйте сами при первой же возможности.
Когда в Латвии появились тренера-каратисты «третьей волны», практикующие полный контакт (Ашихара, Шидокан, Кёкушинкай, Дайдо-джуку и т.п.), они принялись пиарить себя, как самое эффективное каратэ, выбрав мишенью для своих нападок каратэ «бесконтактное» и Шотокан, как «яркий пример» военизированной гимнастики. Меня тогда это сильно задело, я методично обзвонил этих руководителей (благо в рекламе были указаны телефоны) и встретился с каждым из них. Мы очень мило побеседовали, обменялись мнениями, до драки дело не дошло, однако, с той поры «наезды» на Шотокан в печати прекратились, а мы остались хорошими знакомыми. Я был и остаюсь сторонником мирного урегулирования подобных недоразумений, но готовлю себя ко всему. Если меня что-то не устраивает в членстве, я говорю об этом прямо, без туманных намёков. Если же к соглашению прийти невозможно, я ухожу молча, без скандалов. Остаться в одиночестве я не боюсь, а без информации и подавно – во-первых я накопил её достаточно, а во-вторых, она сейчас фонтаном бьёт из всех щелей.

"Состав современной армии является отражением современной цивилизации. В прошлом армию вёл король. За ним следовали его принцы и бароны. Эти профессиональные воины составляли передовой отряд, остриё атаки, а простолюдины шли следом с тележками для поклажи. В такой армии социальный статус человека в мирное время был прямо пропорционален его близости к неприятелю во время войны. Конечно, знатное положение человека определялось рождением, но, когда звучали трубы войны, ему полагалось доказывать, что он его достоин. Теперь же, подобно структуре цивилизации, изменилась и структура армии. Те, кому есть что терять, держатся как можно дальше от поля боя; те же, кому почти нечего терять, несут на себе тяготы настоящего сражения. Современное общество практически не даёт таким людям никакого стимула сражаться.
В современном военном деле боевой опыт командующих армиями либо очень незначительный, либо вообще отсутствует. А у тех, кто на самом деле сражается, слишком мало причин это делать - их жизнь ни в коей мере не изменится, ни в случае победы, ни в случае поражения"
Фредерик Дж. Ловрет "Путь и Сила"
Многие современные организации боевых единоборств копируют эту схему - функционеры, на талии которых уже не сходится пояс, гнездятся на вершине созданной ими "пирамиды", натравливая своих "рядовых" на ближних и дальних конкурентов, укрепляя свой престиж маленькими, но победоносными "войнами".

"Смирение воина и смирение нищего - невероятно разные вещи. Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволяет опускать голову перед ним. Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метёт пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его, мели пол перед ним."
Карлос Кастанеда "Сказки о силе"
В отношениях между людьми любого ранга, в том числе и в общении с настоящими Мастерами, я не "опускаю голову", находя для выражения искренной признательности, уважения и благодарности массу других способов. Я так же сторонюсь тех, кто "метёт пол шляпой" передо мной, либо ждёт этого от меня. Такая позиция усложняет мне жизнь, но об "упущенных возможностях" я ещё ни разу не пожалел.

Ещё одна нелепая, по моему разумению, вещь, практикуемая сплошь и рядом в "организациях" - так называемый "отзыв степени". Попробую пояснить свою мысль.
Уровень мастерства в каратэ отредеяется данами, с первого по десятый. Достигнув определённой кондиции, претендент сдаёт экзамен, после успешного прохождения которого авторитетная комиссия присваевает ему очередной дан. Как известно, приобретённые навыки, как и условные рефлексы, остаются надолго, если не навсегда, обменять их на что-нибудь невозможно, поэтому дан , как песня, "остаётся с человеком" даже тогда, когда он уже не может повторить пройденные когда-то тесты. Это напоминает звание Олимпийского Чемпиона, к которому никогда не добавляют приставку "экс".
Однако, если по каким-то причинам обладатель дана себя скомпрометировал в глазах руководителей организации, присвоившей ему этот дан, то его могут "отозвать", то есть лишить этого "звания". Если у Олимпийского Чемпиона могут забрать титул и медаль, уличив в употреблении допинга, то как можно отобрать у человека мастерство, аннулировав его сертификат? Это же не старик Хоттабыч, которого можно лишить волшебной силы, сбрив ему бороду!
Другое дело, что этот "изгой" уже не сможет занимать какой-либо пост в этой организации, но мастером он быть не перестанет. При условии, что дан он получил после настоящего экзамена, а не за то, что вовремя платил оговоренные взносы.
Знаю, что мне могут возразить - мол звание "юданша" (обладатель дана) подразумевает в первую очередь "чистоту помыслов" и лояльность, но если человека изначально "покупают" за такую цену, то стоит ли удивляться тому, что он готов себя "продать" тому, кто заплатит больше? Если организация создаётся для того, чтобы "зарабатывать деньги", то это становится главной её целью, а преподавание каратэ - всего лишь средство для сколачивания капитала. "У людей с материальными интересами в сердце нет чувства долга. А тот, у кого нет чувства долга, не дорожит своей честью". Это написано в "Хагакурэ" пару сотен лет назад.

Огромное счастье, что родоначальникам не пришло в голову запретить само название каратэ для тех, кто занимается им вне Японии (или Окинавы), по аналогии с запретом на название "Шампанское" и "Коньяк", если эти напитки произведены вне одноимённых провинций. Кстати, Алан Флоке, практикуя Дайто-рю, называет эту технику "Айкибудо" только потому, что преподаёт вне Японии (по его собственным словам). Если "покопаться", то подобных примеров можно найти достаточно. Япония экспортирует Будо так же, как и электронику с автомобилями, и желает также на этом заработать.
Этого запрета не последовало только потому, что японцы и окинавцы вряд ли придут к консентусу, кто же "самый первый и истинный", в чей карман потекут все эти "авторские отчисления". Ещё и из-за этого появилось так много разных стилей, где чёткий прайс появляется раньше канонизированной базовой техники.
Но что-то подобное торговле брендом происходит, когда для представительства той или иной японской федерации в другом государстве, лидеры национального каратэ покупают "лицензию". По большому счёту, многие из них просто платят за то, чтобы удовлетворить своё тщеславие и иметь аргументы в споре с коллегами, задавая классический вопрос: "А ты кто такой?"

Во все времена, во всяком обществе, у любых народов ценится преданность высоким идеалам, но этих самых идеалистов маловато. Япония и здесь не является исключением. Не нужно лезть в глубокое средневековье, проанализируйте историю JKA, начиная с похорон Гичина Фунакоши, многие ли мастера держались самурайской преданности?
В своё время я тоже был идеалистом (по большому счёту, им и остался), верил в то, чему нас учили сэмпаи и сэнсеи. В Сэн Э, где я начинал, мозги промывали со знанием дела. Для меня стало большим разочарованием узнать про разрыв между Штурминым и Касьяновым, а потом всё стало распадаться по кирпичикам - практически все латвийские инструктра Сэн Э выбрали себе другие стили и виды единоборств, а причин этому было множество.
В Японии существовал Муша-шугё (путешествие в поисках приключений), когда молодой мастер, путешествуя по стране, занимался в различных додзё у разных мастеров, бросая вызов им и их ученикам. Почему-то японцы не порицают ронинов (человек-волна), которые так же странствовали в поисках хозяина, нанимаясь не к тому, кто больше заплатит, а к тому, к кому у них лежит душа. Ронинами были Миямото Мусаши и Ямамото Канскэ - величайшие японские стратеги и воины. Почитайте биографии прославленных мастеров каратэ и наткнётесь на перечень мастерских степеней в различных видах Будо, которых они вряд ли удостоились у одного и того же наставника.

Я знаю, о чём говорю, я имел достаточно времени для того, чтобы на практике убедиться, что моя позиция - единственно верная для того, чтобы не потерять уважение к себе самому. Я не выношу двойной морали и двойных стандартов, по мне так лучше заниматься в одиночестве, чем говорить "Осс!" людям "в пинджаках". Поэтому я тысячу раз подумаю, прежде чем напишу заявление на членство в какой-либо организации.






Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние комментарии