Перейти к содержимому


  




Чёрный пояс. Часть первая.

Автор: Итагаки, 28 Январь 2012 · 1 030 views

Одна из тем форума, в которой упоминался "чёрный пояс" навеяла воспоминания, вернув меня на 30-ть с лишним лет назад...
Летом 1976-го года я случайно посмотрел по телевизору фильм производства ГДР (Германской Демократической Республики - была такая страна Опубликованное фото ), который назывался "Я вам покажу!". Герой фильма - мой сверстник, который решил свои проблемы, начав заниматься дзюдо. Фильм заинтересовал меня по двум причинам - во-первых, я сталкивался с аналогичными проблемами; во-вторых, меня уже стало "цеплять" всё японское. Первая информация о дзюдо была получена, именно тогда я и узнал, что чёрный пояс - признак мастера. Мальчишка спрашивает у своего тренера: "А чёрный пояс только чемпионы могут носить?" и получает утвердительный ответ. Почему-то я решил, что речь идёт о Чемпионах Мира, и лишь несколько лет спустя, пересмотрев фильм ещё раз (специально для этого поехав на окраину города в "заштатный" дом культуры) понял, что речь шла о чемпионах вообще, то есть о выдающихся спортсменах.
В том же году, осенью, перейдя в 6-ой класс, я узнал, что начат набор в секцию дзюдо, и записался туда в числе первых. Моими первыми наставниками были Сергей Анатольевич Великотный и Арис Николаевич Рудзитис, которых безо всякого преувеличения можно назвать выдающимися мастерами. Оба бывшие самбисты, имевшие огромный опыт борьбы - Сергей Великотный был победителем первого Международного турнира по самбо, одолевшим в финале японского спортсмена, Арис Рудзитис - судья Международной Категории по дзюдо, переодически выезжающий на самые крупные и престижные состязания. Из этих поездок он привозил своим коллегам не только дефицитную тогда амуницию, но и самые последние технические и тактические новости. Свою первую тренировку помню, как будто она была вчера - прежде чем показывать нам "приёмчики", Рудзитис сказал, что вначале нужно научиться падать. Чтобы важность самостраховки дошла до нас лучше, они устроили небольшую демонстрацию, поочерёдно бросая друг друга. Рудзитис называл приём по-русски и по-японски ( в ту пору кроме него в японской терминологии специалистов ещё не было), мастера разыгрывали "стандартную ситуацию", мелькали белые кимоно, босые ноги, один из них взвивался в воздух и с грохотом падал на ковёр (татами тогда ещё тоже не было). "Довеском" ко всему этому великолепию было то, что оба тренера были с чёрными поясами, на которых даже можно было разглядеть иероглифы! Я тогда реально почувствовал, что "попал в сказку", ведь это было именно то, чем я грезил!
Для меня началась совсем другая, новая жизнь. Всё отошло на второй план, ибо на первом было дзюдо. Тренировки были тяжёлими и выматывающими, в зале тренировалось более ста новичков, из которых должны были оставить только лучших. Я не знал никого, большинство ребят было старше и опытнее, все были сильнее, но я не обращал на это никакого внимания, ведь я попал в мир настоящих мужчин, двое из которых были моими тренерами!. Первый год пролетел незаметно, "отсеялось" много ребят, причём не всех "отбраковали за профнепригодность", большинству ушедших дзюдо просто надоело. У меня это никогда не укладывалось в голове - как можно после стольких испытаний и побед над своей "немощью" уходить "в никуда". Я хотел стать таким же сильным и умелым, как мои тренера, но не помню, чтобы я "хотел чёрный пояс".
Незаметно для себя, я стал набираться опыта, одерживал первые победы на соревнованиях, получал спортивные разряды. Тогда было "канонизировано" всего три цветных пояса: Мастер спорта - чёрный, Кандидат в Мастера - коричневый и 1-й врослый разряд - синий, позже добавили ещё зелёный, который соответствовал 1-му юношескому разряду. Все эти пояса присваивали за количество побед на соревнованиях, про экзамены мы тогда ничего не слышали. Кимоно (дзюдоги) тогда можно было купить в спортивном магазине (их было два на всю Ригу), были румынские и польские "униформы" , причём в польский комплект входил цветной пояс, цвет которого "рос" в соответствии с размером ( самые "маленькие" с жёлтыми и оранжевыми поясами, а размеры побольше, с зелёными, синими, коричневыми и даже чёрными!). Тренера следили, чтобы новички занимались с белыми поясами, набравшим десять побед разрешали носить жёлтый, обладателям 2-го юношеского разряда - оранжевый пояса.
Существовали советские экзаменационные требования на зелёный, синий и коричневый пояса, в число которых входило по 15 бросков, но эти экзамены у нас никогда не проводились - подготовка к очередным соревнованиям "съедало" всё тренировочное время.Изучив всю доступную (и недоступную) литературу по дзюдо, мы узнали о том, что в Кодокане существует система Кю, на каждый из которых необходимо знать 8 бросков, самостоятельно их изучили и вышли с инициативой организовать аттестационные экзамены основываясь на ней. Однако, эта акция так и не получила развития... В то время мне было 15-16 лет, мне хотелось зримого символа своих достижений, но не случилось. Спортивное дзюдо не совсем то же самое, что дзюдо традиционное, я понимал это уже тогда. За спортивные достижения я был удостоин синего, а потом и коричневого пояса, но в плане техники я всё ещё не чувствовал себя достаточно развитым. Чёрный пояс был маяком, помогающим преодолевать трудности, но в сознании всегда была такая модель: "Когда я стану достаточно опытным и сильным, то смогу носить чёрный пояс!", а не: "Когда я буду носить чёрный пояс, то стану сильным и умелым!".
Однажды, придя в раздевалку перед тренировкой, мы увидели на вешалке кимоно и чёрный пояс - один из взрослых спортсменов пошёл в душ после своих занятий. Быстро переодевшись, мы украдкой примерили этот пояс - ощущения незабываемые... я почувствовал, что буквально парю над землёй!
Было к чему стремиться!

Прикрепленные миниатюры

  • Прикрепленное изображение





Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
5 6 7891011
12131415161718
19202122232425
262728293031