Перейти к содержимому


  




Данные о данах данных.

Автор: Итагаки, 25 Январь 2012 · 1 054 views

Некоторые комментарии после рассказа "Самовар с медалью" разбередили воспоминания. "Логическая цепочка" выстроилась таким образом, что мне захотелось немного порассуждать на тему «данов», точнее того, что во множестве случаев «высокий дан» может означать не столько высокий мастерский уровень, сколько «высокую должность» в какой-либо организации. Как правило, настоящие мастера редко когда говорят о том, каким даном их «отметили», им так же безразлично, какая цифра стоит на сертификате тех, кто общается с ними в додзё – достаточно одного взгляда на то, как эти люди выполняют технику. В некоторых стилях каратэ (а также в видах единоборств) принято «нашивать лычки» на чёрный пояс, количество которых соответствует дану «хозяина» - у меня такие «обычаи» вызывают внутреннюю улыбку, так как это очень напоминает армию, а так же фильм Данелии «Кин-дза-дза», в котором персонажи приседали перед обладателями «жёлтых штанов». Но это только мои ощущения, возможно кому-то привычнее отмечать уровень мастерства такими «зарубками». Как пример, хочу привести следующую реальную историю.
Мой хороший знакомый, президент Латвийской Федерации Айкидо, Александр Оснач, организовал семинар известного французского мастера Алана Флоке. Я видел его выступления на Фестивале Боевых Искусств в Берси, которые транслировали по каналу «Евроспорт», читал его книги и вообще много о нём слышал, как о большом мастере айки-будо (единоборство, в котором синтезированы техники айкидо и каратэ, основой для которого стало искусство Дайто-рю). Александр Оснач знаком мне ещё «со времён дзюдо» - когда я только начинал заниматься, он был уже кандидатом в мастера спорта, (он старше меня на пять лет), помогал моему тренеру вести занятия. Потом он увлёкся айкидо, создал национальную федерацию, параллельно продолжая заниматься дзюдо и развивать джиу-джитсу, много раз бывал в Японии, занимался в Кодокане и в Хомбу Додзё Айкикай… Этот список можно продолжать ещё долго, но самое главное – он остался хорошим и отзывчивым человеком, вершины мастерства и «социального положения», которых он достиг своим трудом, нисколько не испортили его.
Айкидо и Дайто-рю сильно заинтересовало меня, посещать тренировки в зале Александра мне не всегда удавалось из-за собственных занятий, однако другой мой товарищ (назовём его Жан), после нескольких лет занятий у Александра, совершенно случайно познакомился с японцем, имеющим хороший опыт в Дайто-рю, и стал брать у него частные уроки. Жану нужен был напарник, он арендовал зал и пригласил «спарринг-партнёром» меня, а я с радостью согласился. Наши тренировки продолжались четыре года, буквально сразу к нам присоединился Роберт (тот самый), и мы набрали массу информации и навыков, которые значительно расширили наше представление о Будо. И вот теперь представился случай позаниматься с пионером французского Дайто-рю Аланом Флоке!
Я позвонил Александру и спросил, смогу ли я принять участие в предстоящем семинаре мастера вместе с Жаном и Робертом. Александр ответил, что уже сейчас (за две недели до начала) подано столько заявок, что его зал не в состоянии принять всех желающих, поэтому он пообещал участие только мне (причём взял чисто символическую плату, в разы меньшую официальной). И дело тут не в «блате», просто Александр очень хорошо знал, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ для меня (не деньги, конечно, а сами занятия). Так как я не состоял в Федерации Айкидо и не был аттестован ни на какой уровень, я пришёл на занятия с белым поясом и встал в группу к новичкам, в самый конец шеренги. Александр, увидев меня в раздевалке, очень удивился: « Ты почему с белым поясом, Игорь?», «Потому-что в айкидо у меня нет никакого разряда» - ответил я. «Но здесь твой чёрный пояс никого бы не напряг» - сказал Александр, «Но и меня совершенно не напрягает белый!» - искренне заверил я.
Занятия начались, объяснения и демонстрации мастера были замечательными, теснота нам не мешала, видно было всё, а показ был таким наглядным, что пояснения переводчика даже не требовались. По заведённому укладу, каждую новую технику нужно было отрабатывать с новым партнёром, и случилось так, что в какой-то момент у меня его не оказалось – количество «белых поясов» было нечётным, а «чёрные пояса» (юданша) на нашу половину не заглядывали. В таких случаях положено «создать тройку» и выполнять приём по очереди, но я об этом не знал, поэтому «отполз» в уголок (мы отрабатывали сувари-вадза (технику на коленях)) и стал отрабатывать действия на манер ката, в одиночестве. Флоке в этот момент «прочёсывал» зал, исправляя ошибки и раздавая рекомендации, увидел меня и «составил мне пару». Техника была не из лёгких, однако его советы очень быстро помогли мне избавиться от ошибок, и я заслужил похвалу мастера. Потом он постоянно «брал в пару» кого-нибудь из «белых поясов», а так же попросил юданша смелее пересекать «невидимую границу», и я ещё несколько раз работал с ним в паре. После тренировки он подошёл ко мне и поинтересовался о моих впечатлениях и ощущениях (на моём ги (кимоно) была вышита эмблема с иероглифами «каратэ-джитсу», он понял, что я «не местный»). Обычно французы неохотно говорят по-английски, но узнав, что я не понимаю французского, Флоке перешёл на английский. Я поблагодарил его за занятие, использовав все эпитеты, которые вспомнил, и тогда Флоке сказал мне: « На следующее занятие приходите со своим чёрным поясом». Всю тренировку, слушая объяснения и глядя на демонстрацию техник, я не спускал с него глаз – к Александру он не подходил, и узнать о том, кто я такой не мог, да и не нужно это ему было! Он сам «расшифровал» меня.
Поскольку тренировки были очень насыщенными и длились по три часа (первая часть состояла из техники Дайто-рю, а вторая из Катори-шинто-рю), пот лился с нас рекой, на вечерние занятия я пришёл в своём «рабочем» чёрном ги и с чёрным поясом, с надписью "каратэ-до". Дело в том, что среди юданша-айкидок была группа «джиу-джитсеров», в ги всевозможных расцветок, поэтому, на их фоне я не выглядел «белой вороной». Мне выделили место в шеренге «чёрных поясов» и тренировка началась.
Возможно, такое положение вещей только в Латвии, дело в том, что практикующие айкидо (особенно обладатели мастерских степеней), относятся к представителям других единоборств несколько свысока – дескать, вот айкидо, это настоящее искусство, а всё остальное – баловство. Поскольку сейчас им выдался случай показать это на деле, я был «нарасхват», отработав в паре буквально со всеми. Всякий раз картина повторялась – меня атаковали стремительно и сильно, стараясь «пробить», сами же норовили «упереться» и не дать провести действие, дабы потом было на что назидательно указать. Только вот такая «тактика» успеха не имела – годы упорных и жёстких тренировок с Жаном дали свои плоды – техника работала отменно! Убедившись, что такие ухищрения не помогают, мои ассистенты успокаивались и отказывались от жёсткого сопротивления, вспоминая заветы О-сэнсея Уэшибы. В результате, к концу занятий мы все искренне друг друга уважали и расстались хорошими друзьями.
Вывод банален и очевиден – если за видимым символом мастерства нет реальных навыков, чёрный пояс не спасёт, подобно амулету против нечистой силы. Если же человек обладает развитой и практичной техникой, то ему будет относительно легко «освоиться» в любом коллективе, практикующем нечто подобное, а внешние атрибуты в качестве пароля «я - свой» могут не сработать.
Я никогда не сужу о возможностях незнакомца, исходя из уровня его дана или от занимаемой им «должности». Очень многому можно научиться у человека, который никогда не практиковал ничего, похожего на восточные единоборства. И наоборот – некоторые «именитые мастера» способны только «важно раздувать щеки». К документам и званиям, удостоверяющим свой статус, я отношусь очень спокойно, осознавая, сколько я ещё всего не умею и как много людей вокруг, которые намного превосходят меня на этом поприще. Я всегда готов учиться, готов снова повязать белый пояс, оставаясь при этом собой и искренне уважая своего наставника.
Такой настрой очень помогает мне в жизни.



Выспупление Александра Оснача и его учеников на Международном Фестивале Боевых искусств в Вентспилсе, 2001 год.




А это Жан. На 7-ой минуте есть фрагмент его выступления на Фестивале IBSSA, в котором мы с Робертом ему ассистировали.

  • ElenaS и reina пользователям это нравится



Хотелось бы поподробнее узнать, где на приведенном видео под названием Daito-ryu 2 можно найти Дайто-рю?
Встретил на 0:54 гьякуудэдори и на 3:22 и иппондори из хидэн мокуроку Дайто-рю айкибудо
Я не являюсь специалистом в Дайто-рю, Вам виднее что и где.
Меня интересовала техника, её я и учил. Поскольку она работает, меня устраивает всё, как бы это не называлось.
Игорь, так держать! Я думаю форум давно ждал итоги и мысли вашего пути в БИ.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
567 8 91011
12131415161718
19202122232425
262728293031