Перейти к содержимому


  




Физическое И Психологическое Своеобразие Подготовки На Начальных Этапах Борьбы Каратэ

Автор: karate-ataka, 16 Декабрь 2012 · 1 226 просмотров

Создание федераций каратэ в нашей стра­не приводит к разобщенности и неорганизо­ванности самодеятельных коллективов этой борьбы. Не может выработаться единый стиль российского каратэ, который должен вобрать все луч­шее этого древнего вида единоборства. Однако предшествующий опыт советских энтузиастов, долгие го­ды обучавшихся этому виду борьбы самостоя­тельно и под руководством мастеров, получивших подготовку за рубежом, должен быть соб­ран воедино, сохранен и использован. Это важно еще и потому, что каратэ отличается уникальными особенностями, делающими его не похожим на другие виды спортивных едино­борств.

В заявленной теме я постараюсь на основа­нии многолетних наблюдений, самонаблюдений, врачебного контроля осветить своеобразие физической и психической подготовки при обуче­нии начальной базовой технике каратэ. Надо отметить, что с ростом мастерства и усложне­нием техники, каратэ становится все более оригинальным. Происходит смещение акцента с физической тренировки на психофизиологиче­скую подготовку (тренировки своеобразной концентрации, сосредоточения специфического вида внимания), психологическую (управление аффективно-волевым настроем) и интеллекту­альную подготовку (особенности мышления с развитием комбинаторики и прогнозирования «на несколько ходов вперед», что сближает ка­ратэ с шахматной игрой).

Сложность приемов подготовки каратистов диктуется разнообразием технических средств этого вида спорта. Более десятка стоек, удары и блоки руками и ногами, координированные со своеобразным передвижением, прыжки, под­сечки, специальные броски и подкаты составля­ют уникальную по многообразию систему.

Однако это многообразие даже в начальных фазах объединяется несколькими основными принципами.

1. Все движения и удары в каратэ начина­ются от бедра с последующим включением мышц живота и поясничных мышц. Лишь за­тем включаются плечевой пояс и голень, после чего следуют удары кулаком, локтем, стопой или коленом. Каратэ является искусством од­ного удара (теория «атеми»), который должен сочетать точность с сокрушающей и пронизы­вающей мощью. Ввиду бесконтактности спор­тивного каратэ эти удары намечаются, но не наносятся. Тем не менее они должны соответ­ствовать по своим параметрам боевым действенным ударам.
2. Этот широко используемый в спорте био­механический принцип дополняется принципом максимальной психофизической концентрации. Благодаря длительным тренировкам вырабаты­вается способность посылать волну мышечных сокращений, идущую от больших групп мышц (чаще от участка тела, расположенного на 2 см ниже пупка), с последующей концентра­цией на ударной поверхности или на участке, принимающем удар. Тренировка волевой кон­центрации внимания и психической саморегу­ляции делает этот процесс произвольно управ­ляемым. На Востоке этот эмпирически извле­ченный из многовекового опыта принцип объяс­няется метафизической теорией «кеми» («уп­равляемой жизненной энергии»).
С развитием каратэ в нашей стране этот своеобразный психофизический феномен полу­чил материалистическое, научное обоснование.
3. Максимальная концентрация возможна лишь при соблюдении принципа максимальной релаксации. Физическое и психическое расслаб­ление в странах Востока получило метафориче­ское сравнение с «всеотражаюшей гладью спо­койного озера». Достигается это не столько мышечным расслаблением, сколько сочетанием психического покоя и готовности к предельно концентрированным действиям. Особо полез­ную роль здесь могут сыграть некоторые виды аутогенной тренировки. Надо отметить также постоянную тренировку органов чувств, особен­но зрительного анализатора. Взгляд каратиста, не зафиксированный ни на одной точке и вмес­те с тем фиксирующий все происходящее во­круг, сравнивается «с лунным светом». Очень тонко отрабатывается и кинестетическая чув­ствительность, что позволяет бойцам высоких ступеней проводить бой в полной темноте.
4. Объектом особого внимания и трениров­ки является специфическая дыхательная гим­настика в каратэ. Концентрированный резкий выдох в момент удара или блока из легких, на три четверти заполненных воздухом (при этом развивается максимальная мощность уда­ра), сопровождается громким выкриком «кэн-сей», дающим каратисту дополнительную психи­ческую мобилизацию. Возможность свободно регулировать дыхание, способность производить резкий и полный выдох, синхронный с ударом, обусловливается очень спокойным и ритмич­ным диафрагмальным дыханием, четко корре­лируемым с общей психофизической релаксаци­ей. Это находит отражение в том, что после боя у опытных каратистов ЧСС не превышает 90—100 уд/мин.
5. Важным биомеханическим принципом ка­ратэ является то, что все стойки и передвиже­ния проводятся на полусогнутых ногах (низкие стойки) с постановкой всей стопы, без отрыва пятки от пола. Тем самым достигается: а) мак­симальная устойчивость; б) эффект «сжатой пружины» благодаря готовности к распрямле­нию в тазобедренных и коленных суставах в момент прыжка или удара.

При передвижении и сменах стоек постоян­ная «игра» расслабления и напряжения созда­ет своеобразный динамический рисунок, прида­ющий схватке пластичность и красоту.

Вышеописанные принципы определяют осо­бенности и построения каждого занятия каратэ и начального базового тренировочного цикла.






Здравствуйте!

Спасибо.
Есть спорные моменты, но это скорее зависит от точности понимания формулировок...

С уважением,
Горбунов И.В.

Моё изображение

Последние посетители

Май 2017

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
2223 24 25262728
293031