Перейти к содержимому


  




старая песня о главном

Автор: ratnik, 02 Июнь 2011 · 1 487 просмотров

Являясь интегральным видом обучения, пришедшим на Окинаву из Китая, ката является визитной карточкой каратэ. Благодаря переосмыслению окинавскими мастерами китайского ушу и создания на его базе нового боевого искусства, данный вид тренинга отражает задачи именно тех стилей, в которых их практикуют. Поэтому набор ката и методы работы над ним в каждом направлении каратэ различные. Они органично вплетены в систему обучения и являются неотъемлемой частью традиционного каратэ.
Порой то или иное ката искусственно пытаются перенести из одного стиля каратэ в другой или просто изучать самостоятельно в отрыве от самой школы. Увы, достаточно много примеров того, что подобный подход приводит к тому, что ката, в лучшем случае, изменяется, а в худшем превращается в ничего незначащий элемент. Так вырванная из контекста фраза порой становится не только не понятной, но и смешной.
Другим примером непонимания значения ката служит попытка интегрировать его в спортивное каратэ. Дело в том, что у спорта достаточно специализированные задачи и для их решения подбираются узконаправленные методы тренировок, которые очень хорошо подходят для решения именно задач победы над противником по определённым правилам. Ката же пытается решить сразу большой объём проблем и как следствие менее качественно прорабатывает отдельно взятый спортивный момент. В тоже время, когда у адепта проходит время увлечения спортивными победами и организм уже не может адекватно реагировать на специальные спортивные нагрузки ката начинают играть первостепенную роль в тренировочном процессе.
Всё это хорошо видно на примере Годзю-рю. Как уже было сказано выше ката интегральная система обучения и несёт в себе несколько задач. Причём, в каждом отдельно взятом ката направленность их меняется.
Начинается обучение с созданных сэнсэем Мияги Тёдзюном учебных ката – Гэкисай дай ити и Гэкисай дай ни. Основная задача данных комплексов научить адепта элементарной матрице передвижения с использованием простейших приёмов защиты и контратаки, а так же на примере бункай защите от прямых атак по трём уровням. Причём техника в них настолько проста, что позволяет достаточно быстро обучать элементарным методам самообороны как начинающих студентов, так и детей. Хотя, в последствии на их основе можно отрабатывать и более сложные элементы, а также обучаться созданию рэнзоку бункай (выполнение ката в паре с ассистентом от начала до конца без остановки). Плюс к этому ката Гэкисай да ни начинает давать основы использования более сложных (мягких) техник, таких как хики-укэ и торагути и служит как бы мостиком между жёсткой прямолинейной техникой начинающих и мягкими округлыми движениями дающимися в более сложных ката. Вообще, серия Гэкисай дай, в Годзю-рю наиболее проработана в методическом плане.
После начальных ката адепт приступает к изучению нюансов стиля через более старшие кайсюгата. И первым из них является Сайфа.
В техническом плане во время изучения Сайфа уделяется особое внимание круговым техникам. Практически все удары и блоки выполняются с использованием круговых траекторий, и на их примере адепт учится использовать центробежную силу, для увеличения скорости и силы удара. На это делается упор и в тактической выучке, обучая как бы обтекать противника. В плане физических качеств это ката даёт чувство баланса и умение выполнять приёмы, не глядя в сторону противника или поворачивая голову в последний момент. Сайфа по технике и манере выполнения очень подходит женскому полу и служит живым примером того, что один из стилей ушу (прародитель Наха-тэ) по легенде создала женщина.
Контрастом Сайфа служит Сэйюнтин (как инь и ян). Это ката всем своим видом показывает, что создано для крупного мощного мужчины. И обучение в нём построено на том, чтобы научить такого адепта использовать свою массу для усиления удара. Поэтому технические действия в данном ката достаточно размашисты и выполняются одновременно с движением тела или как продолжение его, а стойки низкие и устойчивые для лучшей проработки мышц ног. Здесь нет обтекания противника, но присутствует сметание его со своего пути. Также, в Сэйюнтин продолжается развитие координации в виде обучения разнонаправленным и сложнокоординационным движениям руками.
Владение техникой быстрых кинжальных ударов (нукитэ) и жёстких стопорющих (сотэ) открытыми руками отрабатываются в ката Сисотин. Большинство технических приёмов в нём выполняется быстро и хлёстко, как удар ножом. И хотя в Годзю-рю традиционно не обучают технике владения оружием на примере данного ката можно получить азы умения действовать коротким клинковым предметом. А некоторые бункай заточены против человека, нападающего с этим видом оружия. Интересно, что и тактика действий в бункай сродни проникающему в тело ножу. Когда уход от атаки противника осуществляется не в сторону, а на встречном курсе. Так же, в Сисотин рассматривается тактика действий против нескольких противников расположенных по кругу (недаром, название ката переводится как поединок на четыре стороны).
Сисотин и Сансэру как и предыдущие ката можно рассматривать парой, но в отличии от Сайфа и Сэйюнтин они как разнополые близнецы (многие тактические действия схожи, но выполняются учитывая тактический арсенал данного ката). Если в Сиостин используется техника открытой руки, то в Сансэру во время ударов рука сжимается в кулак (предыдущую технику мы сравнивали с ножом, то здесь с кувалдой). За счёт постоянных, мощных (как пушечные выстрелы) ударов и практически отсутствия медленных движений, это ката очень энергозатратное и требует хорошей физической подготовленности.
В IOGKF считается, что первый два дана не являются мастерскими, а всего лишь показывают хороший технический уровень адепта и его рвение к изучению стиля. Начиная с третьего дана он учится анализировать технику и тактику стиля. И ката изучающиеся на этом уровне являются квинтисенцией техник и тактик демонстрируемых в предыдущих. Сэнсэй Хигаонна называет их ката истинного Годзю-рю.
Так Сэпай вобрало в себя различные виды освобождения от захватов, как используемых ранее (начиная с Сайфа, в каждом есть один-два варианта с использованием техники и тактики присущим данным ката) так и новые. Также это ката, как и Сайфа помогает отрабатывать технические элементы выполняя их под разным углом к противнику и со сменой высоты позиции. Здесь же впервые даётся понимания нун – способа синхронизации движения с дыханием, при котором сначала выполняется вдох затем на задержке дыхания начало приёма, а заканчивается движение выдохом. Данное умение очень важно в ближнем бою, когда из-за плотности технических действий нет времени подбирать цикл вдохов-выдохов и в тоже время, важно не сбить дыхание.
Как и Сэпай Курурунфа вобрало в себя тактические приёмы, используемые понемногу в других ката. И в первую очередь это касается уходов с линии атаки (таи-сабаки, таи-хираки). Они выполняются в сторону, под углом, с вращением на ноге и понижением уровня нахождения тела. Также в этом ката очень хорошо видно чередования го с дзю применительно к манере передвижения. Когда за плавными движениями и остановками следуют очень быстрые и резкие.
С этой же точки зрения (соединения в одном ката определённого принципа чередования го с дзю) можно рассматривать и Сэйсан. В нём происходит соединение округлых техник (очень полно представленных в Сайфа) и прямолинейных (таких как в Сансэйру). И всё это очень органично переплетено между собой.
Финальным ката в изучении по праву является Супаринпэй. В нём можно найти всё то, о чём писалось выше. И хотя не рассматривается так подробно, как в предыдущих ката, но даёт наиболее полное представление о возможностях стиля Годзю-рю, как в техническом так и в тактическом плане. Адепт как из бездонного колодца черпает из Пэйтюрин (старое окинавское название) нужные ему знания. Возможно, поэтому на данное ката нет дэнто-тэки бункай и каждый ученик делает те расшифровки, которые видит в данный момент.
Как видно из показанных примеров, ката в каратэ выполняют роль учебников, а бункай – иллюстрации к тем постулатам и теориям которые в них описаны. Каждый учебник взаимосвязан с предыдущим и занимает своё место по ходу школьной программы. Отсутствие какого либо скажется на конечном результате знаний, но и лишние не нужны, дабы не перепутать то, что есть.




Ссылка на англоязычную версию данного эссе в международном бюллетене IOGKF
http://www.iogkf.com...icles_pg_02.htm
Классная статья

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Недавние комментарии