Перейти к содержимому


  




Ямаока Тэссю (часть 1)

Автор: cypherpunk, 24 Апрель 2012 · 2 439 просмотров

За последний месяц осилил две книги о жизни Ямаоки Тэссю на английском языке (К сожалению его, более менее нормальную биографию или статью о нём на русском языке я не нашёл, но вот ссылка на английскую и японскую статьи в википедии). То, что о нём не пишут достаточно печально, так как человек он был неординарный, и в Японии его часто сравнивают с Мусаси 19ого века.

Ямаока Тэссю (Yamaoka Tesshu, 山岡 鉄舟 или 鐵舟、やまおか てっしゅう), (10 Июня 1836 - 19 Июля 1888), так же известный как Ямаока Тетсутаро или Оно Тетсутаро, был известным самураем во время реставрации Мэйдзи и периода Бакумацу. Скорее всего, он наиболее известен как основатель школы Итто Соден Муто Рю (一刀正伝無刀流) то есть подлинной школы одного меча (Итто) без меча (Муто). В своё время, вместе с Кацу Кайцсю и Такахаси Дейсю был известен как один из трёх "сю" Бакумацу (幕末の三舟, яп.)

Для начала несколько фактов о его биографии:

В политике:
  • вассал сёгуна Токугавы
  • Обеспечил бескровную сдачу замка Эдо во время реставрации Мэйдзи, ту самую, про которую русская педивикия кокетливо говорит что "3 мая 1868 Императорские силы заняли Эдо без боя"
  • камергер императора Мэйдзи после войны
В Буддизме:
  • считается, что он достиг просветления в возрасте 45 лет
  • получил сертификат о достижение финального уровня просветления от монаха Текисуи, хотя Аншин считает, что есть нюанс
  • основатель храма Зеншо-Ан (1883 год), посвящённого душам всех тех, кто погибли за свою страну во время реставрации Мэйдзи (и сторонникам Токугавы, и сторонникам Мэидзи).
В каллиграфии:
  • 52ой мастер стиля Дзюбокудо
  • написал более миллиона(!!!) работ за свою жизнь, в основном для сбора средств на восстановление порушенных войной храмов
В Будо:
  • Сертификат полной передачи в Наканиши-Ха Итто Рю от Асари Йошиаки в 1870ом году, глава школы после болезни и смерти Асари.
  • сертификаты полной передачи в Оно-Ха Итто Рю в 1885 году от Оно Нарио вместе с мечём Камеварито (Разбиватель Бочек), и секретными текстами школы. Оно назвал Ямаока десятым главой главной ветки Итто Рю
  • Основатель школы Итто Соден Муто Рю (一刀正伝無刀流), попытавшийся вернуться обратно к истокам школы Итто Рю, и вернуть ей те элементы, которые были утеряны во время мирной жизни при сёганате

Не смотря на такие выдающиеся заслуги, за всю жизнь не убил ни одного человека.

Заинтриговал? Хотите узнать ещё? Ну что я могу сказать. На русском языке об этом, во истину неординарном человеке написано очень мало, хотя специалисты есть. Одна из книг, которую я прочитал, написана Анатолием Самуиловичем Аншиным, профессором РГГУ. Книга, называется "The Truth of the Ancient Ways: A Critical Biography of the Swordsman Yamaoka Tesshū", и вышла в конце марта на английском языке. . В принципе, это расширенная и дополненная диссертация, с большим количеством ссылок на другие источники. То есть автор "за слова отвечает". Если читаете на английском или японском, то вас заинтересует сайт или блог доктора Аншина.

Ну а вторая книга, которую я прочитал, это перевод на английский язык книги 「最後のサムライ山岡鐵舟」(Последний Самурай Ямаока Тэссю). В переводе она называется "Yamaoka Tesshu: Zen and Swordsmanship from the Yamaoka Tesshu Archives". На Амазоне она есть, но, так как книга не рассчитана на широкий круг читателей, то букинисты лютуют, и просят за неё 120$ - 140$. Возможно будет дешевле купить напрямую у японцев (1890円 плюс пересылка).

Сейчас хочу вот эту книгу. Но дорогая, зараза. Ещё есть вот эта книга профессора Джона Стивенса. Она гораздо дешевле.

Несколько примеров каллиграфии Ямаока Тэссю (большинство ссылок на сайты разных продавцов искусства, но пожалуйста не сочтите за рекламу именно этих контор. Я с ними дел не имел, но картинки у них хорошие).
Напоследок, один коан о Ямаока.

Ямаока Тэссю, в молодости, начав изучать Зен, ходил к разным мастерам. Однажды он пришёл к мастеру Докуон в Сёкоку.

Ямаока хотел показать свой уровень понимания, и сказал: "Разум, Будда, и живые существа, всё это не существует. Истинная природа всего, это пустота. Нет ни реализации, ни заблуждений, ни мудрости ни посредственности. Мы ничего не даём, и ничего не получаем."

Доукон сидел рядом и тихо курил. Вдруг он резко ударил Ямаоку своей бамбуковой трубкой. Ямаока вскочил, разозлённый.

"Если ничего не существует", спросил Доукон, "то откуда взялась эта злость?"






Доктор Аншин утверждает, что со смертью Ямаока, фактически оборвалась школа Оно-Ха Итто Рю, так как Оно Нарио умер за 7 месяцев до смерти Ямаока, а Ямаока не оставил наследников. Интересно мнение других специалистов, так как школа вроде бы существует, и кендоисты счетают её одной из школ, из которых вышло современное кендо.
Хм. Я попробую узнать, что по данному вопросу говорят в додзё сокэ Сасамори.
(Сразу предупреждаю, что у меня академический интерес)

Судя по тому, что я прочитал, похоже, что Оно-Ха Итто Рю имела одновременно две линии, именно на такой случай. Одна линия была в семье Оно, и именно она оборвалась со смертью Оно Нарио и Ямаока Тэссю. Вторая линия, была в семье Тсугару??? (津軽), они тоже имели менкё, и именно от них идёт существующая ветка Оно-Ха Итто Рю.

Тут есть ещё один нюанс.

От Асари Йошиаки , Ямаока получил меч Суин-тачи, когда Асари назвал Ямаоку 13ым патриархом Наканиси-Ха. Ямаока передал меч (и полномочия) Котета Ясумада, который, в свою очередь передал их Янагита Гандзиро. Янагита передал управление Наканиси-Ха Такано Созабуро (Косей) (Одному из создателей кендо но ката, автору "Кендо Къёхон").

То есть с Наканиси-Ха всё понятно, их меч у главы их школы.

Оно Нарио, с другой стороны, передал Камеварикен Ямаока, но Ямаока не передал ни меч, ни полномочия кому-либо (умер от рака желудка. Резкое обострение, метастазы, и быстрый, болезненный конец). Достаточно вероятно, что один из других учеников Оно Нарио, у кого тоже был менкё кайден, но меча не было, стал главой второй ветки Оно-Ха (тут я домысливаю, может вторая ветка и не восстановилась).

Так что, главная интрига теперь - где меч. Ученики Ямаоки зажали? :-) В храме Зансё-Ан? Так что, если можете, спросите про Камеварикен тоже.
Ок, спрошу конечно :)
Вообще, с Наканиси ха вроде как тоже не всё так просто. Как утверждается в книге предыдущего сокэ, отца нынешнего сокэ Сасамори, он на себе "замкнул" 2 ветки, и Оно ха и Наканиси ха. Там даже приводится диаграмма.
По поводу истории, то, что я пока смог узнать, находится у нас на сайте в 3-х статьях.
Сегодня прикупил вот такую книгу:
Меч Без-Меча. Жизнь мастера боевых искусств Тэссю (The Sword of No-Sword: Lifeof theMaster Warrior Tesshu)

Ок, спрошу конечно :)Вообще, с Наканиси ха вроде как тоже не всё так просто. Как утверждается в книге предыдущего сокэ, отца нынешнего сокэ Сасамори, он на себе "замкнул" 2 ветки, и Оно ха и Наканиси ха. Там даже приводится диаграмма.По поводу истории, то, что я пока смог узнать, находится у нас на сайте в 3-х статьях.Сегодня прикупил вот такую книгу:Меч Без-Меча. Жизнь мастера боевых искусств Тэссю (The Sword of No-Sword: Lifeof theMaster Warrior Tesshu)



Нашёл на интернете диссертацию Анатолия Аншина. На английском, и о Ямаока.

Почти тоже самое, что и книга.

И две цитаты из неё:

Ono Nario accepted Yamaoka’s request to teach predetermined patterns of movement to the latter’s disciples and, in 1884/9, together with his family, he moved to a house in Tokyo provided by Yamaoka.141 Soon it turned out that Yamaoka and Ono Nario were distant relatives and, because Ono Nario did not have heirs, the same month he made Yamaoka the legitimate 10th headmaster of Ittō-ryū by granting him the heirloom sword Kamewaritō (the Barrel Splitting Sword) and all secret traditional texts of the school transmitted in the Ono family.142 In 1885/3, Ono Nario further granted Yamaoka the license of full transmission143 and since that time Yamaoka started to add Ittō Shōden (The Correct Transmission of Ittō[-ryū]) to the name of his school, so that the new version read Ittō Shōden Mutō-ryū.144

141 Tominaga Kengo 1972, p. 376. Murakami Yasumasa 1999, pp. 277, 280.

142 Imamura 1971, p. 232. Watatani 1971, p. 257. Tominaga Kengo 1972, p. 376. Watatani and Yamada 1978, p. 69. Ishioka et al. 1980, p. 185. Kōdansha 1983, p. 206. Murakami Yasumasa 1999, p. 278. Yoshida Tomoo 2007, p. 160.

143 The license is preserved in Zenshōan temple, Tōkyō. Because Nario made Yamaoka his successor earlier, the grant of this license was probably intended not for Yamaoka himself but rather to make society aware of the fact that Yamaoka became a legitimate successor.

144 Murakami Yasumasa 1999, pp. 285-286. Also, see Ōmori Sōgen 1970, pp. 113-114.



Yamaoka’s school has survived to our days through six generations of informal successors. He never made anyone his formal successor by issuing a license of full transmission (menkyo kaiden) and granting the heirloom Kamewaritō sword of Ittō-ryū.115 It is probable that Yamaoka could not find a worthy candidate among his disciples because they lacked the innate physical and mental qualities comparable to his own. Because there were no formal successors, Yamaoka’s death actually meant the extinction of the main line Ittō-ryū, one of the three root lineages of Japanese swordsmanship, since Ono Nario also died seven months before Yamaoka.116

115 Yamaoka did issue the license of full transmission to his disciple Hasegawa Umpachirō shortly before the death of the latter. However, it was a kind of solace in Hasegawa’s last moments rather than formal recognition of the school’s transmission (Ushiyama 1937, pp. 239-240). As a famous figure of the early Meiji era, by the end of his life, Yamaoka had to attend to too many matters simultaneously, and this probably distracted him from nurturing the next generation of Mutō-ryū swordsmen. Remaining chargè d’affaires of Emperor Meiji, he exerted himself to helping the poor and the reconstruction of Buddhist temples in the “age of Buddhism persecution.” To gather money for various social projects, Yamaoka, being the 52nd headmaster of the Jubokudō style of calligraphy, wrote and sold tens of thousands of calligraphy pieces. Of course not all of them were masterpieces but it was his famous name (signature) which was bought. Being an ardent follower of Buddhism, Yamaoka also spent much time for copying Buddhist sutras (Ushiyama 1937, pp. 385-387, 390-392; 1967, pp. 105-112; 1976, pp. 253-256, 258, 265. Ōmori Sōgen 1970, pp. 61-62, 68, 75-80, 160-162. Satō Hiroshi 2002, pp. 229-235).

116 Ono Nario died in 1887/12 (Murakami Yasumasa 1999, p. 304).

Тогда почему он не возглавил линию Оно, а основал свою?
Или же это как в истории Эйсин рю, где некоторые сокэ фактически являлись первыми сокэ новых стилей.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Последние посетители