Перейти к содержимому


  




Бункай, риай, и внутреннее содержание йайдо. И секретный принцип успеха.

Автор: cypherpunk, in йайдо 09 Февраль 2012 · 1 145 views

Этот пост скомпилирован из нескольких личных сообщений, которые я написал другому человеку. Возможно, в свете дискуссий по поводу содержания йайдо, он будет поводом продолжить дискуссию, которая на данный момент скатилась на правильное ношение трусов, и преимущества ношения кольчуги при поножовщине в автобусе.

Добавлено 2012-02-10:
Терминология, часть которую надо было написать с самого начала.

Возможно, что это далеко от того, как японцы используют эти термины, но "риай" для меня, это разбор того, что происходит во время каты, причины, почему ката выполняется определённым образом. Кто где стоит, кто чего делает (в основном, что делает кассо теки, невидимый противник в кате, на чьё поведение вы реагируете).

Для меня "бункай", это практическое применение с атакующим партнёром (или партнёрами), с разнообразными изменениями параметров каты, обычно в сторону "практичности".

Это не так, как термин 分解 переводится с японского языка, но это то, как эти термины используются в моём окружение, и, похоже, что и в многих других местах тоже.



Скажу сразу. Мне не понятно, от чего так много людей "зациклилось" на бункае в йайдо.

Обосную.

По мне, так бункая для всех возможных ситуаций придумать и практиковать не возможно, и если только думать о том бункае, какой был показан на занятие, то это просто самостоятельно загонять самого себя в шоры. К примеру, весь Омори рю, по большому счёту, это бункай на тему "Я сижу с мечём за поясом". Подразумевается, что ученик должен сообразить, что если противник находится не 90 или 180 градусов от йайдоки, то реакция на такую ситуацию должна буть такой-же как и в ката.

Вот пример алгоритма действия, которому вас учит Омори Рю: Повернулись лицом к противнику где бы он не находился, и проверили ситуацию. Если не успели довернуться, а удар уже прилетает, то выполнили элемент из укенагаси. Если вы повернулись к противнику, и оказалось, что вы опаздываете, и удар сейчас прилетит, то выполнили элемент из тсуки каге. Если довернулись, и оказалось, что вы успели, но находитесь в опасности - провели нукиути, и проверили ситуацию. Если противник в сейза и вы промахнулись с нукеути, то выполнили йайгаки. И т.д.

Тут подразумевается, что ученик сам умеет думать. Если к вам справа подходит текки, с мечом в хассо, а вы этот бункай в додзё не тренировали, то что, умирать, по тому, что "это мы не проходили, это нам не задавали"? Или скомбинировать каты усиро и укенагаси, или хидари и тсуки каге?

То есть, думать надо самому, и пробовать, а не уповать, что разжуют и в клювик положат. Ката, это просто инструмент, в котором закодировано некоторое количество тактических и технических решений, и ученик должен сам их увидеть, и научиться применять в ситуациях. Именно поэтому, моё мнение, это то, что йайдо это не кендзюцу, не уроки фехтования на мечах, не техники подлого убийства, а просто среденвековый эквивалент курса молодого бойца.

Скажу вам по секрету - исходя из моего опыта, японцы тоже не зацикливаются на бункае. Единственное, на моей памяти, что более менее подходит, это своеобразная канонизация кае ваза для йайгаки, среди инструкторов ЗНКР по Мусо Дзикиеден Еисин Рю. То есть, для большинства занимающихся МДЭР под эгидой ЗНКР, Омори Рю сейчас, это 11 кат плюс одна кае ваза. А если ещё нет, то возможно, что скоро докатится и до вас, как только японцы определятся между собой какая вариация "номер 5", а какая "номер 12".

На самом деле, никакого ревизионизма нет, просто разные ветки МДЕР делали или блок удара по щиколотке (убитый враг, на последнем дыхание делает слабую попытку расквитаться. На вскидку, такие ветки как Оосака Шимфункай, Харуна Матсуо, и т.д.), или нуки ути при шаге назад, а затем кири ороси (У убитого был друг, который только подошёл. Практикуется в современном Токио, возможно из за тесных контактов с проппонентами Мусо Синден Рю, у которых эта ката является основной, а предидущая является кае ваза).

А как-же риай, спросите вы. Отвечаю.

У меня в додзё, когда новичку в первый раз показывают кату, то объясняют риай, или даже показывают расклад с бокуто. Но, похоже, что это стандартная практика во многих додзё - в книге Митани и Митани риай тоже показан, с фотографиями (Про Митани и Митани знаю точно, за другими книгами лень лезть, я же йайдо не по книгам занимаюсь). В стандартной книжечке по йайдо, изданной федерацией кендо, что на японском, что на английском языках, худо-ли, бедно-ли, но риай тоже написан. Логично представить, что для того, чтоб йайдока мог выполнять кату в реалистичной манере, он должен иметь представление, где находится противник. Однако, мы (и другие додзё в радиусе 500 км, в которых я был) на риай не зацикливаемся. Если есть человек, который ката не знает, то покажем и расскажем. Если все знают, то чего время тратить, когда можно индивидуально ошибки скорректировать?

Изредка на некоторых семинарах(на моей памяти, может на трёх-четырёх семинарах из наверное 40 или 50, которые я посетил за последние 7-8 лет), бывала ситуация, где инструктор видел, что у большинства одинаковая ошибка в выполнение отдельного технического элемента каты. Для облегчения восприятия, инструктор специально показывал тот отдельный элемент каты, где была ошибка, с партнёром, показывал неправильное движение, и алтернативно правильное движение. После этого, если ученики всё ещё "не догоняли". то инструктор просил всех взять бокуто, и попробовать с партнёром. Но тут происходила демонстрация, все смотрели, все быстро убирали йайто, брали бокуто, раз, опробовали на соседе, сосед опробовал на вас, через пять минут у всех опять йайто, опять делают кату, имея в виду свежеопробованные знания. Однако, такая демонстрация, это скорее исключение из правил.

Я даже приведу пример. В ЗНКР сейтей, десятая ката, Сихогири, момент прохода из ваки камае в кири ороси, перед последним ударом. На маленьком (человек 20, два седьмых дана, один шестой, и там дальше, по мелочи) междусобойчике, ученики одного из седьмых данов делали этот элемент, оставляя тсуку меча позади тела в движении. Урок преподавал второй седьмой дан (первый тоже занимался, но его ученики смотрели не на преподавателя, а на своего учителя). Второй седьмой дан продемонстрировал раз, продемонстрировавл два, потом взял, и, ассистируемый шестым даном, продемонстрировал, что текки может рвануть вперёд, резко сократить дистанцию, и заблокировать левую руку йайдоки, и помешать кири ороси (а при толике скорости, то повалить йайдоку на землю). Ну так вот, первый седьмой дан, который делал этот элемент неправильно, тоже попробовал (у нас не зазорно седьмому дану заниматься на семинаре у другого седьмого дана на общих основаниях), и в результате сразу-же поменял свою технику (и по возвращению домой стал гонять своих учеников, и все они за месяц исправились. Все.). Однако, я хочу обратить внимание, что за трехдневный семинар, на изучение этого момента, и изменение техники, потратилось, ну может 10 минут.

Это логично - на семинаре время слишком дорогое, а азы должны показывать и выправлять инструктора на местах. О семинарах только по бункаю или только по риаю и речи не идёт. Опять-же, для этого есть инструктора на местах. Задача инструктора на семинаре, это подтянуть преподавателей из разных додзё, ну а те подтянут своих учеников. Ученики там в надежде подглядеть чего-то. Не можешь? Иди в младшую группу, там, под руководством 4ого или 5ого дана будешь 3 дня первые 5 кат с нуля разучивать.

Кстати, этим, как раз, сейтей и хорош, что все его знают. У инструктора ко-рю может быть Мусо Синден, Мусо Дзикиден, у одного было Мугай Рю, но они все знают, что нужно для сейтей, в идеале, все обучают одному и тому-же.

Ну всё таки, что, что-же является внутренним содержанием йай?

Если вы занимаетесь йайдо, задайте себе вопрос - чему учит эта ката? Риай для этой каты, он вообще реалистичный, или в кате просто есть необходимый элемент, которому эта ката обучает, а риай притянут за уши? Сами не можите разобраться, то прочитайте ещё раз официальное описание каты. Вдумчиво сделайте её несколько раз. Спросите своего учителя, чтоб он показал вам, где вы делаете ошибки. Сделали? Теперь следующую. Задайте себе вопрос, а что общего в этом наборе кат? Можете за кружкой пива или чая спросить своего инструктора, что он об этом думает, и на что вам следует обращать внимание на вашем уровне.

По мере изучения йайдо, ваше мнение о внутреннем содержание йайдо будет меняться под воздействием большего опыта. Более того, с расширением кругозора, оно у вас будет всё более индивидуальным, и всё меньше вы захотите о нём говорить, ибо оно будет сугубо личным.

Ну и напоследок, суперсекретный заговор для тех, кто хотят всё и сразу

Расскажу вам секрет о том, как получить просветление во всех этих вопросах, и добиться успеха в абсолютно любом БИ. Это очень сильное колдунство, но работает только на оригинальном японском языке. Оно проверено мной лично, и действует на кендо, йайдо, дзёдо, айкидо, и вообще на абсолютно любое БИ, где у вас есть адекватный преподаватель.

Вот оно, это магическое заклинание: 黙って稽古!

На каждой тренировке повторяйте его про себя 40 раз, как только возникнут вопросы по внутренней сущности йайдо, и я уверен, что все вопросы сами собой разрешатся.

Удачи вам в вашем поприще.

Добавлено 2012-02-10:
А татиути но курай как? Ведь в МДЭР есть парные практики, татиути но курай, тсумиаи но курай, и т.д. Если они есть, то от них есть какая-то польза, так?


Парные практики есть. Мой инструктор, обычно посвящает первый урок месяца занятию по татиути но курай (тсумиаи но курай, мы, к сожалению не знаем). Но смотрите, википедия утверждает что в МДЭР были ещё наборы парных кат помимо ТУНК и тсумиай но курай, но они были утеряны. Почему они были утеряны? Скорее всего, именно потому, что те элементы, что они давали занимающемуся, можно было быстрее и качественнее разучить где-то ещё. А знания ТУНК, на данный момент тоже не повсеместны и, скорее всего, постепенно вымирают (в какой-то мере мне повезло, что мои инструктора знают ТУНК, научили меня, и я могу об этом говорить исходя из собственного опыта).

По мне, так парные практики (ТУНК, бункай, и т.д.) не суть йайдо, но без практики ТУНК, у большинства практикующих только "сферическое йайдо в вакууме" (то есть йайдо без практики кендо, дзёдо, и т.д, где есть парные тренировки), не нарабатываются знания семэ (в смысле и "давления" на противника при атаке, и контроля противника без физического контакта), маай и дзансин. А вот эти элементы, как раз, по мне, часть сути йайдо. То есть ТУНК (и, скорее всего тсуми ай но курай), даёт правильный ментальный настрой для выполнения одиночных ката (ну и глазомер, чтоб бить киссаки, хотя это можно получит и из тамесигири).

По мне, чистое йайдо (без других БИ) можно практиковать, только практикуя, хотя-бы изредка, ТУНК и тамесигири. Без любого из трёх элементов (йай, ТУНК, Тамэсигири), получается имитация, именно по тому, что самому очень трудно проверить, выполняется ли техника правильно, и с правильным ментальным настроем (без тамесигири человеку хоть сто раз говори, что у него хассудзи неправильное, но он не поймёт).

НО... ТУНК не набор практических приёмов кендзитсу. Нельзя использовать ТУНК для того, для чего оно не приспособлено (ну можно, только результата не будет). ТУНК это инструмент для тренировки духа. Если вы занимаетесь чем-то ещё (кендо, дзёдо, карате даже), то вы можете позаимствовать элементы из этой практики, и перенести их в йайдо. И тогда, возможно, для развития вам ТУНК будет не нужен. Я немного косноязычно объясняю, и может звучит немного высокопарно, но я не знаю как ещё объяснить, что даёт йайдоке ТУНК, но от ТУНКа толк есть.

Кстати, мы практикуем ТУНК с киай, именно по тому, что грамотное использование киай одновременно развивает сэмэ.

Если выполнять бункай не с целью практического применения, а с целью духовного развития (сэмэ это ведь сила духа), то да, наверное можно с этого чего-то поиметь. Но в бункай обычно упор делается на боевую, а не на духовную составляющую. Кстати, да, бункай можно использовать для того, чтоб определить, правильные ли цели вы поражаете. Но тогда, бункай ли это, или демонстрация риай?




>Но смотрите, википедия утверждает что в МДЭР были ещё наборы парных кат помимо ТУНК и тсумиай но курай, но они были утеряны.

Не знаю, что говорит Википедия, но мы эти парные ката периодически практикуем. Так что слухи об их утерянности сильно преувеличены :)
какие именно?
цумэай, дайсёдзумэ или гундзё дайкэндори

я к тому что, насколько я понимаю, сейчас бессмысленно говорить о МДЭР как о какой-то единой школе. Кроме ветки сокэ - Танимура-ха, есть еще куча школ, которые созданны учениками Оэ Масамити. Поэтому где-то объем меньший, где то больший. Если верить той же википедии, то людей учившихся кумиути не осталось и те кумиути, что практикуются в разных ветках МДЭР восстановленны по дэнсё.
Уточню: я немного неправильно поняла автора. Потом, перечитав, поняла, что он хотел сказать - что были ката ПОМИМО татиути и цумэаи. Их мы действительно не знаем :)

Практикуем ровно то же татиути но курай...

Кроме ветки сокэ - Танимура-ха, есть еще куча школ, которые созданны учениками Оэ Масамити. Поэтому где-то объем меньший, где то больший. Если верить той же википедии, то людей учившихся кумиути не осталось и те кумиути, что практикуются в разных ветках МДЭР восстановленны по дэнсё.


Оэ Масамити, и сам, вроде, воссоздавал (или редактировал?) ТУНК. В его модификации 7 ката, а не десять, и несколько из них такие-же как в 10-катовом ТУНК, а или 3, или 4 достаточно сильно отличаются (В прошлом году на большом семинаре в Кливлэнде, мои учителя пересекались с человеком, который знал 7-катовую версию ТУНК, но детали я помню достаточно плохо).
а цумэай 10 форм делаете?

Оэ Масамити, и сам, вроде, воссоздавал (или редактировал?) ТУНК.


Ивата Норикадзу например, писал что Оэ сэнсэй серьезно редактировал вообще все техники школы. И кумитати, да, изменил и количество с 10 до 7 и сами техники.

а цумэай 10 форм делаете?


Мы не делаем, но по идее нам Харуна сенсей 10 показывал, да.

В Митани и Митани тоже десять описано (и 10 кат ТУНК и 10 кат цумэай).

Харуна сенсей вообще был традиционалистом. Одна история с Нитен ити рю чего стоит, где он сказал, что меня учили до упрощения кат в Нитэн, я учу как меня учили, и Нитэновцы потом сами придут ко мне и моим ученикам, чтоб их научили тому, как они раньше делали. Жаль, не дождался. Эх.

Немного offtopic, но сильно удивился, насколько Митани и Митани подорожал. Я несколько лет назад 45$ платил, а сейчас книга сотню стоит.


а цумэай 10 форм делаете?


Мы не делаем, но по идее нам Харуна сенсей 10 показывал, да.


сори, это я у Яри спрашивал :)

Харуна сенсей вообще был традиционалистом. Одна история с Нитен ити рю чего стоит, где он сказал, что меня учили до упрощения кат в Нитэн, я учу как меня учили, и Нитэновцы потом сами придут ко мне и моим ученикам, чтоб их научили тому, как они раньше делали. Жаль, не дождался. Эх.

Да нормальная позиция уверенного в своих знаниях человека .

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Latest Visitors